Пушкин - Надеждой сладостной младенчески дыша

Надеждой сладостной младенчески дыша,
Когда бы верил я, что некогда душа,
От тленья убежав, уносит мысли вечны,
И память, и любовь в пучины бесконечны, —
Клянусь! давно бы я оставил этот мир:
Я сокрушил бы жизнь, уродливый кумир,
И улетел в страну свободы, наслаждений,
В страну, где смерти нет, где нет предрассуждений,
Где мысль одна плывет в небесной чистоте…

Но тщетно предаюсь обманчивой мечте;
Мой ум упорствует, надежду презирает…
Ничтожество меня за гробом ожидает…
Как, ничего! Ни мысль, ни первая любовь!
Мне страшно… И на жизнь гляжу печален вновь,
И долго жить хочу, чтоб долго образ милый
Таился и пылал в душе моей унылой.

Анализ стихотворения Пушкина Надеждой сладостной младенчески дыша

В своём стихотворении «Надеждой сладостной младенчески дыша…» А.С. Пушкин рассуждает на тему бессмертия человеческой души. Он разбивает представления о том идеальном мире без страданий и мучений, о той стране «свободы, наслаждений», которые отчаянно описывает в первой строфе своего произведения.

Автор под властью разума не может искренне, по-детски поверить, что где-то там после смерти есть жизнь. Если бы смог, то без раздумья «сокрушил бы жизнь», которую считает лишь «уродливым кумиром» той бессмертной и свободной жизни. Многочисленные эпитеты («надеждой сладостной», «пучины бесконечны», «небесной чистоте»), метафоры («младенчески дыша») и «высокие» обороты речи («от тленья убежав», «плывет в небесной чистоте») прельщают воображение, будоража детские, полные надежды души, мечтающие о стране, «где смерти нет, где нет предрассуждений».

Во второй же строфе стихотворения Александр Сергеевич противопоставляет младенческим надеждам, несбыточным мечтам «ничтожество». Но что он имеет в виду под этим словом? Небытие. Вот смысл, который был изначально заложен поэтом. Из чего следует, что Пушкин говорит о бессмертии души не с религиозной точки, а с материальной. Как может быть бессмертным то, что пребывает в «ничтожестве»? Как можно назвать бессмертием иную жизнь без былых ощущений? Этим произведением поэт не отрицает возможность существования посмертной жизни, он лишь говорит о том, что этот мир будет другой, скорей всего не тот, о котором мечтают, о котором рассказывают детям, в который верят всем сердцем. Как раз по этой причине А.С. Пушкин не хочет покидать привычный мир, земной. «И долго жить хочу, чтоб долго образ милый таился и пылал в душе моей унылой». Этот образ пылает в душе героя, полного романтических представлений и любви к настоящему, всеми силами он хочет сохранить ту жизнь, которую любит. В каком-то смысле побеждает здравый смысл и холодный рассудок над светлой, но, к сожалению, слепой верой в лучшее.

Таким образом, тема бессмертия плавно переходит в тему любви. Ведь так важно любить, любить свою жизнь, любить то, что тебя окружает, то, что тебе дано именно сейчас.

А.С. Пушкин посвятил целую серию произведений теме бессмертия, в которой одно стихотворение дополняет другое. Автор будто ведёт личный дневник блуждающей, запутавшейся души, рассказывает читателям одну историю, которую нужно соединить воедино.

Надеждой сладостной младенчески дыша

Надеждой сладостной младенчески дыша
Сейчас читают: