Пушкин - Осень

 I
Октябрь уж наступил — уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад — дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.

II
Теперь моя пора: я не люблю весны;
Скучна мне оттепель; вонь, грязь — весной я болен;
Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены.
Суровою зимой я более доволен,
Люблю ее снега; в присутствии луны
Как легкий бег саней с подругой быстр и волен,
Когда под соболем, согрета и свежа,
Она вам руку жмет, пылая и дрожа!

III
Как весело, обув железом острым ноги,
Скользить по зеркалу стоячих, ровных рек!
А зимних праздников блестящие тревоги?..
Но надо знать и честь; полгода снег да снег,
Ведь это наконец и жителю берлоги,
Медведю, надоест. Нельзя же целый век
Кататься нам в санях с Армидами младыми
Иль киснуть у печей за стеклами двойными.

IV
Ох, лето красное! любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.
Ты, все душевные способности губя,
Нас мучишь; как поля, мы страждем от засухи;
Лишь как бы напоить, да освежить себя —
Иной в нас мысли нет, и жаль зимы старухи,
И, проводив ее блинами и вином,
Поминки ей творим мороженым и льдом.

V
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Так нелюбимое дитя в семье родной
К себе меня влечет. Сказать вам откровенно,
Из годовых времен я рад лишь ей одной,
В ней много доброго; любовник не тщеславный,
Я нечто в ней нашел мечтою своенравной.

VI
Как это объяснить? Мне нравится она,
Как, вероятно, вам чахоточная дева
Порою нравится. На смерть осуждена,
Бедняжка клонится без ропота, без гнева.
Улыбка на устах увянувших видна;
Могильной пропасти она не слышит зева;
Играет на лице еще багровый цвет.
Она жива еще сегодня, завтра нет.

VII
Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

VIII
И с каждой осенью я расцветаю вновь;
Здоровью моему полезен русской холод;
К привычкам бытия вновь чувствую любовь:
Чредой слетает сон, чредой находит голод;
Легко и радостно играет в сердце кровь,
Желания кипят — я снова счастлив, молод,
Я снова жизни полн — таков мой организм
(Извольте мне простить ненужный прозаизм).

IX
Ведут ко мне коня; в раздолии открытом,
Махая гривою, он всадника несет,
И звонко под его блистающим копытом
Звенит промерзлый дол и трескается лед.
Но гаснет краткий день, и в камельке забытом
Огонь опять горит — то яркий свет лиет,
То тлеет медленно — а я пред ним читаю
Иль думы долгие в душе моей питаю.

X
И забываю мир — и в сладкой тишине
Я сладко усыплен моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,
Излиться наконец свободным проявленьем —
И тут ко мне идет незримый рой гостей,
Знакомцы давние, плоды мечты моей.

XI
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута — и стихи свободно потекут.
Так дремлет недвижим корабль в недвижной влаге,
Но чу! — матросы вдруг кидаются, ползут
Вверх, вниз — и паруса надулись, ветра полны;
Громада двинулась и рассекает волны.

XII
Плывет. Куда ж нам плыть?
. . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . .

Анализ стихотворения Пушкина Осень

Один из всемирно известных писателей Александр Сергеевич Пушкин значительную часть своих шедевров создал в поздний период своего творчества. Возможно, именно поэтому часть из них была опубликована и произвела фурор лишь после смерти поэта. И стихотворение «Осень» было написано в поздний период творчества, не было опубликовано при жизни поэта, но пользовалось популярностью уже после кончины писателя. Стихотворение и вовсе является незаконченным.

Неудивительно, что стихотворение было посвящено осени – самой любимой поре года поэта. Произведение было написано в октавах, а сам творил его в Болдино в 1833 году. В этот период Пушкин достиг высокого творческого подъема, он много уделял творчеству. В этот период, в Болдино, поэт создал много шедевров, однако не все обрели такую популярность, как «Осень».

Стихотворение очень ярко выражает любовь поэта к этой поре года. Тот момент, когда природа расцветает, преображается после жаркого зноя наиболее мил поэта, что и заметно в каждой строчке стихотворения. Пушкин с восторгом и некой грустью описывает осень в стихотворении. Простым и понятным читателю языком поэт рассказывает о нетронутой красоте природы под теплым осенним дождем. Большое внимание он уделяет и краскам природы, его впечатляет раскраска листвы на деревьях.

Сюжетная линия также есть в стихотворении. Наряду с описанием красот природы он повествует о своей родине, о царской России. Пейзажи тяжелой работы крестьян на полях, жаркого летнего зноя, зимних гуляний также ярко описаны поэтом. При этом, эти сюжетные вставки сочетаются с любованием красот природы. Вся красота тяжелой работы и веселых гуляний крестьян описана Пушкиным в том же ключе, что и красоты природы, что позволяет читателю не потерять сюжетную линию. Но вставки всех пор года неслучайны – поэт тем самым лишь проводит параллели, убеждаясь, что лучше осени нет ничего.

Сочетание природы и человека в стихотворении неслучайны. Под одинаковыми описаниями крестьян и осени поэт подразумевает, что человек и есть творение природы. Человек и окружающий его мир едины и неделимы. Пушкин довольно тонко и то же время доступно показал читателю, как надо чувствовать единение с природой. Любовь к окружающему миру и есть любовь к себе.

Осень в данном произведении выступает в роли главного героя. Используя ряд метафор («в золото одетые леса») и эпитетов («могильное дыхание») поэт повествует обо всех красках своего героя. Но и сам Пушкин здесь главный герой. Он осень, он сам описывает свое внутреннее состояние, переводя его на эту пору года.

Поэт не просто затрагивает все поры года в стихотворении. Этим он отметил одну из важнейших проблем – последовательность жизни. После осени идет зима, так и в жизни человека все должно быть в свое время. У каждого события есть свой срок. Это весьма прекрасно чувствовать планомерность и последовательность движения, но и трагично – ведь за рассветом следует закат, а за жизнью идет смерть.

Поэт очень четко выразил главную мысль именно на основе осени. Он помог читателю не остаться равнодушным к осени, к этой золотой поре года, когда природа полностью погружена в яркие краски листвы. Через осень Пушкин показала, как природа медленно, но верно близится к зиме, а ее красота постепенно увядает. Вблизи тенистых садов уже чувствуется холод и зима, тем самым передавая печальное настроение поэта.

Стихотворение содержит множество средств художественной выразительности, и то же время оно просто и понятно. Сравнение природы и человека помогает читателю лучше понять глубокий смысл стихотворения. Это и позволило так заинтересовать произведением многочисленных читателей, сделав его столь популярным.

Осень

Осень
Сейчас читают:
  • Сочинение на тему 22 марта всемирный день воды

    Одной из работ организации по защите чистоты водных ресурсов является направления писем в день воды, всем президентам для определенных действий по защите чистоты местных водных источников.

  • Сочинение про Речевой этикет (5 класс)

    Я знаю, что этикет – это правила поведения в обществе. Нелегко объяснить, что такое речевой этикет. Мне кажется, что речевой этикет - это правила общения и налаживания отношений с другими людьми в зависимости

  • Характеристика Ивана Васильевича из рассказа После бала

    Рассказ Льва Николаевича толстого «После бала» знакомит нас с событиями одного дня, ставшего переломным в жизни молодого Ивана Васильевича. Главный герой, он же рассказчик, повествует о событиях, произошедших с ним в молодости. Молодой богатый дворянин,

  • Сочинение по картине Рылова В голубом просторе 3 класс

    Прекрасный художник, который работает в пейзажном стиле, и его картина «В голубом просторе», этому яркое подтверждение, так как при ее создании, мастер учел все нюансы этого художественного направления,

  • Сочинение по картине Саврасова Зима 3 класс

    Художник показывает узкую серпантинную дорогу разделяющую картину на две не равные части. В левой части пейзажа выглядывает лес, который виден на переднем плане из-за нескольких молодых березок у обочины.

  • Воспитание и образование Обломова сочинение

    Илья Ильич Обломов родился в семье сельских помещиков, которые обитали в усадьбе Обломовка. Деревеньку окружали чистые, свежие пейзажи природы. Все в поместье жили в состоянии лености, бездействия. Никто не стремится улучшить среду обитания.