Сергей Есенин - Русь советская

Тот ураган прошел. Нас мало уцелело.
На перекличке дружбы многих нет.
Я вновь вернулся в край осиротелый,
В котором не был восемь лет.

Кого позвать мне? С кем мне поделиться
Той грустной радостью, что я остался жив?
Здесь даже мельница — бревенчатая птица
С крылом единственным — стоит, глаза смежив.

Я никому здесь не знаком,
А те, что помнили, давно забыли.
И там, где был когда-то отчий дом,
Теперь лежит зола да слой дорожной пыли.

А жизнь кипит.
Вокруг меня снуют
И старые и молодые лица.
Но некому мне шляпой поклониться,
Ни в чьих глазах не нахожу приют.

И в голове моей проходят роем думы:
Что родина?
Ужели это сны?
Ведь я почти для всех здесь пилигрим угрюмый
Бог весть с какой далекой стороны.

И это я!
Я, гражданин села,
Которое лишь тем и будет знаменито,
Что здесь когда-то баба родила
Российского скандального пиита.

Но голос мысли сердцу говорит:
«Опомнись! Чем же ты обижен?
Ведь это только новый свет горит
Другого поколения у хижин.

Уже ты стал немного отцветать,
Другие юноши поют другие песни.
Они, пожалуй, будут интересней —
Уж не село, а вся земля им мать».

Ах, родина, какой я стал смешной!
На щеки впалые летит сухой румянец.
Язык сограждан стал мне как чужой,
В своей стране я словно иностранец.

Вот вижу я:
Воскресные сельчане
У волости, как в церковь, собрались.
Корявыми немытыми речами
Они свою обсуживают «жись».

Уж вечер. Жидкой позолотой
Закат обрызгал серые поля.
И ноги босые, как телки под ворота,
Уткнули по канавам тополя.

Хромой красноармеец с ликом сонным,
В воспоминаниях морщиня лоб,
Рассказывает важно о Буденном,
О том, как красные отбили Перекоп.

«Уж мы его — и этак и раз-этак,—
Буржуя энтого… которого… в Крыму…»
И клены морщатся ушами длинных веток,
И бабы охают в немую полутьму.

С горы идет крестьянский комсомол,
И под гармонику, наяривая рьяно,
Поют агитки Бедного Демьяна,
Веселым криком оглашая дол.

Вот так страна!
Какого ж я рожна
Орал в стихах, что я с народом дружен?
Моя поэзия здесь больше не нужна,
Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.

Ну что ж!
Прости, родной приют.
Чем сослужил тебе — и тем уж я доволен.
Пускай меня сегодня не поют —
Я пел тогда, когда был край мой болен.

Приемлю все,
Как есть все принимаю.
Готов идти по выбитым следам,
Отдам всю душу октябрю и маю,
Но только лиры милой не отдам.

Я не отдам ее в чужие руки,—
Ни матери, ни другу, ни жене.
Лишь только мне она свои вверяла звуки
И песни нежные лишь только пела мне.

Цветите, юные, и здоровейте телом!
У вас иная жизнь. У вас другой напев.
А я пойду один к неведомым пределам,
Душой бунтующей навеки присмирев.

Но и тогда,
Когда на всей планете
Пройдет вражда племен,
Исчезнет ложь и грусть,—
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь».

Анализ стихотворения Сергея Есенина Русь советская

Революция казалась многим новой ступенью, шагом в будущее, который принесет процветание России. Похожей позиции придерживался и Есенин, он яро выступал за установление коммунизма, но со временем он видел все больше. Новая система была ничуть не лучше старой, а во многих параметрах, даже хуже. Это откровение все дальше уводила Есенина от действующей власти. Прошел период молчания, затем ярого сопротивления и наконец, меланхолии, приведшей к самоубийству. Идеи, характеризующие второй период, можно увидеть в стихотворении “Русь Советская”.

С первых строк мы видим удивление и испуг автора, он вернулся в родное село Константиново, но здесь ему нет места. Чужой в своей стране, чужой на своей родине, такова судьба поэта, чьи надежды на новый режим рухнули. Революция прокатилось по стране, изменив все: односельчане не узнают Есенина, на месте его дома теперь пепелище, русский язык, вызывавший восхищение многих, теперь чудовищно искажен. Он мечется, ищет что-то знакомое и не находит.

Автор верно подмечает, что описанное село Константиново станет известно только благодаря ему, но никому из жителей нет до этого дела.

Один из персонажей - красноармеец, предается воспоминаниям о гражданской войне, но он не вспоминает героизма или ужасов войны, нет, он ограничивается примитивным: “Уж мы его — и этак и раз-этак”. Крестьяне больше не молятся в церкви, вместо этого они обсуждают “жиси”. Благонравие и возвышенность мыслей сменили равнодушие и увлеченность мирским.

Есенин пытается убедить себя, что не все так плохо, революция зажгла новый свет и породила другое поколение. Новому человеку мало простого клочка земли, он хозяин всего мира. Но как бы автор не старался убедить себя, неприглядная реальность проступает повсюду, произошло катастрофическое падение уровня образования и культуры, тех, кто размышлял о жизни и вечном уже нет, а тех, кто пришел за ними больше занимают житейские проблемы. Есенин чувствует себя иммигрантом в своей стране, стране, которой более не нужна интеллигенция. Держава только успела родиться, но уже в этот момент была заметна ее ущербность.

Квинтэссенцией этого служат песни, популярные в этот момент среди народа: ”Агитки Бедного Демьяна”, отличающиеся безграмотностью. Эти агитки служат своеобразным гимном России того времени.

Есенин желает счастья нынешним поколениям, но сомневается, что пожелания исполнится. У поэта больше нет сил пытаться, что-то менять, он предпочитает просто остаться в стороне и вооружившись своей “лирой”, описать происходящее. Он остается верным первоначальным идеям революции, характеризуя их одним коротким словом — Русь.

Вариант №2

Большое внимание литературоведы уделяют как в биографии, так и творчестве любого поэта, серебряного века, к вопросу: как он относился к социалистической революции? Есенин отвечает на этот вопрос довольно размыто, не так чётко, как Маяковский, который пришёл в Кремль и стал работать на революцию.

Приспосабливаться к социальной действительности ему не хотелось. Изменять своему творчеству он считал – стыдно, поэтому, он начал создавать себе «поэтический имидж» человека, который аполитичен, равнодушен ко всему, что происходит.

Многие стихи грешат мотивом лирического героя, являющимся развратником, пьяницей. Он не хочет смотреть на ту бурю и гущу событий, происходящими за окном, где мчится корабль, под названием «Русь».  Это была попытка остаться в своём творческом мире, не вникая в социальную действительность. Такие действия присущие стихам позднего периода.

В школьную программу, на эту тему, обычно высвечивают и раскрывают стихотворение «Русь советская».

Содержание

Очевидно, что это совершенно крамольное произведение для постреволюционной России. Стоит обратить внимание на момент, который очень сильно задевает лирического героя этого стихотворения, как деревенского поэта.

Он знаменитый, он совершенно правильно и откровенно, без ложной скромности говорит, что его село будет знаменито через 100 лет только потому, что он здесь родился. Сейчас люди-современники не знают этого, не хотят понимать - это естественно. Поэты при жизни не бывают знаменитыми, но вот, что задело Есенина. В этой деревне, его, местного поэта, не поют. Это сейчас поют Есенина: «…всё теперь решено без возврата, я покинул родные поля». Это сейчас поют: «...я московский озорной гуляка по всему тверскому околотку», а тогда, его сложные стихи не мытому, христианскому языку были недоступны. И задело его то, что комсомольца с гармоникой поют, советские агит-частушки, и автора называют Демьян Бедный.

Просто, когда слышится в потоке стихотворения, можно подумать, что речь идёт о какой-то христианской бедноте. Нет, Бедный – это фамилия-псевдоним нового революционного поэта Демьяна Бедного.

Вот его – простого агитатора за советскою власть поют, а человека, воспевшего этот край – не поют и не понимают. Действительно, как же вот такой сложный поэт, психологический пейзажист, как Есенин, мог быть понятен этому молодому комсомолу деревни.

Но, Есенин говорит, что за ним будущее. Пройдёт вражда племён, пройдут войны, пройдут революции, пройдёт другая, третья, десятая война - наступит мир и покой. Только после этого, люди, для которых он жил, и его соотечественники будут его стихами, вместе с ним, прославлять шестую часть земли, с названьем кратким - Русь.

В этом стихотворении, как раз и заключается программа Есенина-поэта, его поэтическое кредо.

Русь советская

Русь советская
Сейчас читают:
  • Сочинение Казань - мой город

    Казань - столица Татарстана, республики, входящей в состав Российской Федерации. Этот огромный город раскинулся по левобережью Волги в месте слияния её с рекой Казанкой. Он имеет древнее происхождение, и всегда был столицей или центром:

  • Сочинение Имён в России славных много (всемирноизвестные люди)

    Михаил Васильевич Ломоносов – простой русский парень из Архангельска. Пришёл в Москву пешком, вместе с рыбным обозом. Начал учиться в 16 лет. Был самым взрослым учеником. Дети смеялись с него. Всесторонне развитый и одарённый человек. Благодаря ему,

  • Образ Сони Мармеладовой в романе Преступление и наказание сочинение

    Сонечка Мармеладова – самая нежная, открытая и в то же время непонятная героиня романа «Преступление и наказание». В первый раз ее образ появляется со слов ее папы, бывшего титулярного советника, Семена Мармеладов.

  • Сочинение Ученье - свет а неученье - тьма (рассуждение)

    Сочинение-рассуждение по теме: ученье-свет, а не ученье-тьма.На самом деле, эту замечательную пословицу родители повторяют нам чуть ли не каждую неделю. Естественно, она не несет прямого смысла,

  • Сочинение рассуждение на тему Интересный человек

    Каждый, человек интересен по-своему почти нереально встретить одинаковых людей. Всём знакомое выражение про то, что нет неинтересных людей, является абсолютно обоснованным. Как и где, нам отыскать самого интересного человека

  • Сочинение на тему Смысл жизни человека ЕГЭ

    Как говорил известный писатель Николай Островский: «Жизнь даётся человеку один раз. И прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы…». Человек на Земле не вечен. Быстро пролетают отмеренные ему природой и генетическим