Николай Некрасов - Школьник

- Ну, пошел же, ради бога!
Небо, ельник и песок -
Невеселая дорога…
Эй! садись ко мне, дружок!

Ноги босы, грязно тело,
И едва прикрыта грудь…
Не стыдися! что за дело?
Это многих славный путь.

Вижу я в котомке книжку.
Так учиться ты идёшь…
Знаю: батька на сынишку
Издержал последний грош.

Знаю: старая дьячиха
Отдала четвертачок,
Что проезжая купчиха
Подарила на чаек.

Или, может, ты дворовый
Из отпущенных?.. Ну, что ж!
Случай тоже уж не новый —
Не робей, не пропадёшь!

Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и божьей воле
Стал разумен и велик.

Не без добрых душ на свете —
Кто-нибудь свезет в Москву,
Будешь в университете —
Сон свершится наяву!

Там уж поприще широко:
Знай работай да не трусь…
Вот за что тебя глубоко
Я люблю, родная Русь!

Не бездарна та природа,
Не погиб еще тот край,
Что выводит из народа
Столько славных то и знай,-

Столько добрых, благородных,
Сильных любящей душой,
Посреди тупых, холодных

Анализ

Итак, давайте рассмотрим данное стихотворение. Это одно из популярнейших произведений Николая  Алексеевича Некрасова, но сейчас некоторые могут задастся вопросом: «Почему?», «А как?», сейчас всё разберём.

Примечу то, что стихотворение «школьник» было написано и выпущено в 1856 году.

Многие возможно подумают, что название стихотворения «школьник» означает, что речь в стихотворении только о школе, школьных буднях и так далее. Но люди, которые так думают, ошибаются, потому что это совсем не так.

Главная мысль которую хотел передать нам автор, это то, что люди, которые всеми силами пытались стать образованным и целеустремлённым человеком, выбиваются в людей. Такие люди всегда смогут найти себя в бесконечном мире, и именно поэтому по настоящему заслуживают похвалу и конечно уважения.

В стихотворении рассказывается про мальчишку крестьянина, который хочет и старается учиться, но он очень боится, тем более у него нет особых возможностей для этого. Но автор стихотворения мотивирует мальчика тем, что в любой ситуации, какой бы она не была, можно найти выход, и повернуть свою судьбу в совсем другую сторону. Ведь именно тогда когда веришь в себя и не сдаёшься, становишься человеком, который не боится преград в своей жизни., ведь у людей, которые верят в себя, получается всё в своей жизни.

Лирический герой, то есть Некрасов, замечает маленького мальчика, когда Некрасов едет по дороге. Мальчик несёт книжку в своей котомке,  мальчик идёт пешком до соседнего села в школу.  Главная его цель- пройти весь путь который он прошёл не для веселья, а для того, чтобы учиться. Родители мальчика отдали все свои последние деньги на обучение их сына, это также показывает то, что для крестьянских семей очень важно образование для своих детей. Мысль автора- это показать то, что главное желание для мальчика это получить знания а также учиться.

Герой  предлагает мальчишке сесть к нему, школьник выглядел бедно, неопрятно. Ноги голые, всё тело грязное, и совсем немного прикрывалась грудь. Но у лирического героя возникает особое чувство, а именно гордость за мальчика. По его мнению автора, у мальчика есть судьба над всем народом, и поэтому, ему нужно усердно учиться.

Конечно же, понятно то, что мальчик из бедной крестьянской семьи, читателям автор это показывает довольно ярко описанием самого мальчика, а именно его внешнего вида.

Можно также приметить то, что Россия - это страна, в которой есть отзывчивые и добрые люди, которые не в коем разе не будут к мальчику равнодушным, а наоборот, постараются помочь ему, и сделать из него образованного и достойного человека.   

Не смотря на то, что мальчик бедный, у него есть очень сильная тяга к знаниям, и конечно же добиться успехов в жизни. Как уже не трудно понять, главное достоинство этого школьника - тяга к знаниям, ведь именно это поможет мальчишке в дальнейшем добиться огромных успехов.

Школьник анализ стихотворения

Тема крестьянских детей звучит во многих произведениях великого русского поэта Николая Алексеевича Некрасова, в том числе в стихотворении «Школьник».

История создания

Стихотворение написано в 1856 г. В этом же году оно было напечатано в журнале «Библиотека для чтения».

В общественной жизни России в это время происходили значительные события. Интеллигенция предчувствовала и обсуждало грядущую отмену крепостного права (как известно, это произошло в 1961 г.). Помещики часто давали крестьянам вольную.  Но часть таких вольноотпущенных крестьян оставалась работать при дворе помещика. Размышляя о судьбе мальчика, автор полагает, что он мог быть таким отпущенным дворовым.

В стихотворении нашел отражение еще один факт. Н.А. Некрасов во время его написания жил на даче, неподалеку от бывшей усадьбы М.В. Ломоносова («архангельском мужике», как называет его лирический герой произведения).

Композиция стихотворения

Стихотворение можно условно разделить на 3 части.

В первой части описывается встреча лирического героя с идущим в школу крестьянским мальчиком. Рассказчик, добрый и порядочный человек, приглашает мальчика сесть рядом, чтобы подвезти его.

Вторая часть посвящена размышлениям о судьбе мальчика, на учебу которого семья, возможно, потратила последний грош. А, возможно, помогли и односельчане («старая дьячиха отдала четвертачок»). Лирический герой полагает, что школьник в будущем может добиться таких же успехов в жизни, как и М.В. Ломоносов. Он искренне желает этого и надеется, что в будущем мальчик вырастет и будет учиться в Московском университете.

В третьей части автор (как и лирический герой) размышляет о судьбе России. Он считает, что будущее Отчизны связано с такими славными и благородными детьми, которые вырастут и будут трудиться на благо родины. А путь к этому должен идти через образование народа. Поэт верил, что в России много честных и порядочных людей, благодаря которым крестьянские дети смогут получить образование.

Особенности стихотворения

Стихотворение написано четырехстопным хореем. Так называется стихотворный размер, в котором ударение падает на первый слог 4 раза в одной строке. Такой ритм созвучен топоту конских копыт, в соответствии с сюжетом стихотворения. Рифма чередующаяся.

По стилю произведение является монологом лирического героя, жизненные взгляды которого полностью созвучны автору-поэту. Подробно описан внешний вид школьника: у него рваная одежда, босые ноги и грязное тело. Но главным является его стремление к учебе. Поэтому герой призывает школьника не стыдиться и не робеть, ведь многие «разумные и великие» люди прошли через это.

В стихотворении много эпитетов, метафор и метафорических эпитетов (т.е., эпитетов, в основе которых лежит аналогия): «невеселая дорога», «поприще широко», добрых, славных, благородных, холодных, напыщенных. Междометия и восклицания передают атмосферу беседы лирического героя с мальчиком.

Смысл стихотворения

Н.А. Некрасова часто называют поэтом-гражданином. Дворянин по происхождению, он с детства наблюдал тяжелую жизнь крестьян и глубоко им сочувствовал.  

Демократ по убеждениям, поэт верил, что развитию России будет способствовать образование народа. Эта мысль проходит красной нитью через стихотворение «Школьник».

Школьник

Школьник
Сейчас читают:
  • Сочинение Владикавказ - мой город

    В самом начале Военно-грузинской дороги, на берегу реки Терек расположился самый прекрасный город Кавказа – Владикавказ. Как и каждый кавказский городок, он имеет свой неповторимый, но узнаваемый колорит.

  • Сочинение Василий Теркин (рассуждение по поэме) 8 класс

    Всем полезна и интересна литература, которая представлена в произведениях связанных с Великой Отечественной Войной. В таких произведениях хорошо раскрыт ряд патриотических черт.

  • Сочинение Дуэль Печорина и Грушницкого

    Действие романа «Герой нашего времени» происходит на Кавказе. Сам конфликт и последующая сатисфакция происходят «на водах» куда оба действующих лица, − Печорин и Грушницкий приехали, лечится.

  • Сочинение по картине Летний день. Цветет сирень Копытцева 8 класс

    Майя Кузьминична Копытцева – популярная художница 20 века. Она пейзажист, живописец, портретист и также писала натюрморты. Майя Кузьминична очень любила природу, и она смогла в своих картинах передать зрителям всю реалистичность и великолепие

  • Сочинение на тему Как я путешествовал этим летом 3 класс

    Мы с папой в начале лета решили отправиться в гости к его брату. Мы ехали в соседнюю область. Сначала мы ехали на поезде, а потом на электричке. Папин брат живет в Курской области в городе Щигры.

  • Сочинение по картине Юона Купола и ласточки 6 класс

    Мастер кисти, Константин Юон, прожил долгую и интересную жизнь Его работы, удивляли и радовали зрителей яркостью и свежестью красок, необычными сюжетами, воспроизведенными с самых невероятных ракурсов. Художник много путешествовал.