Лермонтов - Венеция

1

Поверхностью морей отражена,
Богатая Венеция почила,
Сырой туман дымился, и луна
Высокие твердыни осребрила.
Чуть виден бег далекого ветрила,
Студеная вечерняя волна
Едва шумит вод веслами гондолы
И повторяет звуки баркаролы.

2

Мне чудится, что это ночи стон,
Как мы, своим покоем недовольной,
Но снова песнь! и вновь гитары звон!
О, бойтеся, мужья, сей песни вольной.
Советую, хотя мне это больно,
Не выпускать красавиц ваших, жен;
Но если вы в сей миг неверны сами,
Тогда, друзья! да будет мир меж вами!

3

И мир с тобой, прекрасный Чичизбей,
И мир с тобой, лукавая Мелина.
Неситеся по прихоти морей,
Любовь нередко бережет пучина;
Хоть и над морем царствует судьбина,
Гонитель вечный счастливых людей,
Но талисман пустынного лобзанья
Уводит сердца темные мечтанья.

4

Рука с рукой, свободу дав очам,
Сидят в ладье и шепчут меж собою;
Она вверяет месячным лучам
Младую грудь с пленительной рукою,
Укрытые досель под епанчою,
Чтоб юношу сильней прижать к устам;
Меж тем вдали, то грустный, то веселый,
Раздался звук обычной баркаролы:

Как в дальнем море ветерок,
Свободен вечно мой челнок;
Как речки быстрое русло,
Не устает мое весло.

Гондола по воде скользит,
А время по любви летит;
Опять сравняется вода,
Страсть не воскреснет никогда.

Анализ стихотворения Лермонтова Венеция

В отечественной литературе  венецианская тема объединяется с темой путешествия, перемещения в место неизведанное, экзотическое, и  потому  - идеализированно-романтическое. Подлинное пространство итальянского города, переосмысленное многими поэтами, становится своеобразным воплощением культур и быта разных эпох.

Как отмечено исследователем, по традции, Венеция предстает в литературе, залитая таинственным  лунным светом, что подчеркивает призрачность и нематериальность окружающего «грубого» материального мира. Вместе с тем, этот прием и придает городу то очарование и особую ночную глубину, которую так часто воспевали и продолжают воспевать в поэзии. Поэтическое воспроизведение при этом отличается образностью и содержанием - в зависимости от восприятия каждого автора.

К началу XIX столетия Венецию традиционно воспринимали, как земную сказку или грёзу, в которой только и есть место  романтическим увлечениям или страсти. В таком идеальном городе -  много роз, серенад под балконом и звона шпаг: образу Венеции  сответствует тема любви, часто - запретной, если нарушается супружеская верность. Известным с давних пор героем венецианских текстов, является гондольер,  поющий баркаролу - песню лодочников.

Примером символически-образного и романтического  изображения Венеции является стихотворение Лермонтова. Автор никогда не посещал этот город и описал его так, как подсказывали талант и воображение. У Лермонтова Венеция, конечно, находится на воде, «поверностью морей отражена», хотя на самом деле город стоит на одном, Адриатическом, море.

Есть в стихотворении романтическая пара, гондольер и баркарола, упомянут мотив возможной измены относительно героев с экзотическими именами: «прекрасный Чичизбей», «лукавая Мелина». Вместе с тем, кроме этих примет, ничего не говорит о том, что речь идет именно о Венеции.  Автор сожалеет об изменчивости чувств и ностальгирует по страсти, которая никогда не вернется, уйдя за водой. Н.Е. Меднис отмечает, что венециана  в русской литературе века  создавалась вне  реального опыта соприкосновения с городом на воде: Венеция первых десятилетий - это чистая идея, чистый образ, выраженная в поэтическом слове мечта, для одних - нереализуемая, для других - с надеждой на то, чтобы осуществилась. Так и Лермонтов создал типичный, но выразительный поэтический образ города, который вдохновляет своей красотой  и в наши дни.

Венеция

Венеция
Сейчас читают:
  • Сочинение на тему Летняя ночь 4 класс

    Лето – это отличное время года. Летом очень тепло, нет необходимости надевать теплую одежду, и хочется очень много времени проводить на улице. В последнее время лето очень жаркое.

  • Сочинение по картине Грабаря Зимнее утро 5 класс

    Сочинение по картине И. Э. Грабаря "Зимнее утро"Передо мной картина очень талантливого художника И. Э. Грабаря "Зимнее утро". Автор полотна, как мне известно, любил изображать зимние пейзажи. Каждая работа, созданная художником,

  • Сочинение на тему Осень наступила 2 класс

    После жаркого и знойного лета наступает грустная, но от этого не менее красивая пора — осень. Дни со временем становятся короче, а ночи длиннее.

  • Сочинение Почему я жду летних каникул 3 класс

    Лето – мое любимое время года. В этот период можно отдохнуть от уроков и погулять с друзьями. Летом не нужно вставать по будильнику и выполнять домашнее задание. Мы часто встречаемся с одноклассниками и соседями по дому,

  • Образ и Наполеона в романе Толстого Война и мир сочинение

    XIX век – время, когда в русской литературе все чаще и чаще в произведениях использовались в сюжетах европейские образы. Начало XIX века – эпоха Наполеона не только в истории, но и в русской литературе, авторы которой не смогли оставаться в стороне,

  • Сочинение по картине Хабарова Портрет Милы 7 класс

    Валерий Хабаров написал эту картину в 1970 году. Героиней его полотна стала девочка Мила, обычный подросток школьного возраста. Чем же привлек художника этот незатейливый образ обычной школьницы? В центре вертикального холста Хабаров