Сергей Есенин - Русь уходящая

Мы многое еще не сознаем,
Питомцы ленинской победы,
И песни новые
По-старому поем,
Как нас учили бабушки и деды.

Друзья! Друзья!
Какой раскол в стране,
Какая грусть в кипении веселом!
Знать, оттого так хочется и мне,
Задрав штаны,
Бежать за комсомолом.

Я уходящих в грусти не виню,
Ну, где же старикам
За юношами гнаться?
Они несжатой рожью на корню
Остались догнивать и осыпаться.

И я, я сам —
Не молодой, не старый,
Для времени навозом обречен.
Не потому ль кабацкий звон гитары
Мне навевает сладкий сон?

Гитара милая,
Звени, звени!
Сыграй, цыганка, что-нибудь такое,
Чтоб я забыл отравленные дни,
Не знавшие ни ласки, ни покоя.

Советскую я власть виню,
И потому я на нее в обиде,
Что юность светлую мою
В борьбе других я не увидел.

Что видел я?
Я видел только бой
Да вместо песен
Слышал канонаду.
Не потому ли с желтой головой
Я по планете бегал до упаду?

Но все ж я счастлив.
В сонме бурь
Неповторимые я вынес впечатленья.
Вихрь нарядил мою судьбу
В золототканое цветенье.

Я человек не новый!
Что скрывать?
Остался в прошлом я одной ногою,
Стремясь догнать стальную рать,
Скольжу и падаю другою.

Но есть иные люди.
Те
Еще несчастней и забытей,
Они, как отрубь в решете,
Средь непонятных им событий.

Я знаю их
И подсмотрел:
Глаза печальнее коровьих.
Средь человечьих мирных дел,
Как пруд, заплесневела кровь их.

Кто бросит камень в этот пруд?
Не троньте!
Будет запах смрада.
Они в самих себе умрут,
Истлеют падью листопада.

А есть другие люди,
Те, что верят,
Что тянут в будущее робкий взгляд.
Почесывая зад и перед,
Они о новой жизни говорят.

Я слушаю. Я в памяти смотрю,
О чем крестьянская судачит оголь:
«С Советской властью жить нам по нутрю…
Теперь бы ситцу… Да гвоздей немного…»

Как мало надо этим брадачам,
Чья жизнь в сплошном
Картофеле и хлебе.
Чего же я ругаюсь по ночам
На неудачный горький жребий?

Я тем завидую,
Кто жизнь провел в бою,
Кто защищал великую идею.
А я, сгубивший молодость свою,
Воспоминаний даже не имею.

Какой скандал!
Какой большой скандал!
Я очутился в узком промежутке.
Ведь я мог дать
Не то, что дал,
Что мне давалось ради шутки.

Гитара милая,
Звени, звени!
Сыграй, цыганка, что-нибудь такое,
Чтоб я забыл отравленные дни,
Не знавшие ни ласки, ни покоя.

Я знаю, грусть не утопить в вине,
Не вылечить души
Пустыней и отколом.
Знать, оттого так хочется и мне,
Задрав штаны,
Бежать за комсомолом.

Анализ стихотворения Сергей Есенин - Русь уходящая

Октябрьская революция коренным образом изменила судьбу России. Это противоречивое событие оставило огромный след как в отечественной истории, так и литературе. Поэты «серебряного века» стремились отразить в своих произведениях личное отношение к этому явлению. Не обошёл стороной тему революции поистине народный поэт С. А. Есенин, посвятив ей часть стихотворений, одним из которых является знаменитая «Русь уходящая».

Есенин двойственно относился к революционным событиям. Первоначально он воспринял их со свойственным ему юношеским максимализмом восторженно и свободно, воспевая вольный выбор русского народа. «Небо – как колокол, месяц – язык, мать моя Родина, я – большевик!» - с пафосом причисляет себя поэт к восставшей народной массе в поэме «Иорданская голубица». Революция понималась им как средство крестьянского освобождения, обновления жизни. Однако через несколько лет, посетив родное село Константиново в 1924 г., Есенин замечает совершенно другие –советские нравы привычных ему людей. Русь стала иной, она ушла, забрав с собой культурное единство всего народа. Будущие поколения попросту порвут со своими корнями и станут советскими людьми, не имеющими принадлежности к исторической Родине. Всё это и побудило поэта написать «Русь уходящую».

Стихотворение представляет собой анализ послереволюционных событий. Есенин понимает веру молодых людей в светлое будущее и признаётся себе, что и сам бы «бежал за комсомолом», но только особого смысла он в этом не видит. Перемены имеют значение, только для вышестоящих за революцией лиц. В обществе наоборот наступил раскол между старым и новым, молодым и пожилым. Народное настроение пронизано оксюмороном: «Какая грусть в кипении весёлом!».

Писатель прямо обвиняет советскую власть в том, что среди всей борьбы не увидел свою светлую юность. Она буквально погрязла в рокотах канонады да смертельных боях, разразившихся на полях Гражданской войны. Несмотря на это он благодарен истории за полученные революционные впечатления, однако бежать за ними он не может, поскольку стоит одной ногой в крестьянском прошлом.

В таком же прошлом остались старожилы сёл, для которых эти перемены ничего не стоят. Они могут лишь смотреть жалостливыми «коровьими глазами» на уходящий пароход изменений. Есенин прямо призывает «не бросать камень в этот смрад», чтобы не разбудить привычный национальный застой, отбросивший развитие страны далеко назад. Карикатурно изображены и сторонники нового. Их, по мнению поэта, заботит исключительно материальная сторона, сводящаяся к «ситцу» да «гвоздям». Истинные борцы за идею просто исчезли и сейчас ищут выгоду в сложившейся ситуации.

Есенин приходит к выводу, что сложившийся «горький жребий» между старым и новым его не устраивает. Его личность находится в каком-то промежутке, вызванном противоречиями крестьянского и советского быта. Он хочет стремиться к новому, но не может расстаться с прежней Русью со всей великой для него красотой. Поэт понимает, что загубил свою юность, посвятив её не борьбе за идею, а совсем другим темам, поэтому живых воспоминаний у него не осталось. Возможно, его талант заставил Русь если не остаться, то хотя бы немного задержаться на историческом поле. Единственный выход Есенин находит в вине, погружающим его в состоянии забытья от всех переживаний. Потенциальный вестник перемен стал хулиганом, заливающим своё горе в местном кабаке под цыганские напевы местных завсегдатаев. Вместе с Есениным ушла Русь, ушла новокрестьянская поэзия, уступив место соцреализму.

Русь уходящая

Русь уходящая
Сейчас читают:
  • Сочинение по картине Суриков Степан Разин эссе 6 класс, по обществознанию

    Перед нами одна из картин, которая была написана мастером исторического жанра, так как именно к этому направлению, принадлежит наш знаменитый Суриков, который прославился не только этой известной исторической картиной. Суриков, постоянно изображал

  • Сочинение по картине Рылова В голубом просторе 3 класс

    Прекрасный художник, который работает в пейзажном стиле, и его картина «В голубом просторе», этому яркое подтверждение, так как при ее создании, мастер учел все нюансы этого художественного направления,

  • Сочинение по картине Билибина Баба-яга 5 класс

    Первый раз увидев эту картину я вспомнил все те сказки про Бабу-ягу которые когда-то давно мне читал дедушка. В них она описывалась как злая старушка, которая пыталась обхитрить и съесть маленьких детишек.

  • Сочинение Можно ли меняться, оставаясь собой?

    Безусловно, человек с самого рождения наделен индивидуальными качествами. У каждого своя внешность, свой темперамент. В самом раннем детстве ребенок изучает окружающий мир,

  • Сочинение по картине Февральская лазурь Грабарь 4, 5 класс

    Картина Игоря Эммануиловича Грабаря создана и пропитана чувствами глубокого патриотизма и безмятежным восхищением богатствами родной природы. Как удивительна история создания величайших картин этого художника. И.Э. Грабарь

  • АЭС - сочинение

    Атомные электростанции являются важным источником энергии, который играет значимую роль в обеспечении энергобезопасности многих стран. Несмотря на споры и дебаты вокруг атомной энергетики,