- Стихи /
- Стихи Лермонтова /
- Незабудка
Лермонтов - Незабудка
В старинны годы люди были
Совсем не то, что в наши дни;
(Коль в мире есть любовь) любили
Чистосердечнее они.
О древней верности, конечно,
Слыхали как-нибудь и вы,
Но как сказания молвы
Всё дело перепортят вечно,
То я вам точный образец
Хочу представить наконец.
У влаги ручейка холодной,
Под тенью липовых ветвей,
Не опасаясь злых очей,
Однажды рыцарь благородный
Сидел с любезною своей…
Тихонько ручкой молодою
Она красавца обняла.
Полна невинной простотою,
Беседа мирная текла.
«Друг,— не клянися мне напрасно,
Сказала дева,— верю я;
Ясна, чиста любовь твоя,
Как эта звонкая струя,
Как этот свод над нами ясный;
Но как она в тебе сильна,
Ещё не знаю. Посмотри-ка,
Там рдеет пышная гвоздика,
Но нет: гвоздика не нужна;
Подалее, как ты унылый,
Чуть виден голубой цветок…
Сорви же мне его, мой милый:
Он для любви не так далек!»
Вскочил мой рыцарь, восхищённый
Её душевной простотой;
Через ручей прыгнув, стрелой
Летит он цветик драгоценный
Сорвать поспешною рукой…
Уж близко цель его стремленья,
Как вдруг под ним (ужасный вид)
Земля неверная дрожит,
Он вязнет, нет ему спасенья!..
Взор кинув, полный весь огня,
Своей красавице безгласной:
«Прости, не позабудь меня!»—
Воскликнул юноша несчастный;
И мигом пагубный цветок
Схватил рукою безнадежной
И сердца пылкого в залог
Его он кинул деве нежной.
Цветок печальный с этих пор
Любови дорог; сердце бьётся,
Когда его приметит взор.
Он незабудкою зовётся;
В местах сырых, вблизи болот,
Как бы страшась прикосновенья,
Он ищет там уединенья,
И цветом неба он цветёт,
Где смерти нет и нет забвенья…
Вот повести конец моей;
Судите: быль иль небылица.
А виновата ли девица —
Сказала, верно, совесть ей!
Анализ стихотворения Лермонтова Незабудка
Стихотворение «Незабудка» М. Ю. Лермонтова написано в 1830 году, когда поэту было 16 лет и он тяжело переживал влюбленность в Е. Сушкову. Под воздействием безответных чувств возникло это сочинение, близкое по жанру сказке или старинной балладе. В основу «Незабудки» положена история из стихотворения немецкого поэта Августа Платена, которая является вольным переосмысление средневековой легенды о возникновении названия цветка.
Сам поэт выступает в роли рассказчика. Подобно трубадуру он предвещает основной сюжет вступлением – «в старинны годы...», что сразу создает ощущение архаичности из–за книжного, несовременного оборота с неполным прилагательным. Этот же образ сохраняется в дальнейших размышлениях о существовании истинной любви и верности в этом мире. Высокопарные слова постоянно смешиваются с разговорной лексикой и простонародными оборотами. Затем поэт начинает знакомить читателей с одной историей – «точным образцом» ныне забытой верности в виде аутентичной средневековой легенды.
Герои этого рассказа полностью соответствуют романтическим представлениям – «благородный рыцарь» и «любезная дева». На фоне тихой природы, описанной в пасторальных тонах – «холодный ручеек» и «липовые ветви», разворачивается история их любви. Они одни, скрылись от «злых очей», которые могут помешать их счастью. Постепенно девушка, поддавшись порыву, обняла своего возлюбленного, однако на его пылкие заверения в вечной любви отвечать не спешила.
Девушка потребовала не простых слов, а поступков, чтобы убедиться в его любви. Хоть она и убеждена в искренности его чувств и говорит, что они «чисты, как эта звонкая струя, как этот свод над нами ясный», но прежде, чем ответить полной взаимностью хочет еще раз проверить их силу. Просьба её проста – принести цветок. Однако не пышную, яркую гвоздику, которую легко достать, а «унылый голубой цветок», не «далекий для любви».
Рыцарь, удивленный и восхищенный столь простой и бесхитростной просьбой любимой, тут же бросается выполнить «поручение». Однако, скорее всего, любовь заслонила ему разум, ведь местность была не так проста, как ему показалось вначале. Тихий ручей внезапно оказался очень коварным и страшным, с глубоким обрывом и болотистым дном. И вот так простой цветок оказался внезапно «пагубным», то есть причиной гибели рыцаря. В доказательство своей любви последним, неверным движением герой успевает бросить его своей прекрасной даме, крикнув на прощанье просьбу «не забывать его».
После такой трагической истории поэт целую строфу посвящает размышлениям о случайностях любви, трагичности жизни и силе настоящей любви. В финале, словно моральный вердикт, звучит ироничная фраза – «а виновата ли девица – Сказала, верно, совесть ей!». Тем самым каждый читатель должен сделать свои выводы сам.
- Сочинение на тему Лепим снеговика 3 класс
Каждый ребенок ждет с нетерпением наступления зимы. Зима - волшебное время года. Наступают холода, выпадает большое количество снега, приходит время ставить новогоднюю елку, кушать мандарины.
- Мысль народная в романе Война и мир сочинение
Созданный в 1860-х годах роман Толстого «Война и мир», пришелся на время подъёма общественного движения, народности людей. Основной темой литературы для того периода, стала тема народности и духовности жителей. Для того, чтобы раскрыть эту тематику,
- Образование Штольца в романе Обломов сочинение
Один из героев знаменитого произведения одного из самых популярных и известных писателей России, Штольц, является человеком, который с самого раннего детства очень крепко дружит с главным героем произведения Обломовым. По жизни эти два героя
- Художник в рассказе Портрет Гоголя (характеристика и образ героя) сочинение
В центре внимания произведения Гоголя Портрет оказывается вопрос о подлинности искусства против мнимого привлекающий различные
- Сочинение по картине Попкова Осенние дожди 8 класс
Картина «Осенние дожди. Пушкин» - последняя в творчестве Виктора Попкова, чья жизнь трагически оборвалась в 1974 году. Для известного графика она стала ярким завершающим аккордом его творческого пути. Художник, очевидно,
- Сочинение Образ и характеристика Элен Курагиной в произведении Война и мир Толстого
Роман “Война и мир” Толстого является замечательным произведением, которое известно на весь мир. Оно наполнено множеством ярких и не очень персонажей, и не очень, которые являются олицетворением тех или иных человеческих черт характера. Из произведения мы