Сергей Есенин - Никогда я не был на Босфоре

Никогда я не был на Босфоре,
Ты меня не спрашивай о нем.
Я в твоих глазах увидел море,
Полыхающее голубым огнем.

Не ходил в Багдад я с караваном,
Не возил я шелк туда и хну.
Наклонись своим красивым станом,
На коленях дай мне отдохнуть.

Или снова, сколько ни проси я,
Для тебя навеки дела нет,
Что в далеком имени — Россия —
Я известный, признанный поэт.

У меня в душе звенит тальянка,
При луне собачий слышу лай.
Разве ты не хочешь, персиянка,
Увидать далекий синий край?

Я сюда приехал не от скуки —
Ты меня, незримая, звала.
И меня твои лебяжьи руки
Обвивали, словно два крыла.

Я давно ищу в судьбе покоя,
И хоть прошлой жизни не кляну,
Расскажи мне что-нибудь такое
Про твою веселую страну.

Заглуши в душе тоску тальянки,
Напои дыханьем свежих чар,
Чтобы я о дальней северянке
Не вздыхал, не думал, не скучал.

И хотя я не был на Босфоре —
Я тебе придумаю о нем.
Все равно — глаза твои, как море,
Голубым колышутся огнем.

Анализ стихотворения Сергей Есенин - Никогда я не был на Босфоре

В 1921 году Сергей Есенин совершил  поездку в Среднюю Азию, от которой у Есенина поменялось внутреннее состояние.  В поездке в Туркменистан С. Есенин впервые столкнулся с восточной культурой полной богатств и неописуемой природы. На Сергея Есенина оказали огромное влияние авторы Персии. Он мечтал поехать в эту страну,  с целью учения. Но его мечта так и не осуществилась.

Произведение Сергея Есенина «Никогда я не был на Босфоре» написано в декабре 1924 года и является одним из произведений из сборника «Персидские мотивы». В годы, когда он пишет это стихотворение - путешествует, С.Есенин хочет увидеть  Иран и Персию, его завлекла  восточная поэзия. 

Если говорить о самом стихе, то он относится к жанру - любовной лирики, размер стиха – хорей, стих имеет перекрестную рифму,  8 строф. Лирическим героем является сам поэт. Главная  тема произведения – тоска русского поэта, который давно ищет «в судьбе покоя». Восток для С.Есенина – это романтика, любовь и вдохновение. Персия для Сергея Есенина как «веселая страна».

Стихотворение начинается с того, что автор признается, что никогда не был на Босфоре. Он откровенен с читателем. Автор использует метафоры  «увидел море» в глазах героини. Произведение построено на отрицании. Градация переходит от одного четверостишия к другому.

Во второй строфе говорит с улыбкой,  что не видел никогда Багдада. Строчка «На коленях дай мне отдохнуть» является просьбой усталого путешественника. И уже в третьей строфе чувствуется та усталость, та грустная ирония «Признанный поэт». Герой задает риторические вопросы, что заставляет думать о живом разговоре его героини и лирического героя. Герой «ищет в судьбе покоя», героине не понятна усталость и разочарования,  она не стремится в его любимый «синий край». Он вспоминает о «дальней северянке», по которой грустит. Но героине нет дела до его Родины. Герой хотел излечиться «лебяжьими руками» героини. Герой, не смотря на то, что восхищается Персией, но не забывает свою родину  - Россию.

В конце произведения герой говорит о глазах героини, в них он видит источник вдохновения и смысл жизни.

Почти все стихи из сборника «Персидские мотивы» посвящены  Шаганэ Тальян, она стала С.Есенину вдохновительницей. Шаганэ Тальян – это собирательный образ восточных девушек, Персии, которые вдохновляют на произведения о любви. А сама Персия – это просто образ страны, который  помогает больше раскрыть  и узнать внутренний мир персонажа, о том, как он ищет новый жизненный путь с новой целью.

Никогда я не был на Босфоре

Никогда я не был на Босфоре
Сейчас читают:
  • Сочинение Что значит для меня моя родина 4 класс

    Я живу в очень большой стране, где есть моря, леса, горы, степи, большие и маленькие реки и озера. В ней живут люди разных национальностей и народностей. История моей родины имеет очень глубокие многовековые корни. Знакомясь с ней, я понимаю, что моя

  • Сочинение-рассуждение Почему я люблю зиму 4 класс

    Зима - это восхитительное время года. Заснеженные долины и одетые в белый, словно свадебный, наряд леса и одинокие деревья у домов, до сих пор вдохновляют поэтов и художников. Падающие с небес снежинки,

  • Сочинение по картине Серова Девочка с персиками 3, 6, 8 класс

    Свою знаменитую картину «Девочка с персиками», которая сегодня находится в Третьяковской галерее, молодой двадцатидвухлетний художник Валентин Серов написал в 1887 году в усадьбе Абрамцево,

  • Сочинение на тему Человек и природа

    Сейчас век нанотехнологий, человечество начало забывать о природе и о животных, живущих в ней. С каждым днём планета загрязняется всё больше и больше, почти все люди не представляют какую угрозу, несёт загрязнение и уничтожение природы. Представьте,

  • Сочинение Воронеж - мой город

    Город расположился на берегу одноимённой реки, недалеко от того места, она впадает в Дон. Он возник благодаря Петру Первому. Там были судостроительные верфи. У нас проживает более 1 млн. человек. Скоро будут строить метро.

  • Сочинение по картине Маковского Свидание (3, 4, 7 класс)

    В.Е. Маковский – прекрасный русский художник, живописец и график. Время расцвета художника приходится в 80-е и 90-е годы. Художник в данном промежутке освоил стиль живописи, благодаря которому его картины стали намного выразительнее,