Лермонтов - Благодарю

Благодарю!.. Вчера мое признанье
И стих мой ты без смеха приняла;
Хоть ты страстей моих не поняла,
Но за твое притворное вниманье

Благодарю!

В другом краю ты некогда пленяла,
Твой чудный взор и острота речей
Останутся навек в душе моей,
Но не хочу, чтобы ты мне сказала:

Благодарю!

Я б не желал умножить в цвете жизни
Печальную толпу твоих рабов
И от тебя услышать, вместо слов
Язвительной, жестокой укоризны:

Благодарю!

О, пусть холодность мне твой взор покажет,
Пусть он убьет надежды и мечты
И все, что в сердце возродила ты;
Душа моя тебе тогда лишь скажет:

Благодарю!

Анализ стихотворения Лермонтова Благодарю

Описание: В этой статье даётся подробный анализ стихотворения Лермонтова "Благодарю": рассказывается об истории создания стихотворения, раскрывается идейное содержание лирического произведения. Также анализируются литературно-художественные приёмы, использованные в стихотворении.

Текст статьи: В русской поэзии произведения Лермонтова несут на себе отпечаток грусти, несбывшихся надежд и одиночества. Уже в ранней любовной лирике чувствуется лёгкая грусть, которая в дальнейшем перерастёт в разъедающую душу тоску и безысходность порой тихую и замкнутую, порой мрачную и желчную, а порой вырывающуюся криком  отчаяния, одновременно осуждающего и любящего.

История создания и идейное содержание стихотворения.        

В ранней юности объектом любви юного поэта становится ветреная Екатерина Сушкова, с которой поэт знакомится летом 1830 года. Очаровательная Сушкова прохладно относилась к чувствам влюблённого юноши. Однако это не мешало ей кокетничать и с наигранной благосклонностью принимать любовные послания в виде стихов от наивного неискушённого юноши. Бессердечная любовная игра тешила самолюбие равнодушной пассии, в то время как наивный влюблённый с удивительным упорством вручал ей стихотворные признания в любви.

Психологически точно описано отношение юного Лермонтова к объекту любви, пренебрегающему его глубокими чувствами. Стихотворение полно горечи неразделённой любви и надежды, увы несбыточной, на взаимность чувств. Обладая живым и трезвым умом, но не имея жизненного опыта и житейской мудрости, движимый одними лишь порывами влюблённого сердца, он продолжает любить, невзирая на пренебрежительное отношение. Юноша разумом осознаёт своё незавидное положение униженного влюблённого.Но сердцу не прикажешь: оно любит вопреки здравому смыслу. Поэт страстно протестует против того, чтобы "умножить в цвете жизни печальную толпу твоих рабов", он прекрасно осознаёт её "притворное внимание" , но он на всё готов, пусть даже ценой насмешек добиться возможности общения, только бы не слышать слово "благодарю" как отказ.

Композиционные особенности и литературно-художественные приёмы, использованные в стихотворении.

В стихотворении использованы эпитеты, метафора и инверсия(эпитеты: чудный взор, притворное вниманье, жестокой укоризны; метафора: взор убьет; инверсия: возродила ты). Стихотворение написано ямбом и состоит из четырёх строф, каждая из которых заканчивается словом "благодарю", которое, становясь рефреном, усиливает глубину стихотворения и глубоко воздействует на читателя. Поэт благодарит свою возлюбленную уже за одно то, что она "без смеха приняла" его любовное послание. В последней строфе слово "благодарю" несёт другую эмоциональную и смысловую нагрузку, оно окрашено в тона безысходности и отчаяния. Это ещё одно тайное признание в любви, но с оттенком жертвенного страдания, горькой иронии и горечи обманутых надежд: "пусть холодность мне твой взор покажет, пусть он убьёт надежды и мечты..." Всё равно ничто не может помешать герою стихотворения быть благодарным своей возлюбленной: "душа моя тебе тогда лишь скажет: Благодарю!"

Здесь прослеживается очевидная борьба между разумом и сердцем. Антитеза между искренностью чувств влюблённого юноши и равнодушием, холодностью возлюбленной усиливает трагизм стихотворения. А несовместимость желаемого и действительного трансформируют любовное признание в осуждение с огромным накалом бурно кипящих страстей.

Благодарю

Благодарю
Сейчас читают:
  • Сочинение на тему Жизнь человека ЕГЭ 11 класс

    Отведённые нам дни пролетают мимо нас незаметно. Время, насмехаясь над нами, бежит со всех ног, не обращая внимания на наши мольбы, хоть чуть-чуть приостановить свой ход. Люди борются, ищут решений там, где они не нужны. Но нужна ли постоянная борьба,

  • Сочинение Детство Алеши Пешкова

    Алёша Пешков родился в небогатой мещанской семье. Отец мальчика рано умер, заразившись от сына холерой. Мать его вернулась к своему отцу, который в прошлом был бурлаком, а позже открыл красильную мастерскую. Ему помогали два его женатых сына,

  • Аргументы к сочинению Любовь 11 класс ЕГЭ 15.3

    Любовь — это одно из самых прекрасных чувств на планете. Это чувство близкой глубокой привязанности. Она может быть очень разной: к человеку противоположного пола, родителям, животным, вещам и т.д. Это очень хорошее явление,

  • Характеристика и образ Репетилова в комедии Горе от ума сочинение

    Комедию «Горе от ума» нельзя назвать «густонаселенной». Количество персонажей увеличивается ближе к развязке, когда гости съезжаются в дом Фамусова на именины его дочери Софьи. И публика здесь самая пестрая. В образной системе пьесы имеется несколько

  • Сочинение Мой любимый праздник 9 мая

    9 мая — очень важный праздник, ведь это День Победы. В этот памятный день, когда храбрые воины одержали победу в Великой Отечественной войне. Человеческие потери, что она принесла,

  • Сочинение Наступила зима 2, 3, 4 класс

    Сегодня первый зимний день. Вот и зимушка наступила. И как – то быстро, почти мгновенно, светлое время суток стало короче. Раньше начинает темнеть. Возвращаясь домой по вечерам, дыхание замирает от той мысли,