Тютчев - Весенняя гроза (Люблю грозу в начале мая)

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной и шум нагорный —
Все вторит весело громам.

Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.

Анализ стихотворения Федора Тютчева Весенняя гроза (Люблю грозу в начале мая)

Фёдор Тютчев считается мастером, который обладает талантом описывать пейзажи. Природные картины не только нравились поэту, но и наталкивали на размышления о вселенной в целом и жизни в частности. Одним из известных произведений Ф. И. Тютчева, в котором ярко прослеживаются лирические пейзажи, является стихотворение «Весенняя гроза».

Оно было написано в 1828-м году. В это время поэт находился в Германии на службе. но свет его увидел годом позже. Произведение напечатали в Московском журнале «Галатея». Из некоторых источников известно, что поэт в 1854-м году внёс правки в стихотворение. Именно со второй редакцией знаком современный читатель.

Что касается жанра произведения, то здесь мнения литературоведов расходятся. Некоторые относят его к распавшейся оде. Тынянов считает, что стихотворение написано фрагментами. Но так или иначе пейзажно-философское направление произведения никто не отрицает.

четырёхстопный ямб с пиррихием, именно таким способом написана «Весенняя гроза». Кроме того, в стихотворении используется перекрёстная рифмовка. При этом происходит чередование мужских и женских рифм.

Основной темой произведения является обновление и молодость. Читатель, погружаясь в стихотворение, отчётливо видит все краски природы, чувствует её запахи, слышит звуки, которые сопровождают первую лесную грозу.

В финале тематика произведения расширяется. Происходит это из-за того, что автор в него вводит сюжет о древнегреческой ветреной гебе. Таким образом Тютчев подчёркивает постоянство и кругообразность природы, которая чарует и вдохновляет разные цивилизованные эпохи.

Фёдор Иванович делится с читателем хорошим, позитивным — одним словом, весенним настроением.

Поэт в своём произведении акцентирует внимание на корреляции человека и природы. Он сравнивает весеннее обновление с молодостью. То есть, весной природа так же энергична, активна, радостна,  шумна как и человек в юности, который наполнен неуёмной жаждой действовать, всегда готов строить новые и новые планы.

На протяжении всего стихотворения автор рисует яркие образы весенней грозы. В этом ему помогают различные средства выразительности. Тютчев использует такие средства выразительности как эпитеты, метафоры, олицетворение, аллитерация.

Таким образом, стихотворение «Весенняя гроза» — это поразительный пример русской пейзажной лирики. Наблюдая за красотой природы, поэт приоткрывает завесу в тайну вселенной. Тютчев создаёт красочный образ первой весенней грозы, которая напоминает человеческую молодость. Помогают ему в создании прекрасных картин тропы и ослепительные образы.

Вариант №2

Первая версия стихотворения «Весенняя гроза» Ф. И. Тютчевым был написан в 1828 году. Спустя время, в 1854 году поэт внёс изменения в своё творение, именно с этим вариантом мы и будем работать.

Основная тема заключена в словах названия стихотворения – тема природы. Ознакомившись с текстом, становится ясно, что гроза не только природная стихия. Она является символом  непрерывного движения, изменения, а также рождения нового.

Автор сопоставляет человека с окружающей средой. Гроза, словно людская молодость, потому что это время создания и движения, период громкого заявления о себе и начала нового. Образы неба, солнца и воды выражают единство природы и человека.

Благодаря олицетворению окружающая среда оживает. Так, гром наделяется способностью вести себя как человек, как ребёнок: «забавляется, играет», а «солнце нити золотит», «поток бежит».

В своих размышлениях о природе автор обращается именно к человеку, в тексте звучат слова: «Ты скажешь…», как бы обращаясь к читателю. Здесь пейзажная лирика пересекается с мыслями философского направления. Май – месяц, когда природа уже проснулась ото сна, цветёт сирень, поют птицы. Здесь этот месяц является символом начала. Сам автор положительно относится к природному явлению – к грозе - и подчёркивает это, называя общий лесной шум «весёлым».

Лирическое стихотворение написано четырёхстопным ямбом, рифмовка - перекрёстная. Особенное звучание придаёт смена мужской рифмы женской. Композиционно стихотворение разделено на три части. Первая и последняя строфы являются началом и завершением произведения, две другие помогают показать образ грозы. 

Для создания интересных образов Ф. И. Тютчев использует множество средств выразительности. Например: эпитет – «весенний, «птичий гам», первый гром», «молодые раскаты», метафора – «пыль летит», «гром грохочет», аллитерация - частое использование звуков «Г» и «Р», которые делают картину реалистичнее.

Природа динамична, благодаря обилию глаголов: «гремят», «брызнул», «летит», «не молкнет» и другие.

Таким образом, главной мыслью становится тема единства природы и человека. Здесь чётко выражена позиция автора, прослеживаются его мысли и чувства.  Мелодичное, лёгкое творение Ф. И. Тютчева наполнено светом и побуждает к глубокому размышлению. Стихотворение дарит нам веру на светлое будущее, пробуждает в нас желание жить.

Весенняя гроза (Люблю грозу в начале мая)

Весенняя гроза (Люблю грозу в начале мая)
Сейчас читают:
  • Сочинение по картине Кот на окне Вилли Джеймса 4 класс

    Высокое окно, заснеженные крыши и тяжелое небо – всё это элементы картины Вилли Джеймса «Кот на окне». А вот сам герой, в честь которого и названо полотно, тихонько присел в углу подоконника и внимательно вглядывается вдаль.

  • Тёмное царство в пьесе Гроза сочинение

    Действие в пьесе Островского «Гроза» разворачивается в городе Калинове. Город этот вымышлен. И представляет он собой некое «темное царство». Власть в этом городе принадлежит людям жадным, темным. Это угнетатели и самодуры. А второе сословие этого

  • История души человеческой в романе Герой нашего времени сочинение

    В романе "Герой нашего времени" М.Ю. Лермонтов представил образ Григория Александровича Печорина, к которому можно относиться по-разному: с сожалением - в связи с потерей героем ориентира в жизни, с осуждением - так как он принес

  • Сочинение Нам не нужна война 4 класс

    С детства я слышал много рассказов прадеда о войне. Он прошел всю Великую Отечественную войну, дошел до Берлина и вернулся победителем. Прадед с дрожью в голосе рассказывал, как мать провожала его на фронт, рассказывал о первом бое (самом страшном).

  • Сочинение на тему Музыка в моей жизни

    Музыка прекрасный вид искусства, о котором и пойдет речь в моем сочинении. В свободное от учебы время я люблю слушать музыку. Она меня вдохновляет, мотивирует, от нее я заряжаюсь позитивной энергией на целый день.

  • Сочинение на тему Любовь к животным

    Человек живет в мире, который существует параллельно с миром, который нам еще не очень то и знаком, так как в этом мире существуют свои, особенные правила, которые нам простым людям не понятны. Мир животных, это особенная система