Лермонтов - Русалка

Русалка плыла по реке голубой,
Озаряема полной луной;
И старалась она доплеснуть до луны
Серебристую пену волны.

И шумя и крутясь, колебала река
Отраженные в ней облака;
И пела русалка — и звук ее слов
Долетал до крутых берегов.

И пела русалка: «На дне у меня
Играет мерцание дня;
Там рыбок златые гуляют стада;
Там хрустальные есть города;

И там на подушке из ярких песков
Под тенью густых тростников
Спит витязь, добыча ревнивой волны,
Спит витязь чужой стороны.

Расчесывать кольца шелковых кудрей
Мы любим во мраке ночей,
И в чело и в уста мы в полуденный час
Целовали красавца не раз.

Но к страстным лобзаньям, не зная зачем,
Остается он хладен и нем;
Он спит — и, склонившись на перси ко мне,
Он не дышит, не шепчет во сне!»

Так пела русалка над синей рекой,
Полна непонятной тоской;
И, шумно катясь, колебала река
Отраженные в ней облака.

Анализ стихотворения Лермонтова Русалка

 «Русалка» - одно из знаковых стихотворений из раннего творчества Михаила Лермонтова. Оно написало в 1832 году, когда автор пребывал под влиянием романтизма и вдохновлялся сюжетами из мифологии и фольклора.

Именно влиянием эпосов объясняется выбор стихотворного размера произведения (неполного четырехстопного амфибрахия) и смежного рифмования строк в строфе. Использование этих художественных приемов позволило создать мелодичный текст, читающийся нараспев на манер древних сказаний.

Скорее всего, желанием автора создать подобие эпоса можно объяснить и обильное употребление в стихотворении эпитетов и гиперболизации. Ведь они очень характерны для устного народного творчества.

Стихотворение Лермонтова «Русалка» примечательно еще и, так сказать, двухуровневым символизмом. Известно, что в произведении поэт описал свои романтические, но в то же время сложные и болезненные отношения с Екатериной Сушковой. Русалка и «витязь чужой стороны» - аллегорические образы Сушковой и самого литератора, а несостоявшийся союз русалки и витязя - иносказательный намек на отношения молодых людей, так и не переросшие из влюбленности в большое и серьезное чувство.

Обратившись к образу русалки, которыми, как известно, становились погибшие насильственной смертью незамужние девушки, поэт возможно дает понять, что возлюбленная для него «умерла». Как «умер» для нее и ее «витязь».  

Стихотворение написано от третьего лица. Будто бы автор хочет показать, что в этой ситуации он уже - сторонний наблюдатель, который как бы над повествованием.

Кстати, несколько стихотворений из ранней любовной лирики Лермонтова литературоведы объединяют в «сушковский цикл». Правда, «Русалка» в него не входит, поскольку произведение нельзя напрямую отнести к любовной лирике.

Символизм в этом стихотворении имеет еще один уровень. Если обратить внимание на такого персонажа произведения как витязь, лежащий на дне водоема, то «Русалку» можно назвать первым произведением Лермонтова, где описан «лишний человек», ставший впоследствии одной из ведущих тем его творчества. Там, где на дне реки «Спит витязь, добыча ревнивой волны, Спит витязь чужой стороны», есть и хрустальные города, и есть уста, которые целуют красавца, есть руки, ласкающие его. Но он не реагирует на это никак, он не может существовать в этом чуждом ему мире. Выходит тема «вечного чужака» прослеживалась в творчестве Лермонтова с самого раннего его периода.

Жанровая принадлежность стихотворения «Русалка» - элегия. А тематически оно вписывается в доминирующие в творчестве Лермонтова темы одиночества, неразделенной любви и невозможности обретения счастья.

Русалка

Русалка
Сейчас читают: