Пушкин - Зимнее утро (Мороз и солнце; день чудесный!)

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче… погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

Анализ стихотворения Пушкина Зимнее утро

Стихотворение “Зимнее утро” А. С. Пушкина, представляет из себя яркий образец пейзажной лирики, которая занимает важное место в его творчестве: природа была истинным источником вдохновения для автора, поэтому пейзажная лирика помогала ему передать собственные эмоции, внутреннее состояние, настроение. К жанру пейзажной лирики и относится “Зимнее утро”.

Известно, что это стихотворение Пушкин создал, находясь в гостях у Петра Вульфа, в 1829 году. Этот год, в целом, был довольно сложным для поэта: на тот период он находился в опале. Однако в этих условиях он написал произведение, строки которого в наши дни знает каждый: произведение, воспевающее истинную красоту русской природы. Некоторые критики полагают, что “Зимнее утро” поэт посвятил двум любимым женщинам: своей жене Н. Гончаровой и няне - Арине Родионовне. Через год после создания стихотворение было опубликовано в альманахе “Царское село”.

Темой произведения является изображение русской природы: при этом автор не просто описывает зимние пейзажи, но и передает настроение, которое они создают. Идея стихотворения проста и прозрачна: Пушкин передает нам мысль о том, что человека в любое время окружает красота природы. Главное - не упустить ее, заметить, прочувствовать и насладиться ее прелестью и величием.

В своем произведении Пушкин использует линейную композицию: события развиваются последовательно, от строфы к строфе. Автор использует четырехстопный ямб, который придает стихотворению особую легкость и мелодичность. Примечательно, что в своем творении автор использовал разные способы рифмовки, соединив в одном произведении как женскую, так и мужскую рифму, как параллельную, так и опоясывающую.

Замечателен лирический герой, который представляется как поэтичная, умеющая разглядеть красоту, но при этом бодрая, наполненная особой жизненной силой натура.

Стоит также отметить разнообразие средств выразительности “Зимнего утра”. Особое место среди них занимает риторическое обращение (“друг прелестный”). Множественны и разнообразны эпитеты с положительной окраской (“день чудесный”). Автор активно использует инверсию, пользуется антитезой (“мороз и солнце”), прибегает к различным метафорам (“звездою севера”), олицетворениям (“вьюга злилась”), сравнениям (“луна, как бледное пятно”) и другим средствам художественной выразительности.

Зимнее утро (Мороз и солнце; день чудесный!)

Зимнее утро (Мороз и солнце; день чудесный!)
Сейчас читают:
  • История создания Мёртвых душ Гоголя (поэма)

    Николай Васильевич Гоголь начал писать Мертвые души в 1835 году. Писал, находясь в сильнейшем душевном смятении и переживая драму в личной жизни. Полотно об российской действительности он, задумал еще

  • Сочинение по картине Московская девушка XVII века Рябушкина 8 класс

    Живопись 17 века может многое поведать об истории России, рассказать о быте и показать культуру не столь далеких от нас времен. Исключением не стала и картина А.П. Рябушкина “Московская девушка 17 в.”.

  • Сочинение Про березу (описание) 2, 3, 4, 5 класс

    Берёзу использовали для того чтобы делать лапти из неё строили дома и писали на ней, но кто е того с помощью неё гадали и делали обереги которые считались довольно мощными.

  • Сочинение Легко ли быть учеником

    Многие люди в последнее время жалуются на то, что обучаться стало сложно и учебный материал им плохо дается. Мне кажется что все дело в людях, мы стали ленивы и не уделяем достаточно времени своему образованию

  • Сочинение Ставрополь - мой город

    Ставрополь – мой родной город. Он встречает утро, словно истосковавшийся по свету бродяга, восторженно и жадно. Каждый луч солнечного света становится объектом пристального и весьма предвзятого внимания. И не мудрено.

  • Сочинение на тему Поздняя осень (5, 3, 4 класс)

    Поздней осенью, окружающий мир делается другим. Птицы давным-давно улетели в теплые края, листва уже облетела с деревьев, коты потолстели и стали пушистее. Все замирает, затихает и постепенно готовится к зиме.