Николай Некрасов - Крестьянские дети

Опять я в деревне. Хожу на охоту,
Пишу мои вирши — живется легко.
Вчера, утомленный ходьбой по болоту,
Забрел я в сарай и заснул глубоко.
Проснулся: в широкие щели сарая
Глядятся веселого солнца лучи.
Воркует голубка; над крышей летая,
Кричат молодые грачи;
Летит и другая какая-то птица —
По тени узнал я ворону как раз;
Чу! шепот какой-то… а вот вереница
Вдоль щели внимательных глаз!
Всё серые, карие, синие глазки —
Смешались, как в поле цветы.
В них столько покоя, свободы и ласки,
В них столько святой доброты!
Я детского глаза люблю выраженье,
Его я узнаю всегда.
Я замер: коснулось души умиленье…
Чу! шепот опять!

Первый голос
Борода!

Второй
А барин, сказали!..

Третий
Потише вы, черти!

Второй
У бар бороды не бывает — усы.

Первый
А ноги-то длинные, словно как жерди.

Четвертый
А вона на шапке, гляди-тко,— часы!

Пятый
Ай, важная штука!

Шестой
И цепь золотая…

Седьмой
Чай, дорого стоит?

Восьмой
Как солнце горит!

Девятый
А вона собака — большая, большая!
Вода с языка-то бежит.

Пятый
Ружье! погляди-тко: стволина двойная,
Замочки резные…

Третий
(с испугом)
Глядит!

Четвертый
Молчи, ничего! постоим еще, Гриша!

Третий
Прибьет…

_______________

Испугались шпионы мои
И кинулись прочь: человека заслыша,
Так стаей с мякины летят воробьи.
Затих я, прищурился — снова явились,
Глазенки мелькают в щели.
Что было со мною — всему подивились
И мой приговор изрекли:
— Такому-то гусю уж что за охота!
Лежал бы себе на печи!
И видно не барин: как ехал с болота,
Так рядом с Гаврилой…— «Услышит, молчи!»
_______________

О милые плуты! Кто часто их видел,
Тот, верю я, любит крестьянских детей;
Но если бы даже ты их ненавидел,
Читатель, как «низкого рода людей»,—
Я все-таки должен сознаться открыто,
Что часто завидую им:
В их жизни так много поэзии слито,
Как дай Бог балованным деткам твоим.
Счастливый народ! Ни науки, ни неги
Не ведают в детстве они.
Я делывал с ними грибные набеги:
Раскапывал листья, обшаривал пни,
Старался приметить грибное местечко,
А утром не мог ни за что отыскать.
«Взгляни-ка, Савося, какое колечко!»
Мы оба нагнулись, да разом и хвать
Змею! Я подпрыгнул: ужалила больно!
Савося хохочет: «Попался спроста!»
Зато мы потом их губили довольно
И клали рядком на перилы моста.
Должно быть, за подвиги славы мы ждали.
У нас же дорога большая была:
Рабочего звания люди сновали
По ней без числа.
Копатель канав вологжанин,
Лудильщик, портной, шерстобит,
А то в монастырь горожанин
Под праздник молиться катит.
Под наши густые старинные вязы
На отдых тянуло усталых людей.
Ребята обступят: начнутся рассказы
Про Киев, про турку, про чудных зверей.
Иной подгуляет, так только держися —
Начнет с Волочка, до Казани дойдет’
Чухну передразнит, мордву, черемиса,
И сказкой потешит, и притчу ввернет:
«Прощайте, ребята! Старайтесь найпаче
На Господа Бога во всем потрафлять:
У нас был Вавило, жил всех побогаче,
Да вздумал однажды на Бога роптать,—
С тех пор захудал, разорился Вавило,
Нет меду со пчел, урожаю с земли,
И только в одном ему счастие было,
Что волосы из носу шибко росли…»
Рабочий расставит, разложит снаряды —
Рубанки, подпилки, долота, ножи:
«Гляди, чертенята!» А дети и рады,
Как пилишь, как лудишь — им все покажи.
Прохожий заснет под свои прибаутки,
Ребята за дело — пилить и строгать!
Иступят пилу — не наточишь и в сутки!
Сломают бурав — и с испугу бежать.
Случалось, тут целые дни пролетали,—
Что новый прохожий, то новый рассказ…

Ух, жарко!.. До полдня грибы собирали.
Вот из лесу вышли — навстречу как раз
Синеющей лентой, извилистой, длинной,
Река луговая; спрыгнули гурьбой,
И русых головок над речкой пустынной
Что белых грибов на полянке лесной!
Река огласилась и смехом и воем:
Тут драка — не драка, игра — не игра…
А солнце палит их полуденным зноем.
— Домой, ребятишки! обедать пора.—
Вернулись. У каждого полно лукошко,
А сколько рассказов! Попался косой,
Поймали ежа, заблудились немножко
И видели волка… у, страшный какой!
Ежу предлагают и мух, и козявок,
Корней молочко ему отдал свое —
Не пьет! отступились…

Кто ловит пиявок
На лаве, где матка колотит белье,
Кто нянчит сестренку, двухлетнюю Глашку,
Кто тащит на пожню ведерко кваску,
А тот, подвязавши под горло рубашку,
Таинственно что-то чертит по песку;
Та в лужу забилась, а эта с обновой:
Сплела себе славный венок,
Всё беленький, желтенький, бледно-лиловый
Да изредка красный цветок.
Те спят на припеке, те пляшут вприсядку.
Вот девочка ловит лукошком лошадку —
Поймала, вскочила и едет на ней.
И ей ли, под солнечным зноем рожденной
И в фартуке с поля домой принесенной,
Бояться смиренной лошадки своей?..

Грибная пора отойти не успела,
Гляди — уж чернехоньки губы у всех,
Набили оскому: черница поспела!
А там и малина, брусника, орех!
Ребяческий крик, повторяемый эхом,
С утра и до ночи гремит по лесам.
Испугана пеньем, ауканьем, смехом,
Взлетит ли тетеря, закокав птенцам,
Зайчонок ли вскочит — содом, суматоха!
Вот старый глухарь с облинялым крылом
В кусту завозился… ну, бедному плохо!
Живого в деревню тащат с торжеством…

— Довольно, Ванюша! гулял ты немало,
Пора за работу, родной!—
Но даже и труд обернется сначала
К Ванюше нарядной своей стороной:
Он видит, как поле отец удобряет,
Как в рыхлую землю бросает зерно,
Как поле потом зеленеть начинает,
Как колос растет, наливает зерно;
Готовую жатву подрежут серпами,
В снопы перевяжут, на ригу свезут,
Просушат, колотят-колотят цепами,
На мельнице смелют и хлеб испекут.
Отведает свежего хлебца ребенок
И в поле охотней бежит за отцом.
Навьют ли сенца: «Полезай, постреленок!»
Ванюша в деревню въезжает царем…

Однако же зависть в дворянском дитяти
Посеять нам было бы жаль.
Итак, обернуть мы обязаны кстати
Другой стороною медаль.
Положим, крестьянский ребенок свободно
Растет, не учась ничему,
Но вырастет он, если Богу угодно,
А сгибнуть ничто не мешает ему.
Положим, он знает лесные дорожки,
Гарцует верхом, не боится воды,
Зато беспощадно едят его мошки,
Зато ему рано знакомы труды…

Однажды, в студеную зимнюю пору,
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
И, шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведет под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах… а сам с ноготок!
— Здорово, парнище!— «Ступай себе мимо!»
— Уж больно ты грозен, как я погляжу!
Откуда дровишки?— «Из лесу, вестимо;
Отец, слышишь, рубит, а я отвожу».
(В лесу раздавался топор дровосека.)
— А что, у отца-то большая семья?
«Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я…»
— Так вон оно что! А как звать тебя?— «Власом».
— А кой тебе годик?— «Шестой миновал…
Ну, мертвая!» — крикнул малюточка басом,
Рванул под уздцы и быстрей зашагал.
На эту картину так солнце светило,
Ребенок был так уморительно мал,
Как будто все это картонное было,
Как будто бы в детский театр я попал!
Но мальчик был мальчик живой, настоящий,
И дровни, и хворост, и пегонький конь,
И снег, до окошек деревни лежащий,
И зимнего солнца холодный огонь —
Все, все настоящее русское было,
С клеймом нелюдимой, мертвящей зимы,
Что русской душе так мучительно мило,
Что русские мысли вселяет в умы,
Те честные мысли, которым нет воли,
Которым нет смерти — дави не дави,
В которых так много и злобы и боли,
В которых так много любви!

Играйте же, дети! Растите на воле!
На то вам и красное детство дано,
Чтоб вечно любить это скудное поле,
Чтоб вечно вам милым казалось оно.
Храните свое вековое наследство,
Любите свой хлеб трудовой —
И пусть обаянье поэзии детства
Проводит вас в недра землицы родной!..
_______________

Теперь нам пора возвратиться к началу.
Заметив, что стали ребята смелей,—
«Эй, воры идут!— закричал я Фингалу:—
Украдут, украдут! Ну, прячь поскорей!»
Фингалушка скорчил серьезную мину,
Под сено пожитки мои закопал,
С особым стараньем припрятал дичину,
У ног моих лег — и сердито рычал.
Обширная область собачьей науки
Ему в совершенстве знакома была;
Он начал такие выкидывать штуки,
Что публика с места сойти не могла.
Дивятся, хохочут! Уж тут не до страха!
Командуют сами!— «Фингалка, умри!»
— Не засти, Сергей! Не толкайся, Кузяха,—
«Смотри — умирает — смотри!»
Я сам наслаждался, валяясь на сене,
Их шумным весельем. Вдруг стало темно
В сарае: так быстро темнеет на сцене,
Когда разразиться грозе суждено.
И точно: удар прогремел над сараем,
В сарай полилась дождевая река,
Актер залился оглушительным лаем,
А зрители дали стречка!
Широкая дверь отперлась, заскрипела,
Ударилась в стену, опять заперлась.
Я выглянул: темная туча висела
Над нашим театром как раз.
Под крупным дождем ребятишки бежали
Босые к деревне своей…
Мы с верным Фингалом грозу переждали
И вышли искать дупелей.

Анализ стихотворения Николая Некрасова - Крестьянские дети

Стихотворение Николая Некрасова «Крестьянские дети» было написано автором в 1861 году. Это стихотворение по праву можно признать воспоминанием, поскольку сам автор провел свое детство среди крестьянских детей. Однако сам Некрасов был привилегированным дворянским ребенком. Простота написания и легкость показывает читателю насколько «барин» любит русскую крестьянскую душу.

Некрасов в произведении восхваляет роль детей. Он завидует их простой жизни. Крестьянские дети не избалованы и не знают двора или городского уклада жизни. В стихотворении Некрасов выражает свою любовь детям. Ведь только дети способны видеть мир таким простым и веселым, а их беззаботность и шутовство всегда порождает умиление взрослого человека. Стихотворение описывает момент отдыха охотника. После охоты он устал и прилег отдохнуть. За ним в щелку ангара наблюдают детишки и перешептываются, словно ищут оправдание появившемуся гостю.

Также стоит отметить в анализе данного стихотворения отношение привилегированного общества к крестьянству. Автор явно указывает, что крестьян на Руси считали второсортным слоем общества. Хотя труд их был тяжел и не весел, крестьянские дети умели находить радость в каждом дне. Они смеялись над собакой автора, и веселились его обсуждая. Некрасов описывает удовольствие от забавы, что вскоре перемениться на тяжелый крестьянский труд, ведь дети вырастут. Не скрывает Николай Некрасов и жалости к детям. Многие из них не видели достатка в одежде и еде. И, что характерно для Руси в то время: такая жизнь у крестьянских детей будет и в дальнейшем. Поэтому автор в своем произведении словно извиняется за суровость русской жизни 19 века. Сколько  не трудился автор над замечательными русскими крестьянскими детишками, чтобы выразить их прелесть, этого никогда не поймут люди из высших слоев общества.  Именно этот факт характерен для сущности русской души. Русский человек сострадателен. Он все видит и понимает, но помочь не может. Так крестьянская жизнь на Руси долгое время оставалась бренной и сложной без должной поддержки и внимания. Порой окутанная ненавистью и плохим отношениям.

Дети в стихотворении Н. Некрасова «Крестьянские дети» получили роль мытарей, а господа – роль фарисеев. В произведении отчетливо видна ирония в отношении «барина». Ведь именно «барин» - яркий представитель  недосягаемого образа для крестьянских ребятишек. Он им интересен и они желают его узнать. В своем творчестве Некрасов не раз замечает несправедливость по отношению к крестьянской жизни. Он понимает всю роль крестьянства на Руси. Он видит, как прогибается Россия под нишей угнетенного сословия, но ничего не в силах изменить.

Вариант 2

Николая Некрасова можно поистине назвать народным поэтом, переживавшего за судьбу и свободу простых рабочих людей. Вместе с ним в своих произведениях Некрасов переживает радости и горе, проходит сквозь жизненные испытания и рассуждает о том, какими же путями простые люди могут прийти к своему счастью. Ярким примером объединения души поэта и народа является стихотворение «Крестьянские дети».

Стихотворение построено на повествовании от первого лица, лирический герой ведет постоянный монолог-рассуждение о том, какая судьба предначертана крестьянским детям. Также в стихотворении присутствует полилог, состоящий из нескольких голосов.

Лирический герой начинает рассуждение о жизни крестьянских детей во время наблюдения за удивительной природы, где все ему мило: молодые грачи, веселые солнечные лучи, цветы в поле, наполненные «покоем, свободой и лаской». Тут лирический герой погружается в собственные воспоминания и признается, что «завидует» крестьянским детям. По его мнению, это «счастливый народ», который ничто не беспокоит. Лирический герой рассказывает о сборе грибов, ловле пиявок и сне на пекле. В своем стихотворении Николай Некрасов довольно ярко раскрывает атмосферу счастливого детства, где детей наполняла радость от простых ягод – брусники, малины, черницы. Счастьем для детей было и наблюдение за животными в лесу, где в кусту возится «старый глухарь» и поднимается «содом, суматоха» от простого зайчонка. Не омрачает детство даже трудная работа, которая представляется детям «нарядной стороной». Ребенок видит, что отец его трудится на поле не просто так: спустя время он радуется, видя, как зеленеет поле, как «колос растет, наливает зерно».

Однако лирический герой рассуждает и об обратной стороне медали. Он отмечает, что хотя крестьянский ребенок и растет намного свободнее, чем дворянское дитя, ему «сгибнуть ничто не мешает». Некрасов уверен, что крестьянский ребенок с раннего возраста подвержен тяжелому труду. Но автор утверждает: то, что для русского человека злоба и боль, в конечном итоге превращается в любовь. Все это настоящей русской душе «мучительно мило».

В завершение Некрасов призывает крестьянских детишек ценить свою счастливую пору детства, даже тяжелая работа прививает любовь к полю, которое будет казаться «вечно милым». По мнению автора, детство, проведенное в свободе и беспечности – «вековое наследство», которое в будущем будет создавать «обаянье поэзии детства», - именно оно будет всегда возвращать взрослого человека в дорогие, сокровенные воспоминания, будет той самой путеводной нитью, что проводит в «недра землицы родной».

Крестьянские дети

Крестьянские дети
Сейчас читают:
  • Сочинение на тему Лепим снеговика 3 класс

    Каждый ребенок ждет с нетерпением наступления зимы. Зима - волшебное время года. Наступают холода, выпадает большое количество снега, приходит время ставить новогоднюю елку, кушать мандарины.

  • Образ жизни Обломова и Штольца в романе Гончарова Обломов сочинение

    Чтобы полностью раскрыть в своем романе явление "обломовщины", Гончаров создает образ Андрея Штольца, противоположности Ильи Обломова. Штольц - друг детства главного героя. Его жизнь полна движения. Он часто путешествует, ведет множество дел,

  • Сочинение по картине Брюллова Автопортрет

    Карл Павлович Брюллов – великий русский художник, свое признание получивший благодаря своим портретным работам. Будущий известный портретист был слабым ребенком и с рождения страдал от различных болезней.

  • Сочинение Роль числительных 6 класс

    В русском языке любая часть речи играет огромную, даже важнейшую роль. На данный момент времени существует два лингвистических разделений

  • Сочинение по картине Саврасова Проселок

    Шедевр изобразительного искусств « Проселок» принадлежит кисти великого русского художника – импрессиониста Алексея Кондратьевича Саврасова. Хранится она в Третьяковской галерее.

  • Сочинения Песнь о вещем Олеге 7 класс

    А.С. Пушкин, отправляясь в 1820 году в южную ссылку, побывал в «матери городов русских» - Киеве. Гуляя по городу он поднялся на один из холмистых берегов Днепра. Здесь, по легенде, якобы, был похоронен князь Олег. Добираясь до мест своего изгнания,