Тютчев - Зима недаром злится

Зима недаром злится,
Прошла ее пора —
Весна в окно стучится
И гонит со двора.

И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон —
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.

Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит…

Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя…

Весне и горя мало:
Умылася в снегу,
И лишь румяней стала,
Наперекор врагу.

Анализ стихотворения Федора Тютчева Зима недаром злится

История создания. Безграничное вдохновение повлияло на известного писателя в то время, когда наступил 1836 год. Это время в жизни поэта считается наиболее благоприятным для создания произведений.

Тема стихотворения – противостояние зимы торопящейся навстречу ей весне. Основная мысль состоит в том, что молодость всегда сменяет старость. И подобное состояние относится к бессмертным законам жизни.

По жанру стихотворение относится к лирическим. Здесь сочетаются яркие выразительные эмоции автора и проявляются характеристики его внутреннего мира, имеющего отношение к природе.

Сюжет напоминает игру озорных детей, которые заполонили улицу и пытаются попасть друг в друга. Именно так автор представляет читателю уход последнего месяца и явившуюся на смену ему весеннего. Агрессия зимы понятна читателю. Последние порывы ветра, хватающие перед уходом оставшийся снег, говорят о настоящем переходе одного состояния природы в другое.

По композиционному рисунку четко виден переход от зимы к весне и вновь к зиме.

Яркие, незабываемые, точные художественно-выразительные средства, использованные поэтом в произведении, понятны каждому. Это олицетворения, которые заставляют поверить в существование таких героев, как времена года («зима злится», «хлопочет», «ворчит», «весна стучится», «умылась»). Благодаря большому количеству глаголов в стихе все постоянно движется, действует. Это говорит о приходе в жизнь природы и человека новых чувств, явлений, событий, об изменении состояния в целом, об обновлении всего живого. Динамик чувствуется и в отношении весны (гонит, стучится, хохочет), и зимы (ворчит). Необыкновенный образ зимы создает метафора «взбесилась ведьма злая».

Нескончаемая радость, азарт, динамика проявляется в каждой строфе стихотворения. Изображение двух времен года настолько точно, что читателя не возникает сомнений в происходящих событиях. В душе читателя постоянно присутствует ощущение того, что перед ним сказка. Каждое из явлений природы, птиц ведут себя так, как положено в каждое время года. Сопротивление зимы, будто оскорбленной тем, что ее гонят, напрасно как всегда. Зародившаяся недавно весна смело продолжает борьбу за собственное место, «снегу захватя», она открыто радуется своему превосходству.

Так, авторский замысел, состоящий в описании состояния природы, открыт и понятен для каждого читателя.

Вариант №2

В стихотворении Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится» Зима и Весна представлены, как живые люди: Весна – озорным подростком, пришедшим на двор. Зима же против этого, и отчаянно гонит красавицу Весну, ворчит на нее, да все напрасно – ее правление закончено.

О том говорят и жаворонки в небе, и их непрекращающийся трезвон. Но старуха не собирается просто так сдавать позиции – она ворчит на Весну, хлопочет, и даже пригоршней снега в нее закинулась. А Весне хоть бы что: умылась только этим снегом. В общем, все закончилось победой молодки-Весны, она

«Лишь румяной стала

Наперекор врагу».

Я это стихотворение еще в школе наизусть учила, и на уроке с ним у нас произошел казус: к доске тогда вызвали маленького ростом, нескладного мальчика Ваню, которого все за глаза звали Цыпой. И вот Цыпа выбрался из-за парты, горделиво подошел к доске и начал читать своим писклявым голоском:

«Зима недаром злится,
Прошла ее пора —
Весна в окно стучится
И гонит со двора.

Сначала все шло, как по маслу, но вот на строчках «И все засуетилось…».- Цыпа вдруг резко затормозил, прикрыл свои карие глазищи и выдал: «Вон  гонит Зиму Слон!»

Секунду никто ничего не понимал: все смотрели то на Ваню, то в учебник, где никакого Слона не было и в помине. Потом кто-то (может быть, даже это была я, не помню) уткнулся в страницу и захихикал. Видимо, этому кому-то ошибка Цыпы показалась смешной: Слон, гоняющий старуху Зиму по двору – действительно есть, над чем посмеяться. А затем уже смех распространился по классу, как лесной пожар – все хватались за животы и повторяли: «Слон!» «Ой не могу!» «Слон!»

Не смеялся только бедняга-Цыпа, под общий гвалт прижавшийся у доски, да учительница, с каждой минутой все больше сводившая брови «домиком». Наконец, она не выдержала, и стукнула по столу указкой:

 - Возвращайся на место, Иван. – велела она Цыпе. Потом обвела суровым взглядом всех нас и провозгласила – а вам всем будет единица с минусом, за то, что не только не промолчали, а стали ржать, как табун диких лошадей.

Кое-кто заканючил:

- Я не хочу единицу с минусом!
- Мама ругать будет!
- Не ставьте! Я больше не буду!
- А вот раньше надо было думать!

Непреклонно отозвалась Наталья Борисовна, беря в руки красную ручку. В общем, свои единички мы тогда все-таки словили, и с тех пор очень долгое время у меня с этим стихотворением были отрицательные ассоциации.

Уже сейчас, будучи взрослой, я прочла его без прежней обиды и горечи на душе, и нашла там довольно красивые образы. Весна видится мне подростком в красивом зеленом платье. Зима же – старухой, с плотно поджатыми губами, холодными синими глазами, в белой шубке и муфте ей под цвет. Седые волосы спрятаны под добротною меховой шапкой.

Интересно, а автор тоже видел эти образы, когда писал, или это только мое воображение так может? И как лично Вам видится это сражение двух поколений?

Зима недаром злится

Зима недаром злится
Сейчас читают: