Сергей Есенин - Собаке Качалова (Дай, Джим, на счастье лапу мне)

Дай, Джим, на счастье лапу мне,
Такую лапу не видал я сроду.
Давай с тобой полаем при луне
На тихую, бесшумную погоду.
Дай, Джим, на счастье лапу мне.

Пожалуйста, голубчик, не лижись.
Пойми со мной хоть самое простое.
Ведь ты не знаешь, что такое жизнь,
Не знаешь ты, что жить на свете стоит.

Хозяин твой и мил и знаменит,
И у него гостей бывает в доме много,
И каждый, улыбаясь, норовит
Тебя по шерсти бархатной потрогать.

Ты по-собачьи дьявольски красив,
С такою милою доверчивой приятцей.
И, никого ни капли не спросив,
Как пьяный друг, ты лезешь целоваться.

Мой милый Джим, среди твоих гостей
Так много всяких и невсяких было.
Но та, что всех безмолвней и грустней,
Сюда случайно вдруг не заходила?

Она придет, даю тебе поруку.
И без меня, в ее уставясь взгляд,
Ты за меня лизни ей нежно руку
За все, в чем был и не был виноват.

Собаке Качалова (Дай, Джим, на счастье лапу мне) анализ

Стихотворение Сергея Есенина «Собаке Качалова» может показаться шуточным, но это – только на первый взгляд. Ведь оно написано в 1925 году, в последний год жизни поэта, когда он пребывал в состоянии колоссального душевного разлада.

Произведение можно отнести к неофициально существующему «антропоморфному циклу» стихов поэта, в которых он наделяет животных человеческими качествами, общается с ними. В данном случае поэт также как будто полушутя обращается к реально существовавшей собаке – питомцу своего приятеля, актера Василия Качалова, Джиму.  

Предыстория написания стихотворения такова. Впервые придя в гости к Качалову, Сергей Есенин увидел его пса и был покорен красотой и обаянием животного настолько, что пообещал написать о нем стихотворение. И спустя некоторое время, при следующем визите к знаменитому актеру, поэт сказал, что свое обещание исполнил, и прочел стихотворение, ставшее одним из самых известных в его творческом наследии.   

В «Собаке Качалова» Есенин, как и в других своих произведениях «антропоморфного цикла» делает живущего у актера пса как бы своим приятелем и собеседником, с которым приятно поболтать о том, что такое жизнь.

Произведение можно условно разделить на три части. В первой автор в игривой форме обращается к собаке, предлагая вместе «полаять при луне». И в этом казалось бы шутливом обращении заложен трагический подтекст, свойственный всем стихотворениям Есенина, написанным в финальный год жизни. Трагизм последних двух строк первой строфы – в  желании автора провести время с собакой при том, что когда поэт приходил в гости к актеру, у последнего, известного своей хлебосольностью, скорее всего, собирались шумные компании. Но Есенина простые радости жизни уже не интересовали.

Поэту не давал покоя поиск смысла жизни, с надеждой на обретение которого он еще не расстался, ведь стихотворение написано в первой половине года – весной. И в не меньшей степени не давало покоя сожаление из-за боли, причиненной другим людям, в первую очередь – женщинам. Отсюда – и финал стихотворения – адресованная собаке просьба: «Ты за меня лизни ей нежно руку / За все, в чем был и не был виноват». Говоря о том, что побудило поэта написать эти строки, исследователи творчества Есенина называли разных женщин, с которыми поэт был в отношениях и вину перед которыми ощущал. Но есть и такая точка зрения, что в данном случае это – обобщенный образ, в котором автор собрал всех женщин, встречавшихся на его жизненном пути.

Стихотворение «Собаке Качалова» написано пятистопным ямбом с перекрестной рифмовкой. В эту литературную форму Есенин облек большинство своих произведений.

Собаке Качалова (Дай, Джим, на счастье лапу

Собаке Качалова (Дай, Джим, на счастье лапу
Сейчас читают: