Николай Некрасов - В полном разгаре страда деревенская

В полном разгаре страда деревенская…
Доля ты!- русская долюшка женская!
Вряд ли труднее сыскать.

Не мудрено, что ты вянешь до времени,
Всевыносящего русского племени
Многострадальная мать!

Зной нестерпимый: равнина безлесная,
Нивы, покосы да ширь поднебесная —
Солнце нещадно палит.

Бедная баба из сил выбивается,
Столб насекомых над ней колыхается,
Жалит, щекочет, жужжит!

Приподнимая косулю тяжелую,
Баба порезала ноженьку голую —
Некогда кровь унимать!

Слышится крик у соседней полосыньки,
Баба туда — растрепалися косыньки,-
Надо ребенка качать!

Что же ты стала над ним в отупении?
Пой ему песню о вечном терпении,
Пой, терпеливая мать!..

Слезы ли, пот ли у ней над ресницею,
Право, сказать мудрено.
В жбан этот, заткнутый грязной тряпицею,
Канут они — всё равно!

Вот она губы свои опаленные
Жадно подносит к краям…
Вкусны ли, милая, слезы соленые
С кислым кваском пополам?..

Анализ стихотворения Николая Некрасова - В полном разгаре страда деревенская

Некрасов одним из первых заговорил о крепостничестве, не зря его называют самым крестьянским поэтом  Руси. Он написал »В полном разгаре страда деревенская» в 1862 году. Известно, что несколько раз оно было положено на музыку. Страда имеет отношение к понятию «страдание». В стихотворении описана незавидная участь женщины – крестьянки после отмены крепостничества. Вся ее жизнь – это непосильный труд, боль и мучение.

Заметим, что мама Николая Некрасова была дочерью украинского помещика. Она прекрасно пела, играла на фортепиано. А муж ее был тираном. Их брак не был счастливым. Все страдания матери прошли перед глазами юного поэта. Хотя его мама воспитывала с нежностью и лаской, привила большую любовь к литературе. Поэт всегда был полон любви к простому народу.

Крестьянский труд всегда был полон боли. Жизнь такой женщины практически не имела смысла, если бы не дети. В самом начале описана работа на жаре. Женщины  устали, их одолевают насекомые, но остановиться не имеют права. Тогда им не выплатят и они будут оштрафованы, поэтому нет времени даже на то, чтобы перевязать раненую ногу.

Темой данного стихотворения является судьба русской женщины. Ее образ Некрасов возводит почти к божественному. Он показал сочувствие к матери-труженице, ребенку и народу. Есть ли смысл  терпеть? Только неистовый плач младенца заставляет женщину приостановить темп жизни.  Все настолько трагично, что не совсем ясно, слезы у крестьянки от труда или от тяжкой доли. Лирический герой полон сочувствия к народу.

Произведение написано дактилем. Благодаря метафорам описана вся тяжесть доли русского народа. Автор почти укоряет женщину за ангельское терпение. Может, пора восстать  и защитить свои права? Интересно, что суффиксы приближают речь крестьян к песенной. Так автор выражает благоговейное отношение к матери.

Страдания можно назвать синонимом доли крестьянки в те времена. Лексема «баба» звучит не грубо, она лишь подчеркивает силу женщины. В седьмой строфе крестьянка стоит над ребенком в полном отупении. Такое состояние - спутник вечного терпения. Все время она должна работать, подчиняться мужу и заниматься детьми. Доля ее трудна, ноша непосильна. В конце стихотворения описана крестьянка, пьющая горький квас, смешанный с потом и слезами. Незавидна была участь русской  женщины в те времена…

Вариант №2

Основной нитью в произведениях поэта прошла тема рабской жизни деревенской труженицы - “бабы”. На примере судьбы родной матери автор лично знал, как нелегко им приходится.  Елена Закревская была его матерью. Вопреки желанию отца и матери вышла замуж за местного землевладельца А. Некрасова. Она молча терпела издевательства мужа, жестокость, его тяжелый характер отдав всю себя мальцам, находя в них свою отдушину.

Время написания стиха приходится на 1862 год, а издан был спустя год в ежемесячнике “Современник”. Невзирая на введении закона о крепостном праве ничего не изменилось для русских баб. Они остались покорными, кроткими, мужем битыми, молча несущие свой жизненный крест.

Стихотворение «В полном разгаре страда деревенская» является поэтической одой труженице-крестьянке. Оно, символически, поделено на три части.

В первой рассказывается о тяжкой женской судьбе-кручине. Чувствуется сострадание и жалость к ней автора.

В следующей части произведение из отвлеченного превращается в определенное. Детально обрисована непосильная работа в поле, утомленность, изнуренность жницы: ей адски жарко, нелегкий труд, вокруг кишит гнус, который так и норовит укусить. Но она не отвлекается от дела, ведь время страды. Сама жизнь зависит от урожая. Только плач младенца может прервать ее труд.

В заключительной третьей части – передышка. Обессиленная крестьянка не находит в себе и капли мочи на рыдающего малыша. Осознавая свою слабость женщина безутешно плачет.

Жанр стихотворения - философская романтика, являет собой ярчайший пример «народной» поэзии. “Народность” эта нашла свое выражение в применении «прозаической» речи, переполненной языком крестьян в разговорном формате. Автор говоря на нем, сделал его благозвучным, поэтому стихи стали песнями.

Благодаря метафорам ярче представляется крестьянская судьба. Эпитеты способствуют лучшему пониманию событий.

Написано в стихотворном ритме, где дактиль четырехстопный меняется с трехстопный.

Увидевший свет после упразднения крепостничества стих снискал народное признание. Рассказанное было откровенно и правдиво, важные перемены в законе были не в силах существенно изменить тяжелые будни русского мужика. Суровой и беспросветной было повседневность.

В полном разгаре страда деревенская

В полном разгаре страда деревенская
Сейчас читают: