- Стихи /
- Стихи Пушкина /
- Узник
Пушкин - Узник
Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном,
Клюет, и бросает, и смотрит в окно,
Как будто со мною задумал одно.
Зовет меня взглядом и криком своим
И вымолвить хочет: «Давай улетим!
Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер… да я!…»
Анализ стихотворения Пушкина Узник
Стихотворение «Узник» было написано величайшим писателем 19 века Александром Сергеевичем Пушкиным. Несмотря на сравнительно небольшой объем стихотворения в нем заключен глубокий смысл.
Стихотворение «Узник» было написано в 1822 году. В то время молодой поэт находился в ссылке в городе Кишиневе за свои колкие и вольнолюбивые строчки. Хотя официально ссылкой этот перевод не считался, но рутинная работа в канцелярии и домашние аресты очень угнетали Пушкина. Как, впрочем, и сам город Кишинев, который был для Пушкина слишком душным и скучным, особенно по сравнению со столицей. Позже Пушкин посветит Кишиневу такие строчки:
«Проклятый город Кишинев!
Тебя бранить язык устанет.
Когда-нибудь на грешный кров
Твоих запачканных домов
Небесный гром, конечно, грянет.»
Молодой поэт жаждал свободы, и не только свободы, как человека, но и как поэта. Незадолго до того, как Пушкин написал это стихотворение, он увидел ужасную картину, которая точно описывала период его собственной жизни. Во дворе кишиневского острога, где работал поэт, он увидел ручных орлов. Чтобы птицы не улетали со двора, им подрезали крылья. Трагичным совпадением было то, что автор понимал, эти птицы настолько же вольнолюбивы, насколько он сам. Эта параллель с его жизнью и стала идеей для написания стихотворения «Узник». Все те переживания, что испытывал автор в южной ссылке, он отразил на бумаге.
Ключевой темой является свобода во всех ее проявлениях. Автор показывает нам героя, находящегося в темнице, который больше всего прочего мечтает о воле, о свободе. Он являлся свободным, но не по своей воле оказался за решеткой. Темой является физическая свобода. В то же время автор показывает нам орла, вольнолюбивую птицу, которая по сюжету ничем не привязана к данному месту, но остается на месте из-за привычки. Орел вырос в неволе, и улететь уже не может. С этой стороны тематикой выступает моральная свобода.
Основной персонаж, который по сюжету стиха находится в заточении, образ собирательный и даже автобиографический. Пушкин в этом стихотворении хотел показать все свои мысли и чувства, которые одолевали его. Главная идея стихотворения в том, что человека, который борется с несправедливостью ничто не должно останавливать. Решетка олицетворяет в стихотворении временные трудности. «Пора, брат, пора» - как призыв тянутся к свободе, а не жить под постоянными ограничениями.
В первой строчке читается тоска узника по свободе. После его вдохновляет орел и дает надежду на свободу. Настрой становится более боевым и воодушевленным.
Южная ссылка для поэта – это период романтизма. В то время он написал такие стихотворения как «Птичка», «Черная шаль», «Песнь о вещем Олеге». Тогда же зародилась идея романа «Евгений Онегин». Стихотворение «Узник» не исключение. Жанр стиха – лирический, романтический. Это подтверждают строки: «синеют морские края», «гуляет ветер…». Данное стихотворение состоит из 12 строк. Размер стихотворения трехсложный (стопа из трех слогов), амфибрахий (ударение на 2-ой слог). Автор использует парный способ рифмовки ААВВ. Стихотворение построено на сильной антитезе. Сырая темница противопоставляется горам, морю, ветру и свободе, узник противопоставляется волной птице, орлу. К тому же, используется прием лексического повтора со словами «туда» и «пора», что в комплексе с олицетворениями, (орел «зовет меня взглядом», «и вымолвить хочет») добавляют большую эмоциональную окраску стихотворению.
- Сочинение на тему Юмористический рассказ из жизни 5, 6класс
Каждый день мне приходится делать домашнее задание по школьным предметам. Сколько бы я не бился с уроками, сколько бы ни учил, мои родители все равно твердят, что этого времени мало, что нужно учиться основательно, чтобы из меня вышел хороший человек.
- Женские образы в романе Обломов Гончарова сочинение
Роман Ивана Александровича Гончарова “Обломов” (1859) бесспорно является одним из самых значимых произведений в русской литературе XIX века и в творчестве писателя. Это произведение посредством главного героя и исследованием русского характера
- Нужен ли России Базаров? - сочинение по роману Отцы и дети
Неоднократно в истории русской литературы писателями поднимался вопрос «лишнего человека». Среди «лишних людей» мы может наблюдать таких героев как Безухов, Обломов, Онегин, Чацкий и многие другие.
- Сочинение по картине Васнецова Витязь на распутье 6, 7 класс
Картина витязь на распутье кисти художника В. М. Васнецова является одной из самых известных картин данного художника . Картина была создана в 1882 году .
- Сочинение 100-летие со дня рождения А.И. Солженицына
Имя Александра Исаакиевича Солженицына знает каждый еще со школы. В декабре 2018 года в связи с указанием президента будет празднование ста лет со дня рождения великого российского писателя и общественного деятеля. В этот день в библиотеках,
- Сочинение Что значит «быть цивилизованным человеком»? (итоговое сочинение) ЕГЭ
Во все времена главенствующее место в жизни людей занимали и продолжают занимать такие вечные ценности, как любовь, счастье, добро и т.д. Прямое отношение к ним имеет и понятие «цивилизованный человек».