Сергей Есенин - Ты меня не любишь, не жалеешь

Ты меня не любишь, не жалеешь,
Разве я немного не красив?
Не смотря в лицо, от страсти млеешь,
Мне на плечи руки опустив.

Молодая, с чувственным оскалом,
Я с тобой не нежен и не груб.
Расскажи мне, скольких ты ласкала?
Сколько рук ты помнишь? Сколько губ?

Знаю я — они прошли, как тени,
Не коснувшись твоего огня,
Многим ты садилась на колени,
А теперь сидишь вот у меня.

Пусть твои полузакрыты очи
И ты думаешь о ком-нибудь другом,
Я ведь сам люблю тебя не очень,
Утопая в дальнем дорогом.

Этот пыл не называй судьбою,
Легкодумна вспыльчивая связь,—
Как случайно встретился с тобою,
Улыбнусь, спокойно разойдясь.

Да и ты пойдешь своей дорогой
Распылять безрадостные дни,
Только нецелованных не трогай,
Только негоревших не мани.

И когда с другим по переулку
Ты пойдешь, болтая про любовь,
Может быть, я выйду на прогулку,
И с тобою встретимся мы вновь.

Отвернув к другому ближе плечи
И немного наклонившись вниз,
Ты мне скажешь тихо: «Добрый вечер…»
Я отвечу: «Добрый вечер, miss».

И ничто души не потревожит,
И ничто ее не бросит в дрожь,—
Кто любил, уж тот любить не может,
Кто сгорел, того не подожжешь.

Анализ стихотворения Сергея Есенина - Ты меня не любишь, не жалеешь

Стихотворение «Ты меня не любишь, не жалеешь» написано Сергеем Есениным 4 декабря 1925 года, то есть, менее чем за месяц до смерти поэта.

Это стихотворение - монолог лирического героя, обращающегося к женщине, скорее всего - к женщине легкого поведения.

Известно, что в последний год жизни и сам Сергей Есенин довольно часто искал утешения в обществе таких дам. Однако неизвестно, обращено ли стихотворение к конкретной женщине или же адресат - абстрактный, этакий собирательный образ красотки, потребительски относящейся к мужчинам и часто их меняющей.

В этом стихотворении лирический герой одинок, как был одинок и Сергей Есенин незадолго до того, как покинул этот мир.

Распался продлившийся менее года третий и последний официальный брак литератора: с супругой, Софьей Толстой, внучкой великого русского писателя, сотрудницей аппарата Союза писателей, поэту так и не удалось найти общий язык.

Трагичность ситуации усиливалась и тем, что все более отдалялись друг от друга Есенин и многие  когда-то очень близкие его друзья, а новые знакомства обычно быстро оборачивались разочарованиями.

Поэт не находил для себя место и в тогдашней российской литературной среде, где к тому времени уже доминировал Маяковский, а лирики вроде Есенина начали приходиться не ко двору.

Отсюда - и упадническая тональность позднего периода есенинской поэзии, где стихотворение «Ты меня не любишь, не жалеешь» - одно из наиболее выразительных проявлений настроений, чувств и мыслей владевших поэтом незадолго до финала его жизни.

Стихотворение - монолог человека, пребывающего в тяжелейшей депрессии, не знающего, как ему жить дальше, не видящего какой-либо перспективы впереди. Именно потому почти все сказанное лирическим героем обращено в прошлое. И только в двух предпоследних строфах автор говорит о будущем, когда он, может быть, случайно встретит, ветреную даму, к которой обращается. Но и это будущее - совсем не оптимистичное, поскольку в нем - встреча с минувшим и отжившим.

И единственное, что остается у лирического героя, - тоска о «дальнем дорогом» и осознание того, что он не в состоянии любить и «гореть». И все, что у него есть - случайные «подруги», каждая из которых забудет о нем на следующий день. И даже вряд ли послушает просьбу не трогать «нецелованных» и «негоревших», не причинять боли тем, кто еще не изведал настоящих чувств.

Стихотворение написано с использованием очень часто применяемого Есениным стихотворного размера - пятистопного хорея с двухсложной стопой с ударением на 1-м слоге и с перекрестной рифмой.

Вариант №2

Стихотворение «Ты меня не любишь, не жалеешь…» было написано за несколько недель до смерти. В этом произведении можно остро почувствовать жуткое одиночество, горькое понимание отчуждения от жизни, которое преследовало Есенина последние годы жизни.

Перед смертью поэт был очень одинок. Сергей Есенин ушел от своей жены, так и не найдя с ней взаимного понимания. Этим стихотворением Есенин пытается поделиться своими чувствами с читателями.

Главная тема произведения – невзаимная любовь героя и героини, одиночество автора, который пришел к определенной черте в отношениях с женским полом да и в целом жизни. Этим можно точно утверждать, что С.Есенин и лирический герой едины.

Сюжет произведения состоит из путешествия в свое прошлое, подтверждения явлений в настоящем. Поэт рассуждает, делает выводы и выводит итоги, отмечает, что у его души нет и не будет будущего. Сюжет показывает читателю воспоминания о женщине, равнодушной ко всему, в том числе и к лирическому герою. Она рядом с героем, но при этом ее мысли находятся совершенно в другом месте. Сам герой отмечает, что тоже уже ничего не чувствует к этой женщине, что их расставание не принесет ему ни грусти, ни боли, абсолютно ничего.

Автор стихотворения анализирует происходящее, а также без проблем понимает, что ничто и никто не сможет заставить его грустить.

Главная идея стихотворения состоит в понимании автором собственного одиночества, его отчужденности от жестокого и серого мира. Больше никакие взаимодействия с женщиной не приносят ему никаких положительных эмоций, а это не может быть любовью, которую ничто не заменит.

Ощущение чувств вызывает у героя отторжение, потому что оно не связано с настоящим объединении душ. Даже простой близости нет. Именно поэтому герой может легко, напрямую спрашивать о том, сколько же рук и губ помнит эта женщина. Поэт показывает, что это все – обычная любовная игра, состоящая только из страсти, которая никак даже не скрывается, а показывается открыто. Именно это и тяготит душу автора.

Также в стихе есть обращение в прошлое. Мельком автор упоминает, что буквально утопает «в дальнем дорогом» и что он уже любил раньше, а, значит, больше не может.  Из этого можно сделать вывод: настоящие чувства были в жизни поэта, но возобновить их не получиться.

Стих имеет линейную композицию, но есть и цикличность, потому что в конце произведения создается вывод, но он пересекается с первыми строчками стиха. Поэт говорит, что женщина по отношению к нему равнодушна, но и сам герой тоже не чувствует любви к женщине. В таком ключе герои даже как-то связаны.

Ты меня не любишь, не жалеешь

В конце 1925 года, за две недели до несчастного случая, поэт Сергей Есенин сочинил стихотворение "Ты меня не любишь, не жалеешь".

В это время поэт испытывал гнетущее уныние. Не найдя понимания со стороны своей жены, Есенин уходит из дому. Поэт ищет душевного собеседника в лице женщин легкого поведения - "ночных бабочек". В стихотворении он обращается не к конкретной женщине, а скорее всего к проститутке. Поэт сам выступает в главной роли этого произведения.

Основная кульминация стихотворения - неудавшаяся любовь между мужчиной и женщиной, разочарование не только в отношениях, но и в самой жизни. Душевное опустошение Есенина и неудачные связи с женщинами привели к тому, что он чувствует себя дряхлым старцем.

Интрига этого произведения заключается в тоске по - прошлому: "Утопая в дальнем, дорогом". Одновременно, поэт свидетельствует о настоящем:"Я ведь сам люблю тебя не очень". В своем стихотворении Есенин не обращается в будущее. Он не осуждает женщину, которая "И ты думаешь о ком-нибудь другом", и таким образом зарабатывает себе на пропитание. Поэт ощущает некое сходство с проституткой. Множество страстных романов и случайные связи только опустошили его душу.  

Автору очень жаль своей прошедшей молодости. Он понимает, что его знаменитость и популярность испортили его, заставив разочароваться в любви и видеть везде только одни пороки. Поэт упрашивает свою случайную женщину, чтобы она не заманивала в свои сети неискушенных молодых парней.

Поэт в сочинении применяет некоторые поэтические уловки. Например, вид  женщины-вампирши: " Молодая, с чувственным оскалом". Других мужчин Есенин сопоставляет с тенями, а пылкость дамы приравнивает к огню.                  

Этим произведением поэт подытоживает свою жизнь, такой одинокой, когда его никто не любит, не жалеет.

Ты меня не любишь, не жалеешь

Ты меня не любишь, не жалеешь
Сейчас читают:
  • Сочинение на тему Детство счастливая пора ЕГЭ 7 класс

    Детство является самым счастливым периодом жизни. В детстве и продукты вкуснее, и предметы кажутся больше, и определенные моменты жизни становятся ярче.

  • Сочинение на тему 27 марта день театра

    Очень хорошо, что такие дни памяти культуры существуют, они напоминают человеку о простых радостях жизни. Многие ли задавались вопросом, а как часто мы посещаем театры? Эта культура кажется нам уже древней и невостребованной, но это мнение ошибочно.

  • Сочинение по картине Шевандроновой В сельской библиотеке

    Художник Ирина Васильевна Шевандронова написала в далеком 1954 году картину «В сельской библиотеке». Картину приобретает Государственная Третьяковская галерея. Что же такого особенного в этой, казалось бы, простой, картине?

  • Мысль народная в романе Война и мир сочинение

    Созданный в 1860-х годах роман Толстого «Война и мир», пришелся на время подъёма общественного движения, народности людей. Основной темой литературы для того периода, стала тема народности и духовности жителей. Для того, чтобы раскрыть эту тематику,

  • Сочинение на тему Если бы я был президентом

    Если бы я была президентом, то я бы постаралась сделать мир чуточку лучше. Ведь, очень приятно пройтись весенним деньком в солнечную погоду по чистому родному городу?

  • Сочинение по картине Юона Августовский вечер 6 класс

    Передо мной работа прекрасного художника-пейзажиста Константина Федоровича Юона «Августовский вечер. Последний луч. Лигачёво». Картина создаёт атмосферу тепла и уюта летнего вечера. Каким же образом автору удалось так