- Стихи /
- Стихи Есенина /
- Сергей Есенин - Сорокоуст (А. Мариенгофу)
Сергей Есенин - Сорокоуст (А. Мариенгофу)
Трубит, трубит погибельный рог!
Как же быть, как же быть теперь нам
На измызганных ляжках дорог?
Вы, любители песенных блох,
Не хотите ль пососать у мерина?
Полно кротостью мордищ праздниться,
Любо ль, не любо ль, знай бери.
Хорошо, когда сумерки дразнятся
И всыпают вам в толстые задницы
Окровавленный веник зари.
Скоро заморозь известью выбелит
Тот поселок и эти луга.
Никуда вам не скрыться от гибели,
Никуда не уйти от врага.
Вот он, вот он с железным брюхом,
Тянет к глоткам равнин пятерню,
Водит старая мельница ухом,
Навострив мукомольный нюх.
И дворовый молчальник бык,
Что весь мозг свой на телок пролил,
Вытирая о прясло язык,
Почуял беду над полем.
2
Ах, не с того ли за селом
Так плачет жалостно гармоника:
Таля-ля-ля, тили-ли-гом
Висит над белым подоконником.
И желтый ветер осенницы
Не потому ль, синь рябью тронув,
Как будто бы с коней скребницей,
Очесывает листья с кленов.
Идет, идет он, страшный вестник,
Пятой громоздкой чащи ломит.
И все сильней тоскуют песни
Под лягушиный писк в соломе.
О, электрический восход,
Ремней и труб глухая хватка,
Се изб древенчатый живот
Трясет стальная лихорадка!
3
Видели ли вы,
Как бежит по степям,
В туманах озерных кроясь,
Железной ноздрей храпя,
На лапах чугунных поезд?
А за ним
По большой траве,
Как на празднике отчаянных гонок,
Тонкие ноги закидывая к голове,
Скачет красногривый жеребенок?
Милый, милый, смешной дуралей,
Ну куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница?
Неужель он не знает, что в полях бессиянных
Той поры не вернет его бег,
Когда пару красивых степных россиянок
Отдавал за коня печенег?
По-иному судьба на торгах перекрасила
Наш разбуженный скрежетом плес,
И за тысчи пудов конской кожи и мяса
Покупают теперь паровоз.
4
Черт бы взял тебя, скверный гость!
Наша песня с тобой не сживется.
Жаль, что в детстве тебя не пришлось
Утопить, как ведро в колодце.
Хорошо им стоять и смотреть,
Красить рты в жестяных поцелуях,—
Только мне, как псаломщику, петь
Над родимой страной “аллилуйя”.
Оттого-то в сентябрьскую склень
На сухой и холодный суглинок,
Головой размозжась о плетень,
Облилась кровью ягод рябина.
Оттого-то вросла тужиль
В переборы тальянки звонкой.
И соломой пропахший мужик
Анализ стихотворения Сергей Есенин - Сорокоуст (А. Мариенгофу)
Смысл названия: Сорокоуст – это молитва об усопшем. Таким названием поэт хочет выразить свою скорбь о том, что люди под влиянием технического прогресса променяли верных жеребцов на «бездушное железо».
Литературное направление: Как известно, излюбленное направление Есенина – иманжинизм. Это стихотворение тоже не стало исключением. В основе иманжинизма лежит создание необычного и яркого образа, в основном посредством метафор.
Тема: Главной темой произведения является столкновение умирающего мира старой патриархальной деревни и нового зарождающегося мира города, промышленности.
Основная мысль: Основная мысль заключается в неизбежной смерти всего старого, но очень дорогого душе поэта.
Композиция: Произведение делится на четыре части. В первой Есенин создает образ грандиозных преобразований. Сюда же входит и обращение главного героя к «любителям песенных блох», которые не желают принимать перемены, а наслаждаются «стихами прошлого». Во второй части нарастает наступление «стальной лихорадки». Деревня противопоставляется городу как живое механическому. Третья часть является центром произведения. Жеребенок там воплощает не только все живое, но и пережитки прошлого, а поезд, представляющий собой «железного монстра» побеждает этого беззащитного, никому ненужного жеребенка. Четвертая часть обращена к прогрессу. Его поддерживают многие, но вот главный герой остается на стороне деревенских жителей и поддерживает единство с природой.
Герои и образы: Лирический герой противопоставляет себя остальному обществу. Его единомышленники – крестьяне, жители деревень и «матушка природа». Образ рябины, вокруг которой рассыпаны кроваво-красные ягоды олицетворяет собой человека, пролившего свою кровь на холодный суглинок. Природа тоскует точно так же, как и человек.
Настроение: Данное стихотворение передает тоску, по умирающей в связи с прогрессом, природе. Ее подчеркивает время года, изображенное поэтом. Осень. А осенью, как известно, природа умирает, хоть и всего лишь на время.
Особенности слога: Есенин достаточно часто использует авторские неологизмы и диалектные наречия. Восприятие из-за этого, конечно, становится сложней, но с помощью подобных слов автору удается четко передать всю суть того народа, который был очень близок с природой.
- Сочинение на тему Хлеб и война (15.3 9 класс )
Главным является то, что среди трех вышеперечисленных ценностей хлеб занимает именно первое место. Вероятно, что многие люди пока что не знают о ценности хлеба.
- Сочинение на тему Нужна ли сатира сегодня 7 класс
Нужна ли нам сегодня сатира, так едко обличающая пороки общества и наставляющая наш социум в нелёгкие жизненные моменты и в стадиях надлома гражданского общества? Мы с вами очень часто задаёмся подобным вопросом об актуальности этого явления,
- Сочувствие и сострадание по рассказам Кусака и Юшка 7 класс сочинение
Достаточно часто в своем творчестве писатели обращаются к теме сочувствия и сострадания. В некоторых произведениях, как и в реальной жизни, герои находят поддержку. Но чаще всё заканчивается непониманием и гонениями.
- Сочинение Жилин и Костылин - Разные судьбы 5 класс
Мне очень нравится читать в свободное время книги самый любимый писатель Л. Н. Толстой. Его произведения и рассказы такие увлекательные и интригующие читаю быстро и не могу оторваться.
- Образ Чичикова в поэме Мертвые души и его характеристика - сочинение
Среди всех персонажей поэмы «Мертвые души» особенно выделяется ее главный герой — Павел Иванович Чичиков. Этот образ объединяет в себе разные качества других помещиков.
- Сочинение по картине Тихого Аисты 9 класс
Когда мы смотрим на это уникальное произведение искусства, то у нас возникает определенное чувство, которое заставляет нас думать о чем-то не земном и воздушном, так как сама природа завет нас в высь. Картина «Аисты», еще раз подтверждает истину: