Сергей Есенин - Неуютная жидкая лунность

Неуютная жидкая лунность
И тоска бесконечных равнин,-
Вот что видел я в резвую юность,
Что, любя, проклинал не один.

По дорогам усохшие вербы
И тележная песня колес…
Ни за что не хотел я теперь бы,
Чтоб мне слушать ее привелось.

Равнодушен я стал к лачугам,
И очажный огонь мне не мил,
Даже яблонь весеннюю вьюгу
Я за бедность полей разлюбил.

Мне теперь по душе иное.
И в чахоточном свете луны
Через каменное и стальное
Вижу мощь я родной стороны.

Полевая Россия! Довольно
Волочиться сохой по полям!
Нищету твою видеть больно
И березам и тополям.

Я не знаю, что будет со мною…
Может, в новую жизнь не гожусь,
Но и все же хочу я стальною
Видеть бедную, нищую Русь.

И, внимая моторному лаю
В сонме вьюг, в сонме бурь и гроз,
Ни за что я теперь не желаю
Слушать песню тележных колес.

Есенин - Неуютная жидкая лунность

Сергей Александрович написал стихотворение в 1925 году. Тоска по деревне - главный мотив многих произведений поэта. Есенин в юные годы оставил родные сельские места, но на протяжении его недолгой жизни не раз с грустью вспоминал о своей малой родине. Произведение «Неуютная жидкая лунность» отражает размышления поэта о непростом периоде в истории нашего государства.

В начале стихотворения он показывает, что сельская жизнь со временем стала ему не мила. Противоречия борются в душе поэта: " любя, проклинал" - пишет он, описывая деревенский пейзаж. "...Яблонь весеннюю вьюгу я за бедность полей разлюбил" "...Нищету твою видеть больно и березам и тополям" - в этих строках видно, как всё, что в ранние годы было для него таким родным, с возрастом становится символом нищеты крестьянского населения России.

Есенин возлагает надежды на новый уклад общества. Уход от бедного крестьянства к мощи и богатству стальных городов. "Мне теперь по душе иное" — пишет поэт, показывая, что вместе со страной меняется и он сам, идеалы прошлого стали пустыми, их заменило новое мировоззрение, новый взгляд на жизнь и на будущее родной страны.

"Полевая Россия" претит ему, и, не желая оставлять сельскую идиллию, скучая по ней, поэт понимает неизбежность прогресса и индустриализации.

"Полевая Россия!" - пишет он, "Довольно волочиться сохой по полям!". После революции и гражданской войны Россия оказалась в бедственном положении. Самым страшным оказалось то, что она по-прежнему оставалась аграрной страной — до 80% населения жили в деревнях и занимались сельским хозяйством. Но с приходом новой власти стало возможным начать индустриализацию всей страны, что в дальнейшем поправит её экономическое положение и сделает одной из самых передовых государств в мире.

Особым образом повлияла на поэта поездка в США в 1922 году, где он увидел ту самую "стальную мощь" крупных городов, такое будущее он пророчил и "новой" России. Возможно, эта поездка посеяла в душе Есенина горькую обиду на то, что Россия ещё не достигла подобной мощи и эта обида сменяется надеждой на полное переустройство страны - "хочу я стальною видеть бедную, нищую Русь."

Это стихотворение, вероятно, можно сравнить с детскими годами, в которых мы веселы и беспечны, однако для вступления во взрослую жизнь приходится прощаться с детскими грёзами навсегда, но память об этих годах всё равно остаётся в сердце каждого человека.

Вариант №2

Стихотворение "Неуютная жидкая лунность" хоть и написано Сергеем Есениным в самом сложном для него и последнем в его жизни 1925-м году, но в нем в отличие от множества других произведений этого года почти нет того убийственного пессимизма, который доминировал в творчестве поэта незадолго до трагической развязки его жизни.

Стихотворение это - размышление литератора о трансформации жизни в русской деревне. Есенин хоть и позиционировал себя как "поэт деревни", но в отличие от других представителей этого направления, отсталая и патриархальная деревня вовсе не вызывала в нем восторгов. И поэт воспевает деревню обновленную, говорит, что хочет "стальною.

Видеть бедную, нищую Русь".

Отношение Есенина к той деревне, которую он знал с детства, определяется используемыми в стихотворении изобразительными средствами. "Тоска бесконечных равнин", "усохшие вербы", "чахоточный свет луны", "лачуги" - для поэта старая, отжившая свое деревня - не объект для ностальгического умиления, а то, что должно безвозвратно уйти в небытие, уступив место "моторному лаю", то есть техническому перевооружению, индустриализации, преображению.

Однако, как и во всей есенинской поэзии 1925 года, в этом стихотворении не обошлось без пессимизма и намека на нехорошие перспективы.

"Я не знаю, что будет со мною… Может, в новую жизнь не гожусь", - пишет поэт, при этом прекрасно понимая, что в новую жизнь он действительно не годится.

Ведь ему уже не единожды давали это понять: к тому времени отвернулись многие друзья и поклонники "до гроба", жестко цензурировалось творчество, далеко не все написанное доходило до чтителя, одна за другой проваливались попытки наладить личную жизнь, были сильно подорваны психологическое состояние и психическое здоровье. Поэт неумолимо двигался к роковому финалу и пронзительно описывал это движение в своей трагической поэзии 1925 года.

И на этом фоне стихотворение "Неуютная жидка лунность", пребывающее на стыке философской и гражданской лирики, воспринимается с удвоенным интересом.

В этом стихотворении в отличие от многих других произведений Есенина, написанных в последний год жизни, есть надежда. Правда, эта надежда связана не с самим автором, который констатирует, что его будущее - в тумане, и светлых перспектив он не видит. Надежды связаны с тем, что Есенину дорого - с жизнью людей, среди которых он вырос. Поэт надеется, что для русского села в скором времени закончится "песня тележный колес" и наступит период обновления и прогресса, который принесет с собой и лучшую жизнь для людей.

При работе над стихотворением Есенин использовал довольно часто применяемый им стихотворный размер - трехстопный анапест с трехсложной стопой с ударением на третьем слоге. Такое техническое решение позволяет автору наилучшим образом придать тексту повествовательность, характерную для его поэзии.

Неуютная жидкая лунность

Неуютная жидкая лунность
Сейчас читают: