Пушкин - На холмах Грузии лежит ночная мгла

 На холмах Грузии лежит ночная мгла;
Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою,
Тобой, одной тобой… Унынья моего
Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит — оттого,
Что не любить оно не может.

Анализ стихотворения Пушкина На холмах Грузии лежит ночная мгла

Стихотворение было написано Александром Сергеевичем в 1829 году, после того, как он предложил руку и сердце Н.Гончаровой, в которую был влюблен и получил от нее отказ. Пушкин изначально не рассчитывал на согласие девушки, поэтому свое предложение послал через третье лицо. Родители девушки посчитали, что она слишком молода для замужества и этим был обусловлен отказ. Пушкин не терял надежды добиться руки Гончаровой, поскольку испытывал к ней довольно сильные чувства. Чтобы успокоить душу после ее отказа Пушкин поехал на Кавказ, погостить к друзьям в Грузии. Именно Кавказ, Грузия фигурируют в этом произведении.

Предчувствия Пушкина не обманули, Гончарова вышла за него замуж, но после свадьбы он не посвятил ей ни одной строки, видимо потому, что она не смогла всецело полюбить его. Пушкин наивно рассчитывал, что для крепкого брака будет достаточно лишь его сильных чувств.

Стихотворение написано пятистопным ямбом с пиррихеем, перекрестной рифмовкой; здесь много метафоричности: "на холмах Грузии лежит ночная мгла", "и сердце вновь горит", "печаль моя полна тобою". Обилие метафор позволяет ощутить всю гамму чувств, испытываемую лирическим героем, который видит перед собой горные пейзажи Грузии и слушает шум текущей в ущелье реки. Внутреннее состояние лирический герой описывает как грустное и, в тоже время, легкое. Он грустит, поскольку не может выбросить любовь из сердца, но ему легко, потому что грусть светлая. Герой утверждает, что разлюбить он не может, поэтому и печалится. Кроме метафор, Пушкин использует эпитеты, отражающие чувства лирического героя: "печаль моя светла" и "мне грустно и легко". Автор не использует сравнения.

По жанру произведение относится к элегии, поскольку в нем делается акцент на чувства лирического героя. Стихотворение пропитано грустным настроением. Произведение представляет собой одну октаву: две первые строки описывают природу, а остальные -  чувства человека, что показывает единение души с природой в минуту печали. Именно в природе лирический герой ищет спокойствие: смотрит как мгла покрывает горы и слушает успокаивающий шум воды.

Аллитерация на согласные "ж" и "ч" в словах "унынья моего ничто не мучит, не тревожит" добавляет выразительности словесному описанию внутренних переживаний героя. В тексте есть много аллитераций на "л", что создает некую легкость при прочтении и восприятии.

На холмах Грузии лежит ночная мгла

На холмах Грузии лежит ночная мгла
Сейчас читают:
  • Сочинение по картине А.К. Саврасова Оттепель

    Художник-пейзажист - это особый тип талантливых людей. Они порой видят прекрасное даже в куче пожухлых листьев, мерцании незаметной звезды.

  • Сочинения про города

    Сочинения про родные города

  • Сочинение Легко ли быть учеником

    Многие люди в последнее время жалуются на то, что обучаться стало сложно и учебный материал им плохо дается. Мне кажется что все дело в людях, мы стали ленивы и не уделяем достаточно времени своему образованию

  • Сочинение по картине Рылова Зелёный шум 3, 7, 8 класс

    Аркадий Александрович Рылов – выдающийся и знаменитый русский художник-пейзажист, родившийся в 1870 году. Он создаёт невероятные и удивительные пейзажи. Его картины с пейзажами приводили в восторг многих людей, которые обожают искусство и в том

  • Сочинение Как я однажды болел

    Очень быстро закончились долгожданные выходные. Пришлось как обычно собирать с вечера все школьные принадлежности к понедельнику. С хорошим настроением и бодрым духом перед новой учебной неделей я лёг спать,

  • Характеристика семей в романе Война и мир сочинение кратко

    Одна из особенностей толстовского психологизма в романе-эпопеи "Война и мир" - это характеристика героев, данная через описание их семей. "Мысль семейная" - важная часть произведения, которая, по мимо своей основной функции, также