Николай Некрасов - На Волге (Бурлаки на Волге) 5 класс

1

. . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . .
Не торопись, мой верный пес!
Зачем на грудь ко мне скакать?
Еще успеем мы стрелять.
Ты удивлен, что я прирос
На Волге: целый час стою
Недвижно, хмурюсь и молчу.
Я вспомнил молодость мою
И весь отдаться ей хочу
Здесь на свободе. Я похож
На нищего: вот бедный дом,
Тут, может, подали бы грош.
Но вот другой — богаче: в нем
Авось побольше подадут.
И нищий мимо; между тем
В богатом доме дворник плут
Не наделил его ничем.
Вот дом еще пышней, но там
Чуть не прогнали по шеям!
И, как нарочно, все село
Прошел — нигде не повезло!
Пуста, хоть выверни суму.
Тогда вернулся он назад
К убогой хижине — и рад.
Что корку бросили ему;
Бедняк ее, как робкий пес,
Подальше от людей унес
И гложет… Рано пренебрег
Я тем, что было под рукой,
И чуть не детскою ногой
Ступил за отческий порог.
Меня старались удержать
Мои друзья, молила мать,
Мне лепетал любимый лес:
Верь, нет милей родных небес!
Нигде не дышится вольней
Родных лугов, родных полей,
И той же песенкою полн
Был говор этих милых волн.
Но я не верил ничему.
Нет,— говорил я жизни той.—
Ничем не купленный покой
Противен сердцу моему…

Быть может, недостало сил
Или мой труд не нужен был,
Но жизнь напрасно я убил,
И то, о чем дерзал мечтать,
Теперь мне стыдно вспоминать!
Все силы сердца моего
Истратив в медленной борьбе,
Не допросившись ничего
От жизни ближним и себе,
Стучусь я робко у дверей
Убогой юности моей:
— О юность бедная моя!
Прости меня, смирился я!
Не помяни мне дерзких грез,
С какими, бросив край родной,
Я издевался над тобой!
Не помяни мне глупых слез,
Какими плакал я не раз,
Твоим покоем тяготясь!
Но благодушно что-нибудь,
На чем бы сердцем отдохнуть
Я мог, пошли мне! Я устал,
В себя я веру потерял,
И только память детских дней
Не тяготит души моей…

2

Я рос, как многие, в глуши,
У берегов большой реки,
Где лишь кричали кулики,
Шумели глухо камыши,
Рядами стаи белых птиц,
Как изваяния гробниц,
Сидели важно на песке;
Виднелись горы вдалеке,
И синий бесконечный лес
Скрывал ту сторону небес,
Куда, дневной окончив путь,
Уходит солнце отдохнуть.

Я страха смолоду не знал,
Считал я братьями людей
И даже скоро перестал
Бояться леших и чертей.
Однажды няня говорит:
«Не бегай ночью — волк сидит
За нашей ригой, а в саду
Гуляют черти на пруду!»
И в ту же ночь пошел я в сад.
Не то, чтоб я чертям был рад,
А так — хотелось видеть их.
Иду. Ночная тишина
Какой-то зоркостью полна,
Как будто с умыслом притих
Весь божий мир — и наблюдал,
Что дерзкий мальчик затевал!
И как-то не шагалось мне
В всезрящей этой тишине.
Не воротиться ли домой?
А то как черти нападут
И потащат с собою в пруд,
И жить заставят под водой?
Однако я не шел назад.
Играет месяц над прудом,
И отражается на нем
Береговых деревьев ряд.
Я постоял на берегу,
Послушал — черти ни гу-гу!
Я пруд три раза обошел,
Но черт не выплыл, не пришел!
Смотрел я меж ветвей дерев
И меж широких лопухов,
Что поросли вдоль берегов,
В воде: не спрятался ли там?
Узнать бы можно по рогам.
Нет никого! Пошел я прочь,
Нарочно сдерживая шаг.
Сошла мне даром эта ночь,
Но если б друг какой иль враг
Засел в кусту и закричал
Иль даже, спугнутая мной,
Взвилась сова над головой —
Наверно б мертвый я упал!
Так, любопытствуя, давил
Я страхи ложные в себе
И в бесполезной той борьбе
Немало силы погубил.
Зато, добытая с тех пор,
Привычка не искать опор
Меня вела своим путем,
Пока рожденного рабом
Самолюбивая судьба
Не обратила вновь в раба!

3

О Волга! после многих лет
Я вновь принес тебе привет.
Уж я не тот, но ты светла
И величава, как была.
Кругом все та же даль и ширь,
Все тот же виден монастырь
На острову, среди песков,
И даже трепет прежних дней
Я ощутил в душе моей,
Заслыша звон колоколов.
Все то же, то же… только нет
Убитых сил, прожитых лет…

Уж скоро полдень. Жар такой,
Что на песке горят следы,
Рыбалки дремлют над водой,
Усевшись в плотные ряды;
Куют кузнечики, с лугов
Несется крик перепелов.
Не нарушая тишины
Ленивой медленной волны,
Расшива движется рекой.
Приказчик, парень молодой,
Смеясь, за спутницей своей
Бежит по палубе; она
Мила, дородна и красна.
И слышу я, кричит он ей:
«Постой, проказница, ужо —
Вот догоню!..» Догнал, поймал,—
И поцелуй их прозвучал
Над Волгой вкусно и свежо.
Нас так никто не целовал!
Да в подрумяненных губах
У наших барынь городских
И звуков даже нет таких.

В каких-то розовых мечтах
Я позабылся. Сон и зной
Уже царили надо мной.
Но вдруг я стоны услыхал,
И взор мой на берег упал.
Почти пригнувшись головой
К ногам, обвитым бечевой.
Обутым в лапти, вдоль реки
Ползли гурьбою бурлаки,
И был невыносимо дик
И страшно ясен в тишине
Их мерный похоронный крик,—
И сердце дрогнуло во мне.

О Волга!.. колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я?
Один, по утренним зарям,
Когда еще все в мире спит
И алый блеск едва скользит
По темно-голубым волнам,
Я убегал к родной реке.
Иду на помощь к рыбакам,
Катаюсь с ними в челноке,
Брожу с ружьем по островам.
То, как играющий зверок.
С высокой кручи на песок
Скачусь, то берегом реки
Бегу, бросая камешки,
И песню громкую пою
Про удаль раннюю мою…
Тогда я думать был готов,
Что не уйду я никогда
С песчаных этих берегов.
И не ушел бы никуда —
Когда б, о Волга! над тобой
Не раздавался этот вой!

Давно-давно, в такой же час,
Его услышав в первый раз.
Я был испуган, оглушен.
Я знать хотел, что значит он,—
И долго берегом реки
Бежал. Устали бурлаки.
Котел с расшивы принесли,
Уселись, развели костер
И меж собою повели
Неторопливый разговор.
— Когда-то в Нижний попадем?—
Один сказал: — Когда б попасть
Хоть на Илью…— «Авось придем.
Другой, с болезненным лицом,
Ему ответил. — Эх, напасть!
Когда бы зажило плечо,
Тянул бы лямку, как медведь,
А кабы к утру умереть —
Так лучше было бы еще…»
Он замолчал и навзничь лег.
Я этих слов понять не мог,
Но тот, который их сказал,
Угрюмый, тихий и больной,
С тех пор меня не покидал!
Он и теперь передо мной:
Лохмотья жалкой нищеты,
Изнеможенные черты
И, выражающий укор,
Спокойно-безнадежный взор…
Без шапки, бледный, чуть живой,
Лишь поздно вечером домой
Я воротился. Кто тут был —
У всех ответа я просил
На то, что видел, и во сне
О том, что рассказали мне,
Я бредил. Няню испугал:
«Сиди, родименькой, сиди!
Гулять сегодня не ходи!»
Но я на Волгу убежал.

Бог весть, что сделалось со мной?
Я не узнал реки родной:
С трудом ступает на песок
Моя нога: он так глубок;
Уж не манит на острова
Их ярко-свежая трава,
Прибрежных птиц знакомый крик
Зловещ, пронзителен и дик,
И говор тех же милых волн
Иною музыкою полн!

О, горько, горько я рыдал,
Когда в то утро я стоял
На берегу родной реки,—
И в первый раз ее назвал
Рекою рабства и тоски!..

Что я в ту пору замышлял,
Созвав товарищей детей,
Какие клятвы я давал —
Пускай умрет в душе моей,
Чтоб кто-нибудь не осмеял!

Но если вы — наивный бред,
Обеты юношеских лет,
Зачем же вам забвенья нет?
И вами вызванный упрек
Так сокрушительно жесток?..

4

Унылый, сумрачный бурлак!
Каким тебя я в детстве знал,
Таким и ныне увидал:
Все ту же песню ты поешь,
Все ту же лямку ты несешь,
В чертах усталого лица
Все та ж покорность без конца.
Прочна суровая среда,
Где поколения людей
Живут и гибнут без следа
И без урока для детей!
Отец твой сорок лет стонал,
Бродя по этим берегам,
И перед смертию не знал,
Что заповедать сыновьям.
И, как ему,— не довелось
Тебе наткнуться на вопрос:
Чем хуже был бы твой удел,
Когда б ты менее терпел?
Как он, безгласно ты умрешь,
Как он, безвестно пропадешь.
Так заметается песком
Твой след на этих берегах,
Где ты шагаешь под ярмом
Не краше узника в цепях,
Твердя постылые слова,
От века те же «раз да два!»
С болезненным припевом «ой!»
И в такт мотая головой…

Анализ стихотворения Николая Некрасова - На Волге (Бурлаки на Волге) 5 класс

Николай Некрасов, будучи гением, смог создать ни один шедевр который знатно пополнил сундук сокровищ зарубежной и отечественной литературы.

Писав это стихотворение, поэт полностью с головой окунулся в детские воспоминания, которые оставили значительный отпечаток на его творчестве. Так как его детство прошло рядом с загородным фамильным поместьем, которое было расположено возле Волги у самой большой реки современной Европе. Это было его любимое место, где он провел свои наиболее беззаботные и исполнены радостью дни. Его очаровывала красота этой местности, так что он, приходя туда, забывал о существовании времени, которое там превращалось в вечность. Его все время манила природа, которая будто пела в унисон с птицами. Речка для него была чем-то необыкновенным, удивительным и исключительным в его жизни.

Не зря именно об этом месте пишет автор, поскольку именно там разместилась усадьба его отца. Стихотворение написано им уже в достаточно зрелом возрасте, где он смог проанализировать свои действия в прошлом при этом сделать некие выводи и представить это в стихе. Кроме того, он затрагивает разные темы, которые касаются непосредственно его детства, подростковых годов и судьбы обычного трудящего народа.

Условно стих можно разделить на четыре части, которых объединяет главный поэтический персонаж прообразом которого, есть сам Некрасов. Первые две посвящены детству, а остальные две демонстрируют взрослую жизнь зрелого мужчины, который время от времени переживает тоску о былом.

Вначале описывается возвращение лирического героя на родину, где его встречает лишь пес. Далее мужчина чувствует себя бедным, которому остается просить милостыню. Ходя от дома к дому, он замечает как нищих, так и при деньгах, но никто не хочет ему помочь. Здесь поэт хочет наглядно показать свой путь, где его никто не понимал и где он искал поддержку.

Во второй половине излагает о том, как рос на Волге, характеризуя ее исключительно чистым местом. Так же он описывает и себя как упертого мальчика, который всегда идет вперекор всем.

В третьей он не смог не вспомнить несчастных, убитых судьбой и истощенных работой людей. Ребенок, увидев их, был удивлен, ведь он не знал ту сторону жизни. Няня заметив это, запретила ходить к ним, но дитя тянуло к ним. Позже ошеломление переросло в протест, где он закрылся и от себя и от всего мира.

В последней части он представляет тот же эпизод, но через несколько лет, когда сформированная личность уже не так резко воспринимает реальность, а только через пройдённый опыт и завершает стих рассказом о бурлаках, подчеркивая это многоточием.

Вариант №2

Поэма "На Волге" Некрасовым Николаем Алексеевичем была написана в 1860 году. В данном произведении писатель предается воспоминаниям детства и пишет о несправедливом отношении к простым рабочим людям. Все детство Некрасов прожил на берегу реки Волги где ему очень нравилось. Он любил часами наблюдать за волнами на реке и наслаждался пением птиц. Проживание в поместье возле Волги оставила в душе Николая Алексеевича большой след, ведь именно картины из его детства способствовали написанию данной поэмы. Некрасов никогда не разделял богатых и бедных, он очень много проводил с детьми крепостных крестьян и рыбаков и завел себе среди них много друзей. Проводя свое беззаботное детство на берегу реки, тогда еще юный поэт даже не мог подумать о том, что все это держится на труде рабочих и бурлаков. Юный Некрасов наслаждался природой и не предполагал что кроется за всей этой красотой.

В один из таких дней, когда Николай Алексеевич в очередной раз гулял на Волге, он увидел совсем замученных и уставших работяг, которые тянули очень тяжелую баржу. Увиденная картина и подтолкнула писателя на написание произведение "На Волге", Некрасова очень поразила жестокость социуму и то как тяжело приходится работать бедным людям чтобы выжить. Писатель на протяжении всей своей жизни пытался примерять на себя жизнь обычных людей и испытать всю боль что испытывают они. Писатель в данном произведении проводит черту между беззаботностью и разгульной жизнь, и тяжелыми рабочими буднями людей. Отпечаток на всю жизнь оставила ситуация тогда в детстве на берегу реки.

Писатель пишет о том что несмотря на изнурительный труд работягам приходится трудится в холод, жару, дождь и получать за это мизерные гроши чтобы выжить. Никого не волнует что люди тратят свое здоровье за копейки и взамен не получают слов благодарности. Глядя в глаза измученных работой бурлаков писатель понимает что не сможет ничего изменить. Своим произведением Некрасов пытается обратить внимание на тяжелое существование рабочего населения. Со временем Николай Алексеевич понял что в одиночку он не сможет изменить этот мир и всегда будет параллель между богатыми и бедными. Писатель признается в строках о том что загубил очень много сил как душевных так и физических, но благодаря этому он обрел сострадание к ближним. Некрасов был готов в любое время прийти на помощь независимо от социального статуса человека.

Вариант №2

Николай Алексеевич Некрасов выражал одной из основных идей своего творчества народную и посвящал строки стихотворений крепостным людям. Творчество поэта наполнено жалостью и болью к бедственной среде жизни простого крестьянства, приневоленного добывать пропитание физическим тяжелым трудом. Вопрос о несправедливости устройства мира постоянно красной линией протекает через все произведения Некрасова.

В родовом гнезде протекало детство поэта. На берегу реки Волги тихо раскинулась усадьба. «О Волга!.. колыбель моя!», – обращается к любимым сердцу местам русский поэт. Вначале идут ностальгические эпизоды детских лет. Красивые картинки переходят в другие менее радужные и тяжёлые для души поэта. Ребенком он видел, как его отец жестоко использовал бурлаков. О том, что мощь пароходной промышленности основана на рабском угнетении бурлаков, он не догадывался. Когда поэт вырос, то был сильно поражен жестоким и мрачным зрелищем. Толпа грязных, измученных и больных людей волочит по Волге баржу с грузом. В 1860 году Некрасов воссоздал эту картину в своей поэме «На Волге». Облик бурлаков ужасен. В глазах читается безысходность и желание смерти. Жизнь на земле для них стала адом. «Все ту же песню ты поешь, всю ту же лямку ты несешь», – пишет о новой встрече с бурлаками рассказчик. Бедняков довели до полного изнеможения. Несчастные потеряли всякую веру, что существование изменится к лучшему. По острым камням, по песку, по холодной воде идут холопы с лямками на плечах. Бечева врезается в кожу. Холопы надрываются. Стоит глухой, но раздирающий душу стон.  За мучительный труд мужикам дадут жалкие гроши для своей семьи. И никогда им не выбраться и не победить нищету. Глядя на мучения нищего народа, появилась пословица: «Лямкой богатства не вытянешь».

Историки считают, что живописец Илья Репина изобразил грязных, усталых работников, тащащих груженую баржу на знаменитой картине «Бурлаки на Волге» вдохновленный именно поэмой. И «художник слова» Некрасов и живописец Репин в своем творчестве изобличали острые социальные и политические проблемы России.

Сомнения и неудовлетворенность от собственных стараний по изменению режима посещает автора произведения. Нет уверенности в победе над поработителями. Автор с печалью говорит о напрасно прошедших годах.  Печальные строки открывают истинные размышления поэта в определенный период его жизненного пути.

Финал поэмы показывает, что выхода для простого народа нет.  Тяжелая работа приучает людей к вечной покорности своим поработителям. Сильный и здоровый народ быстро растрачивает свои силы и умирает в расцвете сил. «Рекой рабства и тоски» стала прекрасная река для автора. Отчетливо слышен призыв к бунту. Поэма призывает задуматься, а как облегчить участь простого народа.

В поэме русский писатель передает сентиментальность и ранимость своей души, моральную ответственность за происходящее в Российской империи. Поэт стал на путь «народного заступника».

На Волге (Бурлаки на Волге) 5 класс

На Волге (Бурлаки на Волге) 5 класс
Сейчас читают:
  • Сюжет романа Обломов Гончарова сочинение

    Данное произведение начинается с описания одного из дней жизни главного героя, а также описания самого героя. Он предстает перед читателями немного ленивым и безучастным, но крайне добродушным и мечтательным персонажем. Имя этого героя Илья Ильич Обломов.

  • Сочинение на тему Дикий помещик 7 класс

    На уроке литературы мы ознакомились с увлекательным рассказом Салтыкова-Щедрина Дикий помещик. Не зря произведения этого автора называют сказками для взрослых – он показывает важные проблемы на простом, детском уровне.

  • Путь исканий Пьера Безухова в романе Война и мир сочинение

    Лев Николаевич Толстой – величайший классик второй половины 19 века. И, несомненно, лучшим его произведением является роман-эпопея «Война и мир». Особенностью Толстого, как литератора, является тот аспект, что всех своих персонажей

  • Тема и идея комедии Недоросль Форнвизина сочинение

    В комедии «Недоросль» поднимается проблема воспитания. На примере семьи Простаковых мы видим грубых, необразованных и вульгарных дворян, которые считают во всём себя правыми и лучшими. Они интересуются только деньгами и быстрой наживой,

  • Сочинение по картине Крамского Крестьянин с уздечкой

    Знаменитый художник и художественный критик за свою непродолжительную жизнь оставил наследие из большого количества художественных произведений. В их число входят портреты известных политических деятелей девятнадцатого века,

  • Сочинение Мой Лермонтов 9 класс (мой любимый поэт Лермонтов)

    Я люблю читать много разной литературы, у каждого читателя иметься свой любимый поэт. Я очень люблю творчество великого поэта мировой литературы писателя – Михаила Юрьевича Лермонтова. Когда я берусь за чтение его книг