Сергей Есенин - Поёт зима, аукает

Поет зима — аукает,
Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.

А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.

Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,

И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.

И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные

У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.

Анализ стихотворения Поёт зима, аукает

Стихотворение «Поёт зима, аукает» написано Сергеем Есениным в 1910 году, когда автору было всего 15 лет.

Поэт описал суровую зиму, за холодом которой таятся не только снежные красоты, но и трудности, лишения для всего живого. Озябшие птенцы, «голодные, усталые», ждут окончания этой снежной поры.

Несмотря на свою суровость, русская зима очень красива. По началу, словно мать, она заботливо «мохнатый лес баюкает». Лишь потом, Сергей Александрович показывает её безжалостность. Именно такое контрастное описание характера зимы делает стихотворение ярким и запоминающимся.

Лирический герой стихотворения издали наблюдает за переменчивым настроением природы. Они (герой и природа) ждут прихода весны.

Стихотворение написано в жанре пейзажной лирики. Строфы, описанные шестистишием, подчиняются двусложному четырёхстопному ямбу и парной кольцевой рифмовке.

Линейная композиция стиха предельно проста и имеет трёхчастную форму. Первая часть – размеренное описание зимней поры, вторая – кульминация («вьюга с ревом бешеным … злится всё сильней»), третья – грёзы о приближающемся потеплении, приходе весны.

Лексика стихотворения «Поёт зима, аукает» богата на средства художественной выразительности. Самые распространённые – эпитеты («мохнатый лес», «седые облака», «ковром шелковым», «воробышки игривые», «пташки нежные» и другие).

Метафоры «мохнатый лес баюкают», «плывут в страну далёкую», «в улыбках солнца» задают разные настроения каждой строфы.

«Поёт зима, аукает, … баюкает», «облака плывут», «вьюга … стучит по ставням … злится» - олицетворения, которые придают динамичности всему происходящему.

Ассонансы на гласные «о», «у», аллитерации на согласные «з» и «с» имитируют метели и вьюгу, создают ощущение тревоги.

Несмотря на обилие действий, контрастов, стихотворение остаётся мелодичным и простым для восприятия. С.А. Есенин смог достичь этого благодаря инверсии – нарушению порядка слов («пташки малые», «вихри снежные», «с рёвом бешеным»).

Природа, наделённая могуществом и властью, способна и помогать, и обижать. Но даже самая суровая зима не вечна. И на смену трудным испытаниям, придут светлые изменения.

Вариант №2

«Поёт зима…» - сказочный зимний пейзаж, завораживающий простыми, но запоминающимися картинами, ярко очерченными образами. В чём секрет волшебства изображённой Есениным зимы?

Одно из самых «сказочных» стихов С. Есенина начинается с олицетворённого образа зимы. Это не просто олицетворение, это звучащий образ. Она «поёт». В первой строфе это подчёркнуто звукописью: явным преобладанием гласных над согласными, причём превалируют протяжные [о], [у], аллитерацией (стозвоном сосняка). С пением сближает и рифмовка. Две строки, спаянные женской рифмой звучат продолжительно, плавно, как задушевное пение: «… аукает… баюкает…», «… с тоской глубокою… в страну далёкую…».

После метелицы, напоминающей волшебницу из сказки, вроде снежной королевы, появляются, как противопоставление, маленькие птички, «воробышки игривые». Это центральный образ всего стихотворения. Именно он, более чем всё остальное, создаёт в этом поэтическом пространстве ощущение холода, одиночества, беззащитности. У Есенина часто зима ¾ нарядное и весёлое время года, наполненное ярким светом, звоном бубенцов, стуком мёрзлой дороги под копытами, пора безупречно чистая в своей белоснежности, в прозрачности льда. Но здесь зима другая, потому что она враждебна робким, ранимым существам. Воробышкам сопутствует целый шлейф эпитетов, словно почерпнутых в русском песенном фольклоре: «пташки малые», «детки сиротливые», «голодные, усталые», «пташки нежные». Постпозиция эпитетов подчёркивает фольклорность произведения. Атмосфера сказочности окутывает всё изображённое поэтом.

Метелица, превращаясь во вьюгу, сбрасывает маску волшебницы, стелящейся шелковым ковром. Она стучит, злится, её сопровождает бешеный рёв. Злобная враждебная стихия бушует вокруг слабых, несчастных созданий. Но ситуация страшной сказки разрушается чудным видением грядущей весны. И эпитеты меняются: «прекрасная», «ясная» красавица приходит «в улыбках солнца».

На протяжении всего стихотворения полюс силы в антитезе жестокая зима - бедные птички явно находится на стороне зла, которое нарастает, усиливается. «Поёт зима…» - «метелица… больно холодна» - «вьюга с рёвом бешеным стучит … и злится». Но развязка разрушает эту жуткую картину. Возникает новая антитеза: зима - весна. И это видение вмиг смещает все плюса, дарит надежду, рождает твёрдое убеждение, что зло не вечно. Это всплеск тепла среди стужи, вспышка ярких красок в мертвящей белизне. Малые пташки в нашем восприятии становятся сильнее и крепче, осенённые этой верой в неизбежный приход весны.

Поёт зима, аукает Есенин

Одна из жемчужин ранней лирики С.Есенина, стихотворение «Поет зима, аукает…» создано юным поэтом в 15-летнем возрасте и датировано 1910 годом. Уже тогда он видел уникальное великолепие родной природы и умел рассказать об этом в задушевной поэтической манере.

Тема данного произведения, являющегося образцом пейзажной лирики, – красота и суровость русской зимы.

Идею стихотворения помогают раскрыть ключевые образы маленьких пташек. Трогательные и беззащитные, они страдают от лютых морозов и ждут наступления весны. Все живое борется за существование и хочет тепла и ласки, поэтому каждый в этом мире достоин жалости и сострадания.

В произведении 4 строфы, они не дают развернутого сюжета, но композиционно стихотворение организовано четко.

Сначала читатель восхищается завораживающей картиной зимнего леса, засыпающего под убаюкивание метели. Однако эта идиллия обманчива: в кульминации метель быстро перерастает в бешеную вьюгу, которая свирепствует и пугает не только пташек, но и людей. В последней строфе следует развязка. Дремлющие воробышки мечтают об избавлении – приходе теплой и ласковой весны.

6 строк каждой строфы рифмуются по-особому, с сочетанием параллельной и кольцевой рифмовки (аабввб). 

По ударной позиции присутствуют мужские и дактилические рифмы (с ударением на последний и на третий с конца слог соответственно).

Стихотворения построено на основе противопоставления (антитезы).  Здесь контрастируют образы жестокой, не имеющей границ стихии и маленьких птичек, зимней непогоды и весеннего тепла, реальности и сна.

Есенин использует художественные приемы, традиционные для народной поэтики:

‒ устойчивые образные определения (эпитеты): седые облака, пташки малые, вихри снежные, с тоской глубокою;

олицетворения: словно живая, метель стучится и злится; азима поет, аукает, баюкает;

метафоры: метелица ковром стелется, в улыбках солнца;

сравнение: воробьи сравниваются с «детками сиротливыми».

Благодаря ярким контрастным образам и простому, но красочному языку стихотворение тревожит самые тонкие струнки человеческой души, взывает к нашим лучшим качествам и заставляет задуматься о философии жизни на земле.

Поёт зима, аукает

Поёт зима, аукает
Сейчас читают:
  • Сочинение В жизни всегда есть место подвигу 8 класс

    Подвигом называют некий героический поступок, в основе которого лежат благие намерения и цели. Принято считать, что подвиги совершают только герои. Но я с этим не могу согласиться. В жизни каждого человека есть место подвигам. Для этого вовсе

  • Сочинение Настоящее искусство 9 класс ОГЭ 15.3 рассуждение

    Настоящее искусство - это такое искусство, которое может заглянуть в самые потаенные уголки человеческого сознания. Такое искусство, которое заставит человека почувствовать все эмоции автора. Прочувствовать всё то, что испытал автор,

  • Сочинение Нам не нужна война 4 класс

    С детства я слышал много рассказов прадеда о войне. Он прошел всю Великую Отечественную войну, дошел до Берлина и вернулся победителем. Прадед с дрожью в голосе рассказывал, как мать провожала его на фронт, рассказывал о первом бое (самом страшном).

  • Сочинение на тему Смешной случай из жизни 6 класс

    Эта замечательная история произошла со мной в далеком детстве. Я ее уже давным давно забыл, но мне о ней недавно рассказали родители. Они говорят, что мне на тот момент было 8 лет.

  • Сочинение на тему Жизнь человека ЕГЭ 11 класс

    Отведённые нам дни пролетают мимо нас незаметно. Время, насмехаясь над нами, бежит со всех ног, не обращая внимания на наши мольбы, хоть чуть-чуть приостановить свой ход. Люди борются, ищут решений там, где они не нужны. Но нужна ли постоянная борьба,

  • Сочинение по картине Утренний натюрморт Петрова-Водкина 5, 6, 7 класс

    Великолепную художественную работу написал Кузьма Петров – Водкин! Картина создана в 1919 году, маслом на хосте, размещена в Русском Музее.