Сергей Есенин - Сукин сын

Снова выплыли годы из мрака
И шумят, как ромашковый луг.
Мне припомнилась нынче собака,
Что была моей юности друг.

Нынче юность моя отшумела,
Как подгнивший под окнами клен,
Но припомнил я девушку в белом,
Для которой был пес почтальон.

Не у всякого есть свой близкий,
Но она мне как песня была,
Потому что мои записки
Из ошейника пса не брала.

Никогда она их не читала,
И мой почерк ей был незнаком,
Но о чем-то подолгу мечтала
У калины за желтым прудом.

Я страдал… Я хотел ответа…
Не дождался… уехал… И вот
Через годы… известным поэтом
Снова здесь, у родимых ворот.

Та собака давно околела,
Но в ту ж масть, что с отливом в синь,
С лаем ливисто ошалелым
Меня встрел молодой ее сын.

Мать честная! И как же схожи!
Снова выплыла боль души.
С этой болью я будто моложе,
И хоть снова записки пиши.

Рад послушать я песню былую,
Но не лай ты! Не лай! Не лай!
Хочешь, пес, я тебя поцелую
За пробуженный в сердце май?

Поцелую, прижмусь к тебе телом
И, как друга, введу тебя в дом…
Да, мне нравилась девушка в белом,
Но теперь я люблю в голубом.

Анализ стихотворения Сергея Есенина Сукин сын

Как и все позднее творчество Есенина стихотворение «Сукин сын» проникнуто тоской о прошлом. Образный ряд в нем типично константиновский: лирическая героиня, лирический герой, вернувшийся «известным поэтом» (ср. «Мелколесье, степь и дали...») и клен, выступающий в лирике Есенина метафорой на самого поэта. Кроме того, в стихотворении есть метафора, характерная для раннего Есенина «…и шумят как ромашковый луг». Можно предположить, что таким образом он отсылает читателя и к своему юношескому творчеству. И действительно, в первых стихах Есенина встречается образ «девушки в белом», «невесты», «девушки в белой накидке». И дальше в стихотворении разворачивается ретроспектива, возвращающая нас в «отшумевшую юность» лирического героя, он вспоминает о прошлых своих страданиях.

Тут надо отметить необычный синтаксис в катрене, начинающемся словами «Я страдал...». Обилие многоточий, возможно, является фигурой умолчания. Так заполняются отрезки времени между событиями, происходящими в хронологической последовательности. Кроме того, таким образом растягивается поэтическое время и мы понимаем, что действительно с тех пор прошло много времени. Характерный для серебряного века образ собаки (ср. Блок «Двенадцать», Есенин «Собаке Качалова» и тд) действительно обычно возвращает к прошлому. Однако если в литературной традиции это возвращение трагично, у Есенина — что необычно для его поздней лирики — оно наполнено светлыми воспоминаниями. Новый, молодой пес — возможно, это что-то новое в сердце лирического героя. Он связан с воспоминаниями о старом, но несет в себе и что-то, обретенное только сейчас.

И действительно, лирическому герою «нравилась девушка в белом», но ей на смену пришла «девушка в голубом». И отболевшее старое помогает принять и это новое, и стихотворение заканчивается на высокой, мажорной ноте. В конце хотелось бы обратить внимание на название стихотворения «Сукин сын». У этого выражения есть два значения: это может быть либо грубость, либо прямая констатация факта. Можно предположить, что в данном контексте важны оба прочтения. С одной стороны, он говорит об этом новом псе, сыне той собаки, которая помогала ему в прошлом, с другой стороны — тут тоже характерное для Есенина самообличение лирического героя (ср. его «хулиган», «московский озорной гуляка» и тд). Можно сделать вывод о том, что лирический герой ощущал себя предавшим свою юношескую первую любовь, однако пес помог ему это пережить и ощутить себя обновленным.

Сукин сын

Сукин сын
Сейчас читают: