Пушкин - Узник

Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном,

Клюет, и бросает, и смотрит в окно,
Как будто со мною задумал одно.
Зовет меня взглядом и криком своим
И вымолвить хочет: «Давай улетим!

Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер… да я!…»

Анализ стихотворения Пушкина Узник

Стихотворение «Узник» было написано величайшим писателем 19 века Александром Сергеевичем Пушкиным. Несмотря на сравнительно небольшой объем стихотворения в нем заключен глубокий смысл.

Стихотворение «Узник» было написано в 1822 году. В то время молодой поэт находился в ссылке в городе Кишиневе за свои колкие и вольнолюбивые строчки. Хотя официально ссылкой этот перевод не считался, но рутинная работа в канцелярии и домашние аресты очень угнетали Пушкина. Как, впрочем, и сам город Кишинев, который был для Пушкина слишком душным и скучным, особенно по сравнению со столицей. Позже Пушкин посветит Кишиневу такие строчки:

«Проклятый город Кишинев!
Тебя бранить язык устанет.
Когда-нибудь на грешный кров
Твоих запачканных домов
Небесный гром, конечно, грянет.»

Молодой поэт жаждал свободы, и не только свободы, как человека, но и как поэта. Незадолго до того, как Пушкин написал это стихотворение, он увидел ужасную картину, которая точно описывала период его собственной жизни.  Во дворе кишиневского острога, где работал поэт, он увидел ручных орлов. Чтобы птицы не улетали со двора, им подрезали крылья. Трагичным совпадением было то, что автор понимал, эти птицы настолько же вольнолюбивы, насколько он сам. Эта параллель с его жизнью и стала идеей для написания стихотворения «Узник».  Все те переживания, что испытывал автор в южной ссылке, он отразил на бумаге.

Ключевой темой является свобода во всех ее проявлениях. Автор показывает нам героя, находящегося в темнице, который больше всего прочего мечтает о воле, о свободе. Он являлся свободным, но не по своей воле оказался за решеткой. Темой является физическая свобода. В то же время автор показывает нам орла, вольнолюбивую птицу, которая по сюжету ничем не привязана к данному месту, но остается на месте из-за привычки. Орел вырос в неволе, и улететь уже не может. С этой стороны тематикой выступает моральная свобода.

Основной персонаж, который по сюжету стиха находится в заточении, образ собирательный и даже автобиографический. Пушкин в этом стихотворении хотел показать все свои мысли и чувства, которые одолевали его. Главная идея стихотворения в том, что человека, который борется с несправедливостью ничто не должно останавливать. Решетка олицетворяет в стихотворении временные трудности. «Пора, брат, пора» - как призыв тянутся к свободе, а не жить под постоянными ограничениями.

В первой строчке читается тоска узника по свободе. После его вдохновляет орел и дает надежду на свободу. Настрой становится более боевым и воодушевленным.

Южная ссылка для поэта – это период романтизма. В то время он написал такие стихотворения как «Птичка», «Черная шаль», «Песнь о вещем Олеге». Тогда же зародилась идея романа «Евгений Онегин».  Стихотворение «Узник» не исключение. Жанр стиха – лирический, романтический. Это подтверждают строки: «синеют морские края», «гуляет ветер…». Данное стихотворение состоит из 12 строк. Размер стихотворения трехсложный (стопа из трех слогов), амфибрахий (ударение на 2-ой слог). Автор использует парный способ рифмовки  ААВВ. Стихотворение построено на сильной антитезе. Сырая темница противопоставляется горам, морю, ветру и свободе, узник противопоставляется волной птице, орлу. К тому же, используется прием лексического повтора со словами «туда» и «пора», что в комплексе с олицетворениями, (орел «зовет меня взглядом», «и вымолвить хочет») добавляют большую эмоциональную окраску стихотворению.

Узник

Узник
Сейчас читают:
  • История Маши Троекуровой сочинение для 6 класса

    Александр Сергеевич Пушкин оставил после себя богатое литературное наследие. Он создавал удивительные образы, повторить которые больше из его последователей не смог. Важное место в его творчестве занимают женские образы. Особенность их заключается в том,

  • Без прошлого нет будущего сочинение

    Удивительно, но человечество всегда смотрит вперед, в будущее. Кто-то с надеждой, верой, а кто-то с уверенностью в предстоящие дни. Где-то там, в мыслях о будущем, мы представляем себя лучше, счастливее, обиваемся успеха и финансовой независимости.

  • Сочинение по картине Кудревича Утро весны 5 класс

    Замечательный художник-пейзажист Владимир Николаевич Кудревич родился в белорусской глубинке и с детских лет любил рисовать природу. Она вдохновляла его и дарила мимолетные сюжеты, которые живописец фиксировал и оставил в своих полотнах,

  • Сочинение по картине Первое цветение Ромадина 7 класс

    Николай Михайлович Ромадин является величайшим художником советского периода. За свою жизнь он создал множество неповторимых шедевров, особое внимание в творчестве художник уделял именно написанию пейзажей.

  • Тарас Бульба главный герой в повести Гоголя сочинение 7 класс

    Тарас Бульба, является главным героем произведения Н.В. Гоголя, который выразил в одном этом герои все надежды и чаянья народа. В этом уникальном произведении, показан весь жизненный путь этого храброго человека, который все время сражался

  • Сочинение на тему Жанна д'Арк (жизнь и подвиги)

    Самым ярким примером является великая Жанна д’Арк, которую сожгли заживо на костре.