Владимир Мояковский - Нате

Через час отсюда в чистый переулок
вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,
а я вам открыл столько стихов шкатулок,
я — бесценных слов мот и транжир.

Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
Где-то недокушанных, недоеденных щей;
вот вы, женщина, на вас белила густо,
вы смотрите устрицей из раковин вещей.

Все вы на бабочку поэтиного сердца
взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.
Толпа озвереет, будет тереться,
ощетинит ножки стоглавая вошь.

А если сегодня мне, грубому гунну,
кривляться перед вами не захочется — и вот
я захохочу и радостно плюну,
плюну в лицо вам
я — бесценных слов транжир и мот.

Анализ стихотворения Владимира Мояковского - Нате

Стихотворение Владимира Маяковского «Нате!» написано в 1913 году. Поэт был представителем одного из самых необычных течений в русской поэзии – футуризма. Футуристы провозглашали новое искусство, которое должно быть не похоже на всё, что создано прежде. Футуристическая поэзия могла не соблюдать общепринятых законов стихосложения, её темы и образы часто были непривычны читателю. Писатели-футуристы утверждали, что их творчество соответствует времени, которое с невиданной скоростью устремилось вперёд, в будущее. Простые люди могли не понимать достоинств футуристической поэзии, но поэты-футуристы не сомневались в своём высоком предназначении.

Тема конфликта поэта и толпы – основная в стихотворении Маяковского «Нате!». Лирический герой стихотворения – поэт, выступающий перед публикой. Футуристы действительно устраивали такие выступления, которые многими людьми воспринимались как протест против общественных устоев. Вот и герой стихотворения явно вызывающе обращается к слушателям: он называет публику «обрюзгшим жиром», «стоглавой вошью». Взгляд поэта выхватывает мужчину, у которого в усах застряла капуста, женщину, густо намазанную белилами, которая смотрит «устрицей из раковин вещей». Эти образы вызывают отвращение, они подчёркивают «приземлённость» публики, то, как она далека от высокого искусства.

В то же время сам себя герой характеризует противоположным образом. Он открыл для слушателей «столько стихов шкатулок», сердце поэта сравнивается с бабочкой. Такие образы контрастируют с образами противной толпы слушателей. Толпа в представлении поэта – «грязная», она глуха к его таланту, готова унизить его. Но и поэт в стихотворении Маяковского, несмотря на свою утончённую натуру, не беззащитен перед толпой. Он говорит, что если ему захочется «кривляться», то он «захохочет и радостно плюнет» в лицо слушателям. Отсюда следует, что герой презирает публику, считает её не равной себе.

Герой-поэт в данном стихотворении Маяковского – «бесценных слов транжир и мот». Эти слова выражают особенность отношения лирического героя к себе и своему творчеству. Слова «бесценные» – значит, что он считает своё творчество очень талантливым. И всё же он его «транжирит», читает свои стихи перед публикой, которая не готова их принять и понять. Такой противоречивый образ поэта утверждает свободу творческой личности, к которой стремились писатели-футуристы.

2 вариант

“Нате” - одно из ярчайших стихотворений Владимира Маяковского, гения и родоначальника поэтического движения футуризма. Здесь он выставляет своё “Я” на публику, выворачивает на изнанку карманы и душу. Устами своего лирического героя поэт будто бы говорит: “Вот он я, открывший вам целый мир, нате меня, транжира и мота бесценных слов!”

Стилистика, формы, темы и образы поэзии Маяковского, безусловно, новы для русской литературы и культуры. Своим жёстким, рубленым стилем, фирменной “лесенкой” он значительно отличается даже от своих современников. Его стихи отражают не только дух эпохи, но и личность самого поэта - смелого, “громкого”, “большого” и, определённо, революционного.

“Нате” словно было создано для публичных выступлений. Написав это произведение в 1913 году, Маяковский действительно несколько раз выступал с ним перед народом. Сильный (не только личный, но и социальный) посыл стихотворения в сочетании с громовым голосом поэта не мог не отложиться в головах и сердцах слушателей.

В “Нате” - искреннее отвращение к буржуазному обществу, к богачам, которые не видят дальше своего кошелька. Маяковский, как истинный революционер, осуждает подобный образ жизни. Он не стесняется в выражениях: ваш обрюзгший жир; грязные, в калошах и без калош; толпа озвереет; плюну в лицо вам и т.д. Маяковский просто-напросто не умеет иначе. Прямота, честность, даже некая грубость языка - постоянные спутники его творчества.

Обличая человеческие (вернее сказать, буржуазные) пороки общества, автор приводит конкретные примеры, как бы “вытаскивая” из толпы наиболее ярких его представителей. Эта образность даёт читателю понять, что именно осуждается поэтом. Мужчина, у которого в усах капуста - образец обжорства, чревоугодия и жадности, а дама с белилами - пример узости кругозора и торжества внешнего над внутренним.

В то же время, Маяковский отделяет своего лирического героя (а, значит, и себя) от глупой, ничего не понимающей толпы. Он ставит свой образ выше и называет себя бесценных слов мот и транжир, что повторяется в тексте стихотворения дважды. В этой фразе - осознание непринятия и непонимания его идей, философии и творчества широкой публикой. Несмотря на пренебрежение и агрессию, явно заметные в произведении, поэт искренне переживает по этому поводу.

Маяковский называет себя грубым гунном, но в то же время раскрывает свою чувствительную натуру во фразе все вы на бабочку поэтиного сердца взгромоздитесь. Это даёт читателю понять, что лирический герой Маяковского - не только громадный и суровый обличитель, но человек с мягким сердцем, которого легко задеть и сломить. Здесь интересен контраст лексики, которая встречается в этом отрезке стихотворения: прямо противоположные по настроению слова бабочка и взгромоздиться делят одну строку, что наиболее ярко показывает двойственность натуры лирического героя.

Таким образом, “Нате” - это и социальный манифест, и личное откровение Маяковского.

Нате

Нате
Сейчас читают:
  • Сочинение Сургут - мой город

    Сургут, один из тех редких городов, чья дата основания известна достоверно. Девятнадцатого февраля тысяча пятьсот девяносто четвёртого года царь Фёдор Иоаннович дал указ о строительстве города Сургута.

  • Сочинение Что можно делать в лесу

    Лес – это целый мир, в котором существуют свои правила и чудеса. Особенно для тех, кто живёт в городе и в лесу никогда не был. В лесу хорошо проводить время всей семьёй. Можно взять с собой большое покрывало, корзинку с едой,

  • Сочинение на тему Юмористический рассказ из жизни 5, 6класс

    Каждый день мне приходится делать домашнее задание по школьным предметам. Сколько бы я не бился с уроками, сколько бы ни учил, мои родители все равно твердят, что этого времени мало, что нужно учиться основательно, чтобы из меня вышел хороший человек.

  • Сочинение по картине Герасимова Натюрморт. Полевые цветы

    За всю жизнь Герасимов написал огромное количество разных картин. В основном это были картины вождей или правителей. И за каждую из своих картин он получал награды, которые хранились у него в доме.

  • Образ Агафьи Пшеницыной в романе Обломов сочинение

    Женщина, нарушившая счастье Обломова, или праведница, вернувшая героя в правильное русло? Образ Агафьи Пшеницыной, несмотря на свой второстепенный характер, является достаточно противоречивым и вызывает много споров.

  • Образ и характеристика Фамусова в комедии Горе от ума Грибоедова сочинение

    Павел Афанасьевич Фамусов - признанный столичный «туз». На первый взгляд, в его фамилии ничего «говорящего» нет – во всяком случае, с точки зрения человека, хорошо владеющего русским языком. Но все дело как раз в том, что корень этой фамилии