Лермонтов - Незабудка

В старинны годы люди были
Совсем не то, что в наши дни;
(Коль в мире есть любовь) любили
Чистосердечнее они.
О древней верности, конечно,
Слыхали как-нибудь и вы,
Но как сказания молвы
Всё дело перепортят вечно,
То я вам точный образец
Хочу представить наконец.
У влаги ручейка холодной,
Под тенью липовых ветвей,
Не опасаясь злых очей,
Однажды рыцарь благородный
Сидел с любезною своей…
Тихонько ручкой молодою
Она красавца обняла.
Полна невинной простотою,
Беседа мирная текла.

«Друг,— не клянися мне напрасно,
Сказала дева,— верю я;
Ясна, чиста любовь твоя,
Как эта звонкая струя,
Как этот свод над нами ясный;
Но как она в тебе сильна,
Ещё не знаю. Посмотри-ка,
Там рдеет пышная гвоздика,
Но нет: гвоздика не нужна;
Подалее, как ты унылый,
Чуть виден голубой цветок…
Сорви же мне его, мой милый:
Он для любви не так далек!»

Вскочил мой рыцарь, восхищённый
Её душевной простотой;
Через ручей прыгнув, стрелой
Летит он цветик драгоценный
Сорвать поспешною рукой…
Уж близко цель его стремленья,
Как вдруг под ним (ужасный вид)
Земля неверная дрожит,
Он вязнет, нет ему спасенья!..
Взор кинув, полный весь огня,
Своей красавице безгласной:
«Прости, не позабудь меня!»—
Воскликнул юноша несчастный;
И мигом пагубный цветок
Схватил рукою безнадежной
И сердца пылкого в залог
Его он кинул деве нежной.

Цветок печальный с этих пор
Любови дорог; сердце бьётся,
Когда его приметит взор.
Он незабудкою зовётся;
В местах сырых, вблизи болот,
Как бы страшась прикосновенья,
Он ищет там уединенья,
И цветом неба он цветёт,
Где смерти нет и нет забвенья…

Вот повести конец моей;
Судите: быль иль небылица.
А виновата ли девица —
Сказала, верно, совесть ей!

Анализ стихотворения Лермонтова Незабудка

Стихотворение «Незабудка» М. Ю. Лермонтова написано в 1830 году, когда поэту было 16 лет и он тяжело переживал влюбленность в Е. Сушкову. Под воздействием безответных чувств возникло это сочинение, близкое по жанру сказке или старинной балладе.  В основу «Незабудки» положена история из стихотворения немецкого поэта Августа Платена, которая является вольным переосмысление средневековой легенды о возникновении названия цветка.

Сам поэт выступает в роли рассказчика. Подобно трубадуру он предвещает основной сюжет вступлением – «в старинны годы...», что сразу создает ощущение архаичности из–за книжного, несовременного оборота с неполным прилагательным. Этот же образ сохраняется в дальнейших размышлениях о существовании истинной любви и верности в этом мире. Высокопарные слова постоянно смешиваются с разговорной лексикой и простонародными оборотами. Затем поэт начинает знакомить читателей с одной историей – «точным образцом» ныне забытой верности в виде аутентичной средневековой легенды.

Герои этого рассказа полностью соответствуют романтическим представлениям – «благородный рыцарь» и «любезная дева». На фоне тихой природы, описанной в пасторальных тонах – «холодный ручеек» и «липовые ветви», разворачивается история их любви. Они одни, скрылись от «злых очей», которые могут помешать их счастью. Постепенно девушка, поддавшись порыву, обняла своего возлюбленного, однако на его пылкие заверения в вечной любви отвечать не спешила.

Девушка потребовала не простых слов, а поступков, чтобы убедиться в его любви. Хоть она и убеждена в искренности его чувств и говорит, что они «чисты, как эта звонкая струя, как этот свод над нами ясный», но прежде, чем ответить полной взаимностью хочет еще раз проверить их силу. Просьба её проста – принести цветок. Однако не пышную, яркую гвоздику, которую легко достать, а «унылый голубой цветок», не «далекий для любви».

Рыцарь, удивленный и восхищенный столь простой и бесхитростной просьбой любимой, тут же бросается выполнить «поручение». Однако, скорее всего, любовь заслонила ему разум, ведь местность была не так проста, как ему показалось вначале. Тихий ручей внезапно оказался очень коварным и страшным, с глубоким обрывом и болотистым дном. И вот так простой цветок оказался внезапно «пагубным», то есть причиной гибели рыцаря. В доказательство своей любви последним, неверным движением герой успевает бросить его своей прекрасной даме, крикнув на прощанье просьбу «не забывать его».

После такой трагической истории поэт целую строфу посвящает размышлениям о случайностях любви, трагичности жизни и силе настоящей любви. В финале, словно моральный вердикт, звучит ироничная фраза – «а виновата ли девица – Сказала, верно, совесть ей!». Тем самым каждый читатель должен сделать свои выводы сам.

Незабудка

Незабудка
Сейчас читают:
  • Сочинение по картине Шишкина Зима 3 класс

    Великий русский художник Иван Иванович Шишкин обожал российскую природу: ее просторы и дали, в разные времена года. Многие его работы посвящены этой теме. Пейзажи средней полосы страны стали его визитной карточкой. В картине «Зима»

  • Сочинение-рассуждение Почему я люблю зиму 4 класс

    Зима - это восхитительное время года. Заснеженные долины и одетые в белый, словно свадебный, наряд леса и одинокие деревья у домов, до сих пор вдохновляют поэтов и художников. Падающие с небес снежинки,

  • Противопоставление Обломова и Штольца в романе Гончарова сочинение

    Илья Обломов и Андрей Штольц – близкие приятели с детства. Они очень разные внешне и по характеру, но колоссальные различия между ними не мешают их дружбе. С раннего детства они получали разное воспитание и образование.

  • Cочинение Что такое отзывчивость 15.3 9 класс ОГЭ рассуждение

    Каждому человеку присущи те или иные качества. Кому то доброта, забота о близких, кому-то понимание и все прощение. Кому-то способность оказаться в нужном месте, во время «Ч». Все эти и много других категорий, следует считать уместными

  • Сочинение Сильная личность 6 класс по обществознанию

    Очень часто, нам всем приходилось слышать, что люди говорят про того или иного человека, что он настоящая сильная личность, и мы сразу понимаем, что это вполне положительный человек, который обладает массой достоинств, которые позволяют ему решать

  • Сочинение по картине Шишкина Лесные дали краткое описание

    Таких мест на нашей планете немало. Однако автор работы сумел привлечь внимание зрителя на диком природном уголке, сконцентрировав внимание на тех деталях, которые человек часто упускает из виду, находясь рядом с ними.