Николай Некрасов - Муза

Нет, Музы ласково поющей и прекрасной
Не помню над собой я песни сладкогласной!
В небесной красоте, неслышимо, как дух,
Слетая с высоты, младенческий мой слух
Она гармонии волшебной не учила,
В пеленках у меня свирели не забыла,
Среди забав моих и отроческих дум
Мечтой неясною не волновала ум
И не явилась вдруг восторженному взору
Подругой любящей в блаженную ту пору,
Когда томительно волнуют нашу кровь
Неразделимые и Муза и Любовь…

Но рано надо мной отяготели узы
Другой, неласковой и нелюбимой Музы,
Печальной спутницы печальных бедняков,
Рожденных для труда, страданья и оков,-
Той Музы плачущей, скорбящей и болящей,
Всечасно жаждущей, униженно просящей,
Которой золото — единственный кумир…
В усладу нового пришельца в божий мир,
В убогой хижине, пред дымною лучиной,
Согбенная трудом, убитая кручиной,
Она певала мне — и полон был тоской
И вечной жалобой напев ее простой.
Случалось, не стерпев томительного горя,
Вдруг плакала она, моим рыданьям вторя,
Или тревожила младенческий мой сон
Разгульной песнею… Но тот же скорбный стон
Еще пронзительней звучал в разгуле шумном.

Все слышалося в нем в смешении безумном:
Расчеты мелочной и грязной суеты
И юношеских лет прекрасные мечты,
Погибшая любовь, подавленные слезы,
Проклятья, жалобы, бессильные угрозы.
В порыве ярости, с неправдою людской
Безумная клялась начать упорный бой.
Предавшись дикому и мрачному веселью,
Играла бешено моею колыбелью,
Кричала: мщение! и буйным языком
На головы врагов звала господень гром!

В душе озлобленной, но любящей и нежной
Непрочен был порыв жестокости мятежной.
Слабея медленно, томительный недуг
Смирялся, утихал… и выкупалось вдруг
Все буйство дикое страстей и скорби лютой
Одной божественно-прекрасною минутой,
Когда страдалица, поникнув головой,
«Прощай врагам своим!» шептала надо мной…

Так вечно плачущей и непонятной девы
Лелеяли мой слух суровые напевы,
Покуда наконец обычной чередой
Я с нею не вступил в ожесточенный бой.
Но с детства прочного и кровного союза
Со мною разорвать не торопилась Муза:
Чрез бездны темные Насилия и Зла,
Труда и Голода она меня вела —
Почувствовать свои страданья научила
И свету возвестить о них благословила…

Анализ стихотворения Николая Некрасова - Муза

Стихотворение «Муза» было написано в 1852 году.

В произведении поэт объясняет, что вдохновляет его и побуждает писать стихотворения, которые не вызывают ожидаемого эффекта.

Николай Некрасов с детства узнал боль и страдания, через которые проходит крестьянский народ. Его творчество было направлено на помощь обществу, но, вопреки надеждам, к действиям не побуждало.

Муза поэта такая же несчастная крестьянка. С ранних лет не помнит он той музы, что могла бы явиться восторженному взору и волновать мечтами ум.

Автор пишет о «плачущей, скорбящей и болящей» музе, спутнице «печальных бедняков». Она помогла ему узнать о страданиях и нищете.

Песни музы не были «сладкогласными». Простой напев, сравнимый с жалобами и стонами. В нем слышались и проклятья, и несбывшиеся мечты, угрозы, и подавленные слезы, и сухие «расчеты мелочной и грязной суеты».

Временами муза не в силах терпеть яростно клялась выйти на бой и отомстить, к чему склоняла и поэта. Но, подобно крестьянским бунтам, она быстро теряла свою силу и советовала покорно прощать всех, в том числе врагов.

Автор отмечает, что раньше страдалица была любящей и нежной. Превратности жизни сделали ее «неласковой и нелюбимой».

Поэт неразрывно связан с музой. На протяжении всей жизни она следовала за ним. Их союз автор называет «кровным». Даже в ожесточенном бою не разрушился он. Так и вела муза поэта через голод, зло, насилие, непомерный труд.

С другой стороны, без музы поэт не научился бы чувствовать свои страдания. Не узнал бы об униженных, безвольных людях, трудящихся, несмотря на боль.

Стихотворение относится к жанру гражданско-философской лирики.

Произведение включает в себя 5 строф. Композиция последовательная. Размер стихотворения – шестистопный ямб. Используется парная рифмовка.

Из художественных средств выразительности присутствуют эпитеты («волшебная гармония», «блаженная пора», «ожесточенный бой»), метафоры («любящая подруга», «печальная спутница») и инверсии.

Муза противоречит стандартному представлению о прекрасной, мирной барышне. Она благословила поэта на трудный путь обличения несправедливости. Некрасов посвятил свое творчество простому крестьянскому народу.

Вариант №2

Поэтический талант Некрасова

Среди плеяды гениальных русских поэтов, стоит особняком, талант Некрасова. Самобытность его творчества, выделяется, среди современников, описанием жизни и быта крестьян, такой какая она есть, в своем истинном виде.

В то же время, Никакой Алексеевич оценивал свою поэзию с точки зрения эффективности. Что она может дать людям, которым она посвящена. Автор не учитывал, что преобладающее большинство тех, кого должны были побудить на действие его стихи, попросту были неграмотными и не могли уловить его посыл. И от этого у поэта складывалось ложное чувство-некудышного, бесталанного поэта.

Содержание

Стихотворение «Муза», написанное в жанре гражданско-философской лирики, датированное 1852 годом-попытка описать источник вдохновения, то что заставляет его творить.

С самого начала становится понятно, какая она-муза Некрасова. Это не прекрасная, нежная особа, навивающая романтическое настроение. Поэт использует метафоры и олицетворения: «неласковая и нелюбимая», «печальной спутницей…скорбящей и большей», для описания музы. Ее присутствие тяготит и печалит его, но благодаря своей спутнице, он смог открыть для себя реальный мир униженного и обделенного народа.

Некрасов так проникся чувством и болью крестьян, что не смог противится своей музе «почувствовать свои страдания» и «свету возвестить о них».

Его муза имела голос, призывающий начать войну против угнетателей России. Но в силу своей усталости и бессилия, эти взывания были кратковременными и нечастыми. Как и крестьяне лишенные прав и воли, с «поникшей головой» прощали своих врагов.

Основная мысль

Некрасов, на протяжении жизни пытался понять суть русской души, позволяющая вечно угнетать и глумиться над собой. Он постоянно находился между двух огней, в противостоянии классической и реалистической поэзии. Это противопоставление и легло в основу произведения. В конце стиха Николай Алексеевич, как-бы подводит итог: «но с детства прочного и кровного союза со мною разорвать не торопилась муза». Это может означать, что не поэт выбирает направление своего творчества, а муза выбирает песнопевца. Некрасовская муза-суть самого поэта, неотделимая его часть. Главной мыслью через все произведение проходит идея, принесения своего творчества на алтарь страдающих и униженных, забыв о возвышенных чувствах. В трудные для отечества годы, больше всего нуждаются в поддержке низшие слои населения.

Муза

Муза
Сейчас читают:
  • Сочинение по картине Меншиков в Березове Сурикова

    Люди, знающие историю, сразу же узнают фамилию главного героя. Меншиков – друг и соратник великого царя Петра Первого. Александр Данилович привык жить в роскоши и моментально получать желаемое. Александр всегда заправлял

  • Сочинение по картине Левитана Весна. Большая вода (4, 7, 9 класс)

    Левитан, самый известный русский художник, который создал массу прекрасных шедевров искусства, которые вдохновляют любителей природы и в наши дни, так как мастеру прекрасно удается передавать все природные мелочи, которые иногда незаметны.

  • Образ и характеристика Пети Трофимова Вишневый сад сочинение

    Изначально автор создал образ Пети Трофимова в знаменитой пьесе «Вишневый сад» как образ исключительно положительного героя. И хотя Антон Павлович не сделал этот образ главным героем, тем не менее он играет в произведении не последнюю роль.

  • Сочинение на тему Ландыш 3, 5 класс

    Наверное, каждый скажет, что природа хороша в любое время года. С этим трудно спорить, да и не стоит. Хотя все же самым лучшим временем, на мой взгляд, является весна. А почему не трудно догадаться.

  • Сочинение по картине Серова Девочка с персиками 3, 6, 8 класс

    Свою знаменитую картину «Девочка с персиками», которая сегодня находится в Третьяковской галерее, молодой двадцатидвухлетний художник Валентин Серов написал в 1887 году в усадьбе Абрамцево,

  • Сочинение Когда моя мама училась в школе 6 класс

    Глядя сейчас на мою маму, такую серьезную и строгую, трудно представить себе, что когда-то она тоже была озорной девочкой с косичками и тоже училась в школе. Мою маму все величают Анной Петровной, она работает учителем математики в моей гимназии.