Владимир Мояковский - Послушайте

Ведь, если звезды зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — кто-то хочет, чтобы они были?
Значит — кто-то называет эти плевочки

жемчужиной?
И, надрываясь
в метелях полуденной пыли,
врывается к богу,
боится, что опоздал,
плачет,
целует ему жилистую руку,
просит —
чтоб обязательно была звезда! —
клянется —
не перенесет эту беззвездную муку!
А после
ходит тревожный,
но спокойный наружно.
Говорит кому-то:
«Ведь теперь тебе ничего?
Не страшно?
Да?!»
Послушайте!
Ведь, если звезды
зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!

Анализ стихотворения Владимира Маяковского «Послушайте!»

Мы привыкли видеть и слышать в стихотворениях Владимира Маяковского мысли бунтаря. Но, в некоторых произведениях можно распознать мягкость и нежность. К таким можно отнести стихотворение «Послушайте!».

История создания

Данный шедевр создан в 1914 году после того, как был выпущен первый сборник автора «Нате».

Тема

Тему произведения, на первый взгляд, определить сложно, так как она неоднозначна. Звёзды можно истолковать как поэтическое творчество, либо как человеческая жизнь. Герой считает, что, если кто-то зажигает звёзды, значит есть личности, которым это необходимо. Он хочет доказать правоту своего предположения. Это и есть главная тема стихотворения.

Композиция

Написан стих в форме монолога. Герой хочет обратить на себя внимание всех тех, кто его услышит. Само стихотворение можно поделить на несколько смысловых частей. Разговор о том, как людям необходимы звёзды, потом обращение к Богу, чтобы хотя бы одна звезда загорелась, ну и в конце стиха вывод. В произведении можно увидеть, что поэт пишет своей знаменитой «лесенкой», где строчки противоречат друг другу. Если говорить о рифме, то она почти везде не точна, стих можно назвать практически белым.

Жанр

Про жанр можно смело сказать, что это элегия, с элементами послания. Автор использует тонический стих, где многие строки не рифмуются.

Основная идея стихотворения

Владимир Маяковский писал своё произведение в то время, когда люди постоянно были озлоблены на мир и боялись будущего. Автор просит людей вернуться к их высоким ценностям, не опускаться всё глубже в пропасть материальности, призывая их поднять взор к небу, рассмотреть там звёзды и понять, что возможна другая жизнь.

Средства выразительности

В тексте можно увидеть множество художественных средств выразительности. В нем есть различные интересные образы, толковать которые, порой, приходится по-разному. Также в данном шедевре присутствуют разнообразные эпитеты: «жилистая рука», «ходит тревожный, но спокойный». Метафоры: «кто-то называет эти плевочки жемчужиной», «метели полуденной пыли» и т.д. Очень важную роль в стихотворении играет интонация. Есть впечатление, что герой находится перед публикой и пытается громко обозначить свой посыл.

Вывод

Владимир Владимирович Маяковский жил в этой атмосфере и задыхался в ней. Он хотел достучаться до равнодушных людей, которым моральные качества давно опостыли. В стране, в это время, наблюдался духовный кризис, и Маяковский это отчётливо понимал и хотел, чтобы люди проснулись от своего равнодушия.

Вариант №2

Стихотворение Маяковского «Послушайте» с лирической точки зрения является более мягким по сравнению с другими грубыми и резкими произведениями этого поэта, оно родилось на свет в 1914 году, когда Маяковский уже был известен широкой публике, также проявлял себя как художник и актер фильмов.

Маяковский написал это стихотворение в дороге, сидя в карете, держа руку возлюбленной в своей руке, он вдруг начал говорить об изредка мелькающих звездах на черном небе и не сразу даже понял, что у него рождается стих. Поначалу он не планировал их издавать, так как такое лирическое содержание было ему не свойственно. 

В стихотворении «Послушайте» центральную часть занимает сильный лирический герой, яркий и индивидуальный, но неисправимый и любознательный романтик с тонкой натурой, которая и побуждает его восторгаться жизнью и каждой мелочью. Лирический герой является личностью стремящейся к познанию, он наполнен мыслями о светлом и красивом будущем, никакие грядущие горестные события не смогут омрачить его индивидуальность и яркость.

Тему стихотворения можно рассматривать с нескольких позиций. Можно предположить, что под звездами автор понимает творчество (театр, литература, музыка), созданное чтобы радовать зрителя, то есть простого человека, может быть звезды – это быстротечная человеческая жизнь или любые явления природы, которые придают этой жизни красоту и смысл. Звезды делают человеческую жизнь полной смыслом, гармоничной, вдохновляющей. Целью для человека является стать более развитым и понять все таки смысл жизни. 

 Лирический герой в стихотворении пытается привлечь слушателя, а для этого использует яркое и звучное вступительное слово «Послушайте». Он рассуждает о звездах и пытается доказать читателю, что они нужны кому-то если они зажглись, значит обязательно нужны кому-то. Маяковский изображает в стихотворении образ Бога, схожий с простым человеком, который зажигает те самые нужные звезды, которые освещают человеческий путь и делают его осмысленным и спокойным. В конце стихотворения автор снова задает все тот же риторический вопрос, этим он показывает, что окончательного ответа на него он не знает.

Все стихотворение Маяковского имеет форму диалога, в некоторых местах даже исповедального. Его можно разделить на три смысловые части. В первой Автор задает риторический вопрос: зачем зажигаются звезды. Во второй части он благодарит Бога за освещаемый звездами путь, открывающийся каждому человеку. Заключительная часть вновь возвращает читателя к звездам, только уже в более утвердительной форме о действительной важности зажигаемых и горящих звезд. Строф в стихотворении нет, что делает его ещё более необычным.

Текст стихотворения богат на средства художественной выразительности, здесь присутствует обилие метафор, эпитетов, с помощью которых раскрывается индивидуальная манера написания Маяковского, его умение описывать возвышенное самыми простыми и приземленными словами. Иногда во фразах наблюдается даже агрессивность.

Послушайте

Послушайте
Сейчас читают:
  • Сочинение на тему Мой любимый школьный предмет 5 класс рассуждение

    Мне больше всего нравится в школе математика. Мне нравится учитель. Он сам очень любит свой предмет, постоянно учится. Он говорит нам, что без математики жизни нет – всё нужно считать. Даже в психологии (в тестах всяких) используют разную математику

  • Сочинение по картине И.И. Шишкина Рубка леса

    Перед нами печальная картина «Рубка леса» Шишкина. На переднем плане мы видим могущественное срубленное дерево. На его месте будет теперь пустошь. В лес пришли люди. Что им тут понадобилось? Может это заготовки для постройки избы,

  • Сочинение Симферополь - мой город

    Я родилась в одном из крупных городов на Юге Украины — Симферополь. Основан город в 1784 году под руководством. Потемкина Григория и Екатерины II на полуострове реки Салгир. На его территории проживает более 350 тысяч человек.

  • Тема повести Гоголя «Тарас Бульба»

    В повести Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба» описываются события второй половины 17 века, когда польская шляхта оккупировала малоросские земли. Казацкие войска поднялись на борьбу с ними. Основная тема этой повести – это защита отечества.

  • Проблема воспитания в комедии Недоросль сочинение

    Как раскрывает проблему воспитания Д. И. Фонвизин в комедии «Недоросль»? В образе Митрофанушки мы видим пример невоспитанного, необразованного и абсолютно бестолкового юноши. Его речь проста и вульгарна, он грубит всем вокруг, особенно своей матери.

  • Доклад на тему Пейзаж 6 класс (все о пейзаже)

    Пейзаж – изображение или образ природы, природного явления или объекта в художественном произведении. К природным явлениям относятся: снег, град, радуга, ветер. А к природным объектам – моря, реки, озера, горы, леса, поля, небо и растительность.