Лермонтов - Нищий

У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.

Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.

Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою;
Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою!

Анализ стихотворения Лермонтова Нищий

История создания

В 1830 году Михаил Юрьевич Лермонтов, знаменитый русский поэт и драматург, написал стихотворение «Нищий», посвященное писательнице Е. А. Сушковой. Посещение Троице-Сергиевой лавры побудило писателя создать произведение, которое освещает проблему, существующую в настоящем времени.

История гласит о том, что Е. Сушкова вместо того, чтобы дать милостыню нищему человеку, она подала ему камень. Такое несерьезное и крайне бездушное поведение возмутило Лермонтова настолько, что возлюбленная сразу потеряла всю свою привлекательность в его глазах. Пораженный поступком девушки, М.Ю. Лермонтов написал стихотворение, посвященное этой ситуации. Свой же поступок Е. Сушкова всячески отрицала.

Композиция

Главной темой стихотворения является бедность души людей, их безразличие и абсолютное равнодушие к чужим бедам. М.Ю Лермонтов описывает ситуацию, которая произошла у ворот храма: в руку бедного, измученного жаждой и голодом человека, положили камень вместо милостыни. Поэт показывает насколько беден и убог этот человек, он пишет, что «взор являл живую муку». Также, М.Ю. Лермонтов описывает, что таким камнем стало безразличие его возлюбленной к чувствам поэта. Камень в произведении символизирует жестокость, равнодушие и обман.

Жанр

Произведение написано в жанре лирики. Стихотворный размер - четырехстопный ямб.

Средства выразительности

В стихотворении используются такие средства выразительности как эпитет, метафора антитеза и анафора. В стихотворении они играют особую роль, так как привлекают внимание читателей к выражениям. Метафорой выражено словосочетание «живая мука», выражение показывает, как сильно и тяжко мучается главный герой. Антитезой выражена пара «камень – хлеб», образуя антонимы. Анафорой называют повторением одних и тех же слов, звуков в начале строфы, здесь анафорой выражены «И взор являл живую муку,
и кто-то камень положил» и «Так я молил твоей любви… Так чувства лучшие мои…». Стихотворения богато на различные эпитеты, такими как, «бедняк иссохший», «горькими слезами». Троп помогает выражениям обрести красочность, подчеркнуть выразительность и насыщенность в произведении.

Тропы

Таким образом, в стихотворении М.Ю. Лермонтова можно увидеть всю черствость и бездушие людей к чужим проблемам. С помощью различных средств выразительности поэт прекрасно это показал.

Нищий

Нищий
Сейчас читают:
  • История Маши Троекуровой сочинение для 6 класса

    Александр Сергеевич Пушкин оставил после себя богатое литературное наследие. Он создавал удивительные образы, повторить которые больше из его последователей не смог. Важное место в его творчестве занимают женские образы. Особенность их заключается в том,

  • Сочинение по картине Грабаря Мартовский снег 3 класс

    Этот художник, по праву считается мастером деревенского пейзажа, так как большинство его работ выполнена в этом уникальном русле. Картина «Мартовский снег», показывает зрителю всю красоту и девственность русской природы.

  • Сочинение на тему Прогулка по весеннему лесу

    Весной лес выгладить волшебно, а прогулка по нему способна доставить удовольствие любому человеку. Весна – это золотая серединка между холодной и мрачной зимой и теплым, ласковым летом.

  • Тема народа в романе Л. Н. Толстого Война и мир сочинение

    Конечно, самыми главными любых военных действиях считаются главнокомандующие и полководцы, которые собственно говоря принимают все важные решения. Однако, не один из них не смог бы добиться успеха не имея своей армии, которая как правило верно и

  • Сочинение на тему Хоровод муз (Творчество А.Блока)

    Александр Блок входит в число выдающихся русских поэтов. Жизнь поэта была насыщенной, каждый бы мог ему в чем-то позавидовать. Ушел из жизни Блок очень рано в 41 год, но столь короткое время жизни было наполнено многими событиями, многие люди и за 80 лет

  • Сочинение на тему И 100, и 200 лет пройдет, никто войны забыть не сможет...

    «День победы, как он был от нас далек, как в костре потухшем таял уголек!!; Были версты, обгорелые в пыли, этот день мы приближали как могли!!!;» - думая про Войну,