- Стихи /
- Стихи Тютчева /
- Весенняя гроза (Люблю грозу в начале мая)
Тютчев - Весенняя гроза (Люблю грозу в начале мая)
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной и шум нагорный —
Все вторит весело громам.
Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.
Анализ стихотворения Федора Тютчева Весенняя гроза (Люблю грозу в начале мая)
Фёдор Тютчев считается мастером, который обладает талантом описывать пейзажи. Природные картины не только нравились поэту, но и наталкивали на размышления о вселенной в целом и жизни в частности. Одним из известных произведений Ф. И. Тютчева, в котором ярко прослеживаются лирические пейзажи, является стихотворение «Весенняя гроза».
Оно было написано в 1828-м году. В это время поэт находился в Германии на службе. но свет его увидел годом позже. Произведение напечатали в Московском журнале «Галатея». Из некоторых источников известно, что поэт в 1854-м году внёс правки в стихотворение. Именно со второй редакцией знаком современный читатель.
Что касается жанра произведения, то здесь мнения литературоведов расходятся. Некоторые относят его к распавшейся оде. Тынянов считает, что стихотворение написано фрагментами. Но так или иначе пейзажно-философское направление произведения никто не отрицает.
четырёхстопный ямб с пиррихием, именно таким способом написана «Весенняя гроза». Кроме того, в стихотворении используется перекрёстная рифмовка. При этом происходит чередование мужских и женских рифм.
Основной темой произведения является обновление и молодость. Читатель, погружаясь в стихотворение, отчётливо видит все краски природы, чувствует её запахи, слышит звуки, которые сопровождают первую лесную грозу.
В финале тематика произведения расширяется. Происходит это из-за того, что автор в него вводит сюжет о древнегреческой ветреной гебе. Таким образом Тютчев подчёркивает постоянство и кругообразность природы, которая чарует и вдохновляет разные цивилизованные эпохи.
Фёдор Иванович делится с читателем хорошим, позитивным — одним словом, весенним настроением.
Поэт в своём произведении акцентирует внимание на корреляции человека и природы. Он сравнивает весеннее обновление с молодостью. То есть, весной природа так же энергична, активна, радостна, шумна как и человек в юности, который наполнен неуёмной жаждой действовать, всегда готов строить новые и новые планы.
На протяжении всего стихотворения автор рисует яркие образы весенней грозы. В этом ему помогают различные средства выразительности. Тютчев использует такие средства выразительности как эпитеты, метафоры, олицетворение, аллитерация.
Таким образом, стихотворение «Весенняя гроза» — это поразительный пример русской пейзажной лирики. Наблюдая за красотой природы, поэт приоткрывает завесу в тайну вселенной. Тютчев создаёт красочный образ первой весенней грозы, которая напоминает человеческую молодость. Помогают ему в создании прекрасных картин тропы и ослепительные образы.
Вариант №2
Первая версия стихотворения «Весенняя гроза» Ф. И. Тютчевым был написан в 1828 году. Спустя время, в 1854 году поэт внёс изменения в своё творение, именно с этим вариантом мы и будем работать.
Основная тема заключена в словах названия стихотворения – тема природы. Ознакомившись с текстом, становится ясно, что гроза не только природная стихия. Она является символом непрерывного движения, изменения, а также рождения нового.
Автор сопоставляет человека с окружающей средой. Гроза, словно людская молодость, потому что это время создания и движения, период громкого заявления о себе и начала нового. Образы неба, солнца и воды выражают единство природы и человека.
Благодаря олицетворению окружающая среда оживает. Так, гром наделяется способностью вести себя как человек, как ребёнок: «забавляется, играет», а «солнце нити золотит», «поток бежит».
В своих размышлениях о природе автор обращается именно к человеку, в тексте звучат слова: «Ты скажешь…», как бы обращаясь к читателю. Здесь пейзажная лирика пересекается с мыслями философского направления. Май – месяц, когда природа уже проснулась ото сна, цветёт сирень, поют птицы. Здесь этот месяц является символом начала. Сам автор положительно относится к природному явлению – к грозе - и подчёркивает это, называя общий лесной шум «весёлым».
Лирическое стихотворение написано четырёхстопным ямбом, рифмовка - перекрёстная. Особенное звучание придаёт смена мужской рифмы женской. Композиционно стихотворение разделено на три части. Первая и последняя строфы являются началом и завершением произведения, две другие помогают показать образ грозы.
Для создания интересных образов Ф. И. Тютчев использует множество средств выразительности. Например: эпитет – «весенний, «птичий гам», первый гром», «молодые раскаты», метафора – «пыль летит», «гром грохочет», аллитерация - частое использование звуков «Г» и «Р», которые делают картину реалистичнее.
Природа динамична, благодаря обилию глаголов: «гремят», «брызнул», «летит», «не молкнет» и другие.
Таким образом, главной мыслью становится тема единства природы и человека. Здесь чётко выражена позиция автора, прослеживаются его мысли и чувства. Мелодичное, лёгкое творение Ф. И. Тютчева наполнено светом и побуждает к глубокому размышлению. Стихотворение дарит нам веру на светлое будущее, пробуждает в нас желание жить.
- Добрый человек сочинение-рассуждение
Доброта – это одно из самых прекрасных качеств человека, которое делает наш мир лучше и светлее. Добрый человек – это
- Сочинение на тему О днях недели 5 класс
Каждый день недели у меня всегда расписан. Я делаю план своих действий и стараюсь не откланяться от выполнения намеченных событий.
- Сочинение на тему Комната моей мечты 6 класс
Комната моей мечты – это уютное место, свой личный уголок, в котором можно на время спрятаться. Она не должна быть слишком большой, но при этом должна иметь определенное свободное пространство
- Сочинение по картине Февральская лазурь Грабарь 4, 5 класс
Картина Игоря Эммануиловича Грабаря создана и пропитана чувствами глубокого патриотизма и безмятежным восхищением богатствами родной природы. Как удивительна история создания величайших картин этого художника. И.Э. Грабарь
- Образ и характеристика Цыфиркина в комедии Недоросль сочинение
В комедии Недоросль, написанной Денисом Фонвизином в 1782 году, персонаж Цыфиркин является одним из трёх учителей барского сына — Митрофана. Фамилия героя выбрана не случайно и скрывает в себе довольно глубокий смысл. Прежде всего,
- Тема ответственности в романе Мастер и Маргарита сочинение
Знаменитый на весь мир роман «Мастер и Маргарита» русского писателя Михаила Булгакова не зря и читатели, и критики считают своего рода закатным произведением. Роман получил название итоговый не только потому, что он является последним,