Тютчев - Фонтан

Смотри, как облаком живым
Фонтан сияющий клубится;
Как пламенеет, как дробится
Его на солнце влажный дым.
Лучом поднявшись к небу, он
Коснулся высоты заветной —
И снова пылью огнецветной
Ниспасть на землю осужден.
О смертной мысли водомет,
О водомет неистощимый!
Какой закон непостижимый
Тебя стремит, тебя мятет?
Как жадно к небу рвешься ты!..
Но длань незримо-роковая,
Твой луч упорный преломляя,
Свергает в брызгах с высоты…

Анализ стихотворения Федора Тютчева Фонтан

Стихотворение Тютчева Фонтан достаточно изящно и умело рисует образ искрящейся и струящейся воды. В центре лирического повествования, по сути, только сам фонтан и более ничего. Автор наблюдает, как вода циклический движется в данной конструкции и использует различные художественные приёмы, для того чтобы представить действо наиболее утонченным и оригинальным образом. Действительно, приложения и эпитеты, которые используются в этом стихотворении позволяют буквально увидеть, как движется и действует фонтан. Есть возможность посмотреть за искрящимися капельками жидкости, ощутить движение и многое другое.

Конечно, также как и многие другие произведения автора, стихотворение Фонтан является не только созерцательно-описательным. Точнее говоря, здесь через достаточно понятный и привычный образ используется для восхождения к более глубокому рассуждению и центральные вопросы лирического повествования также рассматриваются как символ, который позволяет погружаться в более глубокие раздумья. Как правило, в таких стихотворениях основными вопросами становятся наиболее глубокие и философские, такие которые волнуют практически каждого человека, который о чём-то глубоко задумывается.

В частности, мне кажется, что Тютчев здесь хотел некоторым образом затронуть вопрос о цикличности существования, а также вопрос предначертанности и ещё чего-то подобного. Во-первых, в циклическом движении фонтана автор, кажется, рисует мир, в котором различные процессы и действия определяются кем-то свыше. Мне кажется, здесь даже присутствуют какие-то безрадостные интонации, которые могут чем-то напоминать, например, образ Сизифа, который также акцентирует внимание на повторяющемся и циклическом достаточно безрадостном существовании. Помимо этого, Тютчев рассматривает вопрос о бренности бытия и старается достаточно глубоко этот вопрос постигнуть. С одной стороны, здесь возможно говорить о том, что радость искрящейся воды фонтана символизирует радость в жизни каждого человека, которая так или иначе наблюдается, но в итоге каждому человеку предначертано осознать бренность его существования в этой жизни и в этом мире. Помимо этого, мне кажется, Тютчев хочет сказать и о чём-то более глубоком, о сути бренности в этом мире как таковой. При этом автор старательно вопрошает, он ищет и хочет понять, что является причиной такого мироустройства и какая причина заставляет этот мир именно так функционировать.

Вариант №2

Стихотворение «Фонтан» было написано Тютчевым в романтичном стиле в 1836 году. В это время он проводил много времени за границей, особенно в Германии, учил разные языки и знакомился с творчеством местных авторов. Это наложило особенный отпечаток и на его работы. Он работал в качестве дипломата, средств на жизнь хватало в полной мере, он не считал литературу своим основным занятием, скорее приятным увлечением. Но душа Тютчева требовала полета, который он отобразил в стихотворении «Фонтан».

Главной темой работ Тютчева того периода, в том числе и данного стихотворения является размышление о судьбе, о ее поворотах и о маленькой роли человека в этой судьбе, а невозможности ее изменить. В нем описана печальная ситуация о думающих людях, интересующихся и стремящихся к изменениям и ограничениях, которые мешают сделать что-либо таким активным людям. При этом в обществе того времени актуальными были совершенно другие проблемы, но Тютчев не обращал на них внимание, он посвятил свое произведение природе, чувствам и философии.

Стихотворение состоит из двух частей. Первая часть состоит из двух четверостиший, в них раскрывается центральный образ стихотворения - образ фонтана. Здесь он представлен живым существом благодаря различным средствам художественной выразительности. Он яркий, насыщенный, романтичный, он находится в движении, от него исходит энергия. Вторая часть также состоит из двух четверостиший, только в них уже описываются размышления человека о жизни. Он очень хочет и стремится к новым знаниям, ему интересны тайны жизни и устройства мира, но эти знания скрыты от него. Но его сознание ещё не готово к подобного рода открытиям. Во второй части как раз и показан образ главного лирического героя, который выражает в полной мере мысли и размышления автора, его эмоции. При этом герой не совершает сам каких-либо активных действия он только размышляет и делает выводы. При этом он понимает ограниченность возможностей человека и принимает этот факт, без эмоционально и спокойно.

Образ фонтана в стихотворении представляет собой и показывает движение и стремление, вечное и бесконечное. Мысли человека являются высоко поднимающимися струями фонтана, но как бы они не стремились к взлету, все равно вынуждены вернуться. Так и взлетевшие до небес мысли человека возвращаются к земным проблемам. Всему есть свой предел. Можно сравнить фонтан и с жизнью человека, сначала он рождается, развивается и он полон сил проживает свою жизнь, но рано или поздно стареет и возвращается к тому, с чего начал. Эффект движения Тютчеву удается создать благодаря применяемому размеру стиха – ямбу. Также в стихотворении применяется кольцевая рифма, как символ замкнутого круга движения оды и мыслей.

Стихотворение испещрено средствами выразительности. Здесь есть множество эпитетов, в первую очередь позволяющих охарактеризовать и создать образ фонтана. Также используется метафора, скрытое сравнение и сравнение. С помощью этих средств автор показывает на сколько человек связан с окружающей его действительностью, не смотря на свою открытую и стремящуюся к полету душу.

Фонтан

Фонтан
Сейчас читают: