Сергей Есенин - О красном вечере задумалась дорога

О красном вечере задумалась дорога,
Кусты рябин туманней глубины.
Изба-старуха челюстью порога
Жует пахучий мякиш тишины.

Осенний холод ласково и кротко
Крадется мглой к овсяному двору;
Сквозь синь стекла желтоволосый отрок
Лучит глаза на галочью игру.

Обняв трубу, сверкает по повети
Зола зеленая из розовой печи.
Кого-то нет, и тонкогубый ветер
О ком-то шепчет, сгинувшем в ночи.

Кому-то пятками уже не мять по рощам
Щербленый лист и золото травы.
Тягучий вздох, ныряя звоном тощим,
Целует клюв нахохленной совы.

Все гуще хмарь, в хлеву покой и дрема,
Дорога белая узорит скользкий ров…
И нежно охает ячменная солома,
Свисая с губ кивающих коров.

Анализ стихотворения О красном вечере задумалась дорога

Данное стихотворение Сергей Есенин написал в 1916 году, а напечатано оно было 2 года спустя. Интересно, что произведение о деревенском вечере было написано поэтом в то время, когда он жил в Петербурге и, очевидно, тосковал по своему безвозвратно ушедшему прошлому.

Основная тема стихотворения – сельский осенний вечер, самые теплые о сокровенные воспоминания о детстве и малой родине. Сам по себе осенний вечер – символ утраты, одиночества, потери чего-то важного, светлой тоски. Увядает природа, заканчивается очередной день, но самое главное – научиться жить даже с пониманием того, что все конечно, видеть жизнь даже в угасании.

Читателю представлены 5 строф, в каждой из которых рассматриваются разные предметы, словно лирические герой сам бродит по селу. Его внимание переключается с одного объекта на другой. В первой строфе он концентрирует внимание на дороге, избушке, во второй – смотрит на мир глазами ребенка. В третьей строфе заключена основная мысль стихотворения. Печь – сердце избы, сосредоточение всей деревенской жизни. Глядя на нее, лирический герой тоскует о ком-то отсутствующем. Речь не обязательно идет об умершем человеке – просто его нет рядом, он перестал быть частью деревни, и былое уже не вернуть. Четвертая строфа оплакивает эту потерю. В этом задействована сама природа – свист ветра, похожий на вой. Пятая строфа замыкает композиционное кольцо. Дорога, по которой лирический герой пришел в родные места, ведет его обратно, а в деревне ничего не меняется, все остается таким же, как и много лет назад.

В основе произведения лежит олицетворение. Каждый объект деревни (дорога, ветер, изба) живы, и не просто живы – они отражают определенные черты, свойственные человеку. Поэт сравнивает избу со старухой (например, порог  сравнивается с челюстью), и т.д.

В стихотворении автор уделяет внимание восприятию через все органы чувств. Метафорично показана важность цветов, запахов и вкуса.

Основной символ – образ дороги. Он представляет собой жизненный путь лирического героя.

Начало и конец стихотворения сопровождаются тусклыми цветами и неясными звуками, однако, в середине стихотворения, в его третьей строфе, звуки – самые громкие, а цвета – самые яркие. Это связано с тем, что центральная часть  – самая важная, в ней заключена сама жизнь, самые яркие воспоминания лирического героя, навсегда врезавшиеся в его память.

О красном вечере задумалась дорога

О красном вечере задумалась дорога
Сейчас читают: