Николай Некрасов - В дороге

- Скучно? скучно!.. Ямщик удалой,
Разгони чем-нибудь мою скуку!
Песню, что ли, приятель, запой
Про рекрутский набор и разлуку;
Небылицей какой посмеши
Или, что ты видал, расскажи,-
Буду, братец, за все благодарен.

«Самому мне невесело, барин:
Сокрушила злодейка жена!..
Слышь ты, смолоду, сударь, она
В барском доме была учена
Вместе с барышней разным наукам,
Понимаешь-ста, шить и вязать,
На варгане играть1 и читать —
Всем дворянским манерам и штукам.
Одевалась не то, что у нас
На селе сарафанницы наши,
А, примерно представить, в атлас;
Ела вдоволь и меду и каши.
Вид вальяжный2 имела такой,
Хоть бы барыне, слышь ты, природной,
И не то что наш брат крепостной,
Тоись, сватался к ней благородный
(Слышь, учитель-ста врезамшись был,
Баит кучер, Иваныч Торопка),-
Да, знать, счастья ей бог не судил:
Не нужна-ста в дворянстве холопка!
Вышла замуж господская дочь,
Да и в Питер… А справивши свадьбу,
Сам-ат, слышь ты, вернулся в усадьбу,
Захворал и на Троицу в ночь
Отдал богу господскую душу,
Сиротинкой оставивши Грушу…
Через месяц приехал зятек —
Перебрал по ревизии души3
И с запашки ссадил на оброк,
А потом добрался и до Груши.
Знать, она согрубила ему
В чем-нибудь али напросто тесно
Вместе жить показалось в дому,
Понимаешь-ста, нам неизвестно,-
Воротил он ее на село —
Знай-де место свое ты, мужичка!
Взвыла девка — крутенько пришло:
Белоручка, вишь ты, белоличка!

Как на грех, девятнадцатый год
Мне в ту пору случись… посадили
На тягло4 — да на ней и женили…
Тоись, сколько я нажил хлопот!
Вид такой, понимаешь, суровый…
Ни косить, ни ходить за коровой!..
Грех сказать, чтоб ленива была,
Да, вишь, дело в руках не спорилось!
Как дрова или воду несла,
Как на барщину шла — становилось
Инда5 жалко подчас… да куды!-
Не утешишь ее и обновкой:
То натерли ей ногу коты6,
То, слышь, ей в сарафане неловко.
При чужих и туда и сюда,
А украдкой ревет, как шальная…
Погубили ее господа,
А была бы бабенка лихая!

На какой-то патрет все глядит
Да читает какую-то книжку…
Инда страх меня, слышь ты, щемит,
Что погубит она и сынишку:
Учит грамоте, моет, стрижет,
Словно барченка, каждый день чешет,
Бить не бьет — бить и мне не дает…
Да недолго пострела потешит!
Слышь, как щепка худа и бледна,
Ходит, тоись, совсем через силу,
В день двух ложек не съест толокна —
Чай, свалим через месяц в могилу…
А с чего?.. Видит бог, не томил
Я ее безустанной работой…
Одевал и кормил, без пути не бранил,
Уважал, тоись, вот как, с охотой…
А, слышь, бить — так почти не бивал,
Разве только под пьяную руку…»

— Ну, довольно, ямщик! Разогнал
Ты мою неотвязную скуку!..

Анализ стихотворения Николая Некрасова - В дороге

Николай Некрасов расширил поэтическое чувство новыми для русской литературы элементами. Он придал поэзии чувство общительности и социально-аналитическое начало.

«В дороге» – первый стих писателя, посвященный крестьянской судьбе женщин, и одновременно с тем его первое явное выступление против крепостного гнета. Автор стремился показать природность крестьянской жизни, всю достоверность происходящего в то время.

Стих написан в виде беседы. Барин, путешествуя куда-то с ямщиком, просит того занять его беседой, и последний повествует историю своей супруги Груши.

Она была «компаньонкой» в господской усадьбе, не трудилась в поле, была «белоручка, белоличка». Грушу обучили чтению и игре на пианино. После замужества хозяйки в имении появился новый барин, он послал Грушу назад в деревню. Ее выдали замуж за первого, кто оказался худо-бедно соответствующим кандидатом — за извозчика-рассказчика. Груша трудолюбива, но у нее всего лишь отсутствуют физические силы, для того чтобы «следовать за коровой», делать незнакомую работу по дому.

Муж-извозчик сочувствует ей и ободряет, но даже новая одежда ей не нравится, необычная одежда и обувь вызывают дискомфорт. Груша рыдает, практически не ест и, скорее всего, долго не проживет. Он также переживает за судьбу сына, которого мать растит как барчонка.

Барин осознает, как девушку судя по всему подавляет такая жизнь. Не от того, что ей приходится заниматься грязной фермерской работой, а потому, что ее унижают.

Тема произведения – несчастливая доля человека с самоуважением. Хозяин понимает всю безвыходность и безрадостность судьбы горемычной пары и в целом людей классового общества, которым была невольная Россия. Идея стиха антикрепостническая.

Стих написан трехстопным анапестом и похож на русские песни-жалобы. Этот ритм приходится на стук копыт. Выразительность речи показывает перемену женских и мужских рифм, а также множество случайных рифм: перекрестная, парная и кольцевая. В произведении применено большое число простонародных фраз – это делает речь ямщика реальной, а не искусственной. Состояние крестьянина и грусть, меланхолия, пожирающая его супругу, выражаются через эпитеты и сравнения.

2 вариант

Некрасов – известный автор своего времени, особенно любивший писать на остросоциальные темы. В его произведениях затрагивается судьба крепостного населения, их проблемы, тирания, оскорбления, унижения. Один из красочных примеров представлен перед читателем в стихотворении «В дороге».

История создания

История создания произведения связана с четкой гражданской позицией Некрасова, которая успела сложиться на момент, когда ему исполнилось 24 года.

Автор получил много похвалы за свои проникновенные стихи, так его поддержал Белинский и Герцен. Но для Некрасова это произведение означало очень много, оно ознаменовало его переход от романтизма к реализму.

Тема

В произведении подняты многие остросоциальные темы:

  1. Отсутствие свободы. Трагизм крепостного населения заключается в том, что они абсолютно беззащитны перед желанием барина, они не могут управлять своей судьбой.
  2. Непонимание. Барин отказывается принимать страдания простой крепостной женщины.
  3. Любовь. Пусть муж Груши и любит ее, культура заложила в нем норму телесных наказаний, от которых она сильно страдает.
  4. Вседозволенность. Никто и ничто не сдерживает дворян в их действиях по отношению к крепостным.

Главная тема произведения – это тяжелая судьба народа. Воспитанная в барском доме крепостная девушка не может обрести покоя, неравенство делает ее несчастной на всю жизнь.

Мысль произведения заключает в безнадежности и невозможности изменить ситуацию. Существование крепостного права сковывает общество и создает целый пласт несчастного населения.

Композиция

Произведение имеет интересную композицию, имеет зачин и концовку, а центральное место занимает монолог ямщика.

История крепостной крестьянки трогает читателя за душу. Она росла вместе с дворянской дочкой, но когда барин умер была отправлена туда, где было ее место. Интеллектуальный труд сменился на физический, что заставляло Грушу страдать и чахнуть.

Произведение завершается словами барина, который потешается над рассказом, полностью убивая надежду на дворян. Они не желают делать крепостных свободными или хотя бы понимать их чувства.

Жанр

В произведение представлена горячо любимая Некрасовым гражданская лирика, показывающая грязь крепостного режима.

Стихотворение специально сделано похожим на русскую песню, чтобы передать атмосферу рассказа в дороге. А живость разговорной речи передается с помощью совокупности женской и мужской рифмы.

В дороге

В дороге
Сейчас читают:
  • Нравственные идеалы и заветы Древней Руси сочинение

    Наши предки оставили нам немало памятников своей культуры. В том числе и литературные творения. А в них мы видим нравственные идеалы людей того времени. И, не только примеры нравственности оставили они нам в них, но и заветы.

  • Характеристика героев пьесы Вишневый сад сочинение

    В своей пьесе «Вишневый сад» А.П. Чехов дает яркие характеристики всем героям, разделив их, условно, на людей настоящего, прошлого и будущего. Эти персонажи не только своими делами, а главное словами говорят о себе. Так, одна из главных героинь действа,

  • Сочинение по картине Сыромятниковой Первые зрители 6 класс

    Картина, которая выполнена в собирательном образе, так как на ней мы сразу же наблюдаем несколько жанров, которые можно представить на этой картине. Мастеру очень хорошо удается передать весь момент, который показывает нам простое удивление ребят,

  • Сочинение Зимнее утро рассуждение

    Утро – превосходное время суток само по себе. Но зимнее утро имеет особенное очарование, не сравнимое с утренним временем в любую другую пору года.

  • История создания романа Война и мир сочинение

    Изначальный авторский замысел возник у Льва Николаевича Толстого примерно в середине 50-х годов 19 века. В то время декабристы, сосланные Николаем I, начали возвращаться из ссылки обратно в Санкт-Петербург и Москву,

  • Сочинение Уфа - мой город

    Уфа – город, который особо знаменит своими зелеными парками. Благодаря этому город получил особое звание, а именно: самый зеленый город России. В Уфе множество «зеленых» кварталов, прогуливаясь по городу можно бесконечно