Сергей Есенин - Пороша

Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу.
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Повязалася сосна.

Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А под самою макушкой
Долбит дятел на суку.

Скачет конь, простору много.
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.

Анализ стихотворения Сергея Есенина Пороша

История создания

Данное произведение относится к ранним стихотворениям Есенина, когда поэт еще не определился до конца со своей стилистикой, и совершал творческие поиски. Стихотворение увидело свет в 1914 году, в Москве, когда юному Есенину было всего девятнадцать лет. Возможно, именно контраст большого и шумного города, с маленькой умиротворённой деревеней, откуда происходил поэт, и взывали внутри него те чувства, которые, в последствии, были выплеснуты в данное стихотворение. Ведь именно «Пороша» является одним из ярчайших примеров пейзажной лирики в творчестве поэта.

Тема

Главной темой, проходящей красной нитью через весь стих, является восхищение окружающей природой. Она богата и многогранна, и каждое ее проявление озарено прекрасной сказочной таинственностью. Поэт описывает ее с большим трепетом. Для него каждая деталь, вроде следов на снегу, или погнутой сосны, одинаково очаровательна.

Стих пропитан неприкрытой радостью автора от наблюдения картины раскинувшегося леса в зимнюю пору.  Именно этот образ явился главным источником вдохновения, и именно поэтому стих носит наименование «Пороша», ведь именно так называют выпавший ночью снег. Но в произведение читается не только любовь к природе, но и теплые чувства к тому, что можно называть малой родиной. В описание этих видов можно узнать родное село Есенина, Константиново.

Структура и композиция

Стих представляет собой четыре строфы, связанные темой природы. Несмотря на это каждая строфа раскрывает какой-то определенный композиционный сюжет.

В первой строфе происходит представление лирического героя, что пробирается через снег едя верхом. Герой расслаблен и находится в безмятежном спокойствии. Вероятно, он созерцает тишину, в которой слышен только шум ворон и стук копыт.

Во второй строфе герою приходится наблюдать лес, который будто покрыт пеленой сна, настолько он таинственный и загадочный. Особое внимание героя привлекает сосна, Настроение строфы мечтательное.

В третьей строфе происходит раскрытие образа, с которым у лирического героя ассоциируется сосна. Она напоминает старушку, сгорбленную и в белой косынке из снега. Окружающий лес все еще покрывает тишина, прерываемая, изредка, постукиваниями дятла.

В последней строфе спокойствие и сонное умиротворение сменяется движением вперед, по широкому простору. Снова идет снег, и перед героем снова предстает дорога. Он вышел из спящего леса. Дальняя дорога и широкие просторы олицетворяют бескрайность и свободу жизни, и ее неопределенность.

Жанр

Это стихотворение относится к жанру пейзажной лирики. Оно написано четырехстопным хореем. Присутствуют и мужская и женская рифмы, что придает стиху большую выразительность.

Сейчас читают: