- Стихи /
- Стихи Тютчева /
- Есть в осени первоначальной
Тютчев - Есть в осени первоначальной
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё — простор везде,-
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь —
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле…
Анализ стихотворения Федора Тютчева Есть в осени первоначальной
Данное стихотворение относится к пейзажной лирике – в нет тесно переплетены реализм и романтизм, точное описание природы и восторженность ее красотой. Вообще осень – самая нелюбимая пора года для Тютчева, так как она вызывает грусть и печаль. Во время дождей и ранней осенней темноты писатель старался уехать из страны. Но это произведение поэт писал достаточно знаменитым – его считали настоящим мастером пера. Однако писательская деятельность стояла на втором месте, потому что предпочтение он отдавал своей карьере на государственной должности.
Однажды в конце лета Тютчев с дочкой ехал в Москву. За окном пролетали роскошные пейзажи уходящего лета – это восхитило поэта, тут же в голове появились первые строки. Его настолько охватило вдохновение, что автор не мог от волнения писать – на помощь ему пришла дочь. В 1858 году появился лирический стих «Есть в осени первоначальной», посвященный началу осени, такому непродолжительному, но роскошному времени года.
В произведении всего 3 строфы, каждая из которых выступает отдельным произведением:
- Ø Первый столбик – описание начала осени: переход лета в другую пору года, передается его непостоянность и нежность.
- Ø Следующий столбик пронизан светлой грустью о том, что все вокруг пустеет и засыпает.
- Ø В третьем столбике показана осень, которая стала полноправной хозяйкой на земле, но обстановка не угнетает, а наоборот, умиротворяет.
Главный лирический герой стихотворения – сам поэт, который наблюдает наступление осени: на смену летнему зною приходит осенняя прохлада. В душе Тютчева появляются теплота и нежность – он мечтает, как можно дольше продлить эти минуты. «Короткая и дивная пора» – это бабье лето с теплом, солнышком, паутинкой и первыми опавшими листьями. Но спокойная погода может скоро измениться, поэтому поэт день сравнивает с хрусталем – очень чистый и прозрачный воздух в последние дни лета. А «вечера лучезарны» – кажется, солнышко горячими лучами хочет поделиться последним теплом перед долгими холодами.
Но вдруг наступает настоящая осень, наводящая писателя на легкую тоску. Опустело поле и борозда, на которых уже не видно работающих людей – еще долго не притронутся к ним человеческие руки. На холоде застывает природа – тишина и покой, пустота и тоска кругом! К труду простых людей автор относится уважительно – уборочная страда была сложной, но принесла радость крестьянам. Осенней порой люди и поле могут отдохнуть перед предстоящей работой.
В этом лирическом стихотворении есть и философский подтекст – это тема жизни и ее смысла. Осень – время для подведения итогов и планов, оценка совершенных дел. Но для Тютчева осень особенная – никаких мыслей о старости: это прекрасный период мудрости и опыта.
Основными выразительными средствами в произведении являются эпитеты («бодрый серп», «чистая лазурь»), слова в переносном значении («пустеет воздух»), перенос качеств человека н неживые предметы – с их помощью автору удалось передать великолепие и гармонию в природе.
Поэт-лирик демонстрирует единство человека с природой, поэтому он с наслаждением любуется последними солнечным теплом. Начало осени – время спокойствия и вдумчивости, без всяких бурь и негативных эмоций, но только не холод и серость пожилого возраста.
Вариант №2
Федор Иванович Тютчев – мастер создания лирики о природе. Его стихотворения – красивые зарисовки изменяющийся природы. Это может быть теплый ветерок уходящего лета или пышная, яркая осень. Особенное место занимает тема осени в творчестве Федора Ивановича.
Данное стихотворение было написано в средние года писателя. В те годы, Федор Иванович уже был довольно известным мастером слова. Однако, он считал это всего лишь хобби. Он стремился построить карьеру умелого политика. Произведение именитого автора было написано 22 августа в 1857 году. В это время Федор Иванович активно путешествовал. По дороге в Москву его настигло вдохновение. Впервые напечатано оно было в издании «Русская беседа» в 1858 году.
Произведение Федора Ивановича «Есть в осени первоначальной...» - лирическое, пронизанное реализмом и философской лирики. На центральном плане прекрасные пейзажи природы. Благодаря реализму, особое место занимает описание мелких деталей окружающего мира.
Главная особенность произведения – пропуск ударений. Это сильно заметно в первой строфе. Рифма перекрестная с постоянными чередованиями мужской и женской. Только в 3-ей строфе рифмовка опоясывающая. Размер стихотворения Федора Ивановича – ямб.
Это произведение эмоций и чувств. Здесь нет сложных социальных вопросов. Федор Иванович – лирический поэт, показывающий всю красоту окружающего мира. Как и во многих произведениях, здесь соединены 2 направления поэзии: романтизм, реализм. Это объясняет точность описания пейзажа и эмоциональное состояния лирического героя, который восторгается увиденным.
Композиция произведения – простая. В ее составе 3 строфы. Каждая несет определенную одну законченную мысль. В 1-ой говорится о начале осени. Во 2-ой герой размышляет о пустоте пространства, которое нечем заполнить. В 3-ей автор отмечает пышную умиротворяющую осень.
Главная тема – красота природы. Федор Иванович, восхищаясь окружающим миром, выражал свои мысли и эмоции на бумаге. Он, словно художник, пытался изобразить красивые моменты, которые видны далеко не каждому. Второстепенная тема – философия. Автор задумывается о человеческой жизни. Осень олицетворяет закат жизни. Она напоминает, что все когда-нибудь заканчивается.
Романтический герой стихотворения – сам автор. Он делится своими наблюдениями с читателями. Через эмоции он передает главную свою мысль, свой жизненный опыт. Несмотря на будущие грустные осенние вечера, герой наслаждается моментом и разделяет его счастье вместе с читателем. Он наблюдает за осенью, выделяя ее как отдельный переходящий этап. Яркое, жаркое лето уже позади. Пришла новая огненно-рыжая хозяйка осень. Она вдохновляет писателя излагать свои мысли на бумагу. Писатель не хочет, чтобы момент быстро заканчивался. Он пытается растянуть его и насладиться им.
- Сочинение Сыновья Тараса Бульбы 7 класс
Когда мы впервые встречаемся в повести с Андреем и Остапом, то образ первого вызывает больше симпатии. Младший брат кажется более открытым и нежным. Он любимый сын матери, даже внешне на неё похож. Однако чем шире знакомимся с главными персонажами,
- Cочинение на тему Как я помогаю маме (3, 6 класс)
Я стараюсь помогать маме каждый день. Мама много работает, и я стараюсь сделать ее труд легче. Каждый день я убираю дома: подметаю, протираю пыль и ставлю грязное белье стираться в стиральную машину
- Сочинение по картине Серова Девушка освещенная солнцем
Русских красавиц рисовали многие художники. Среди них был и Валентин Серов. Он изобразил на картине свою двоюродную сестру. Фоном для картины служит сама природа. Смешанный лес средней полосы России, где сосны растут рядом с берёзами,
- Сочинение Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок
Для жизни любого организма необходимо совсем чуть-чуть, для человека немного больше. Людям необходимы не только природные данные, но и материальные, а также духовные. Они помогают стать полноценной личностью в обществе и обрести счастье.
- Образ и характеристика Петра Гринева из повести Капитанская дочка Пушкина сочинение 8 класс
Одно из всемирно известных произведений в прозе Пушкина Александра Сергеевича «Капитанская дочка» рассказывает о жизни дворян при подавлении крестьянского бунта при Екатерине II. Пётр Андреевич Гринёв — один из главных героев исторического романа.
- Сочинение на тему Благородство
Благородство – это такое качество человека, которое встречается не у каждого. Это свойство было присуще людям с высоким нравственным обликом. Благородство в душе можно формировать и воспитывать.