Тютчев - Она сидела на полу

Она сидела на полу
И груду писем разбирала,
И, как остывшую золу,
Брала их в руки и бросала.

Брала знакомые листы
И чудно так на них глядела,
Как души смотрят с высоты
На ими брошенное тело…

О, сколько жизни было тут,
Невозвратимо пережитой!
О, сколько горестных минут,
Любви и радости убитой!..

Стоял я молча в стороне
И пасть готов был на колени,-
И страшно грустно стало мне,
Как от присущей милой тени.

Анализ стихотворения Федора Тютчева Она сидела на полу

Стихотворение «Она сидела на полу» написано и опубликовано Тютчевым Ф. И. в 1858 году в журнале «Русская беседа».

Стихотворение посвящено жене поэта – Элеоноре Тютчевой, тяжело переживавшей измену мужа. Она не могла простить чувства поэта к Елене Денисьевой и в порыве негодования уничтожила все любовные письма мужа, когда-то написанные ей. Поэт стал невольным свидетелем поступка Элеоноры. Он написал стихотворение об угасшей любви и попытался передать все чувства и переживания героев.

В элегии, проникнутой нотами романтизма, два лирических героя: женщина, которая осознает, что её больше не любят, и мужчина – невольный свидетель женских страданий.

В стихотворении четыре катрена.

В первом и втором четверостишии описываются действия героини:«Она сидела на полу И груду писем разбирала». Женщина понимает, что любовь ушла, но не может с этим смириться. Уничтожая письма, она пытается избавиться от неостывшей любви, справиться с болью разлуки, забыть того, кто ещё дорог сердцу.
Третье четверостишие состоит из риторических восклицаний – это помогает поэту передать накал страстей. Размышление о сгоревших письмах становятся размышлением о сущности любви, о том, что значимо, вечно и о том, что второстепенно. Письма – это только листы бумаги. Их можно сжечь. Но нельзя избавиться чувств, которыми они были наполнены. В этих письмах вся история любви.

Трудно понять, кому принадлежат размышления о происшедшем, брошенной женщине или наблюдающему за происходящим мужчине. Да это и неважно. Сожженные письма – это единственное связующее звено для наших героев.

В последнем четверостишии появляется герой. Читатель вдруг начинает понимать, что герой был поблизости и видел все, что делала женщина, однако не пытался ее остановить. Кажется, что он черствый, равнодушный. На самом деле он чувствует свою вину, готов просить прощения: ему «страшно грустно». Но герой осознает бессмысленность происходящего. Зачем возвращать любовь, если она стала «тенью».

Написано стихотворение в форме лирического монолога героя. Муки совести заставляют героя вспоминать минувшие события и искать оправдания своим поступкам.

Четырехстопный ямб и перекрестная рифмовка придают стихотворению живость. Редкие сравнения, эпитеты, метафоры помогают поэту полно, ярко передать чувства героев.

Она сидела на полу

Она сидела на полу
Сейчас читают: