Сергей Есенин - Мой путь

Жизнь входит в берега.
Села давнишний житель,
Я вспоминаю то,
Что видел я в краю.
Стихи мои,
Спокойно расскажите
Про жизнь мою.

Изба крестьянская.
Хомутный запах дегтя,
Божница старая,
Лампады кроткий свет.
Как хорошо,
Что я сберег те
Все ощущенья детских лет.

Под окнами
Костер метели белой.
Мне девять лет.
Лежанка, бабка, кот…
И бабка что-то грустное,
Степное пела,
Порой зевая
И крестя свой рот.

Метель ревела.
Под оконцем
Как будто бы плясали мертвецы.
Тогда империя
Вела войну с японцем,
И всем далекие
Мерещились кресты.

нейросеть рисует

Тогда не знал я
Черных дел России.
Не знал, зачем
И почему война.
Рязанские поля,
Где мужики косили,
Где сеяли свой хлеб,
Была моя страна.

Я помню только то,
Что мужики роптали,
Бранились в черта,
В Бога и в царя.
Но им в ответ
Лишь улыбались дали
Да наша жидкая
Лимонная заря.

Тогда впервые
С рифмой я схлестнулся.
От сонма чувств
Вскружилась голова.
И я сказал:
Коль этот зуд проснулся,
Всю душу выплещу в слова.

Года далекие,
Теперь вы как в тумане.
И помню, дед мне
С грустью говорил:
“Пустое дело…
Ну, а если тянет —
Пиши про рожь,
Но больше про кобыл”.

Тогда в мозгу,
Влеченьем к музе сжатом,
Текли мечтанья
В тайной тишине,
Что буду я
Известным и богатым
И будет памятник
Стоять в Рязани мне.

В пятнадцать лет
Взлюбил я до печенок
И сладко думал,
Лишь уединюсь,
Что я на этой
Лучшей из девчонок,
Достигнув возраста, женюсь.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Года текли.
Года меняют лица —
Другой на них
Ложится свет.
Мечтатель сельский —
Я в столице
Стал первокласснейший поэт.

И, заболев
Писательскою скукой,
Пошел скитаться я
Средь разных стран,
Не веря встречам,
Не томясь разлукой,
Считая мир весь за обман.

Тогда я понял,
Что такое Русь.
Я понял, что такое слава.
И потому мне
В душу грусть
Вошла, как горькая отрава.

На кой мне черт,
Что я поэт!..
И без меня в достатке дряни.
Пускай я сдохну,
Только……
Нет,
Не ставьте памятник в Рязани!

Россия… Царщина…
Тоска…
И снисходительность дворянства.
Ну что ж!
Так принимай, Москва,
Отчаянное хулиганство.

Посмотрим —
Кто кого возьмет!
И вот в стихах моих
Забила
В салонный вылощенный
Сброд
Мочой рязанская кобыла.

Не нравится?
Да, вы правы —
Привычка к Лориган
И к розам…
Но этот хлеб,
Что жрете вы,—
Ведь мы его того-с…
Навозом…

Еще прошли года.
В годах такое было,
О чем в словах
Всего не рассказать:
На смену царщине
С величественной силой
Рабочая предстала рать.

Устав таскаться
По чужим пределам,
Вернулся я
В родимый дом.
Зеленокосая,
В юбчонке белой
Стоит береза над прудом.

Уж и береза!
Чудная… А груди…
Таких грудей
У женщин не найдешь.
С полей обрызганные солнцем
Люди
Везут навстречу мне
В телегах рожь.

Им не узнать меня,
Я им прохожий.
Но вот проходит
Баба, не взглянув.
Какой-то ток
Невыразимой дрожи
Я чувствую во всю спину.

Ужель она?
Ужели не узнала?
Ну и пускай,
Пускай себе пройдет…
И без меня ей
Горечи немало —
Недаром лег
Страдальчески так рот.

По вечерам,
Надвинув ниже кепи,
Чтобы не выдать
Холода очей,—
Хожу смотреть я
Скошенные степи
И слушать,
Как звенит ручей.

Ну что же?
Молодость прошла!
Пора приняться мне
За дело,
Чтоб озорливая душа
Уже по-зрелому запела.

И пусть иная жизнь села
Меня наполнит
Новой силой,
Как раньше
К славе привела
Родная русская кобыла.

Анализ стихотворения Сергей Есенин - Мой путь

Стихотворение «Мой путь» рассказывает о жизненном пути лирического героя. Зная биографию поэта, легко догадаться, что текст автобиографический.

Произведение написано в 1925, за несколько месяцев до смерти автора.  Есенин предчувствовал свой уход, его тексты, написанные в последние пару лет, проникнуты философскими размышлениями, подведением итогов.

С первых строк текста «Мой путь» мы слышим лирического героя, который говорит о жизни, как о состоявшемся факте. Накоплен опыт, знания. Да и усталость тоже: «Жизнь входит в берега».

Перед нами деревенский житель. Поэт, который достиг славы, успеха, но никогда не забывал своей родной деревни, малой родины, давшей ему силы.

Лирический герой вспоминает, перед нами образы крестьянской избы, божницы, лампады. Весь быт русского человека проникнут религиозностью, вера должна вести человека, помогать.

Когда автор пишет про деревенский дом, мы словно сами там оказываемся и чувствуем атмосферу, запахи.

Видим лирического героя ещё 9-ти летним ребёнком, которому бабушка с любовью и заботой поёт песни. Эти песни и воспитывают мальчика, учат понимать родное.

В это же время за окном лютая, холодная зима. Мороз сковывает, пугает: «Метель ревела… как… плясали мертвецы». Людской страх не только от зимних холодов, идёт Японская война, смерть все время где-то рядом.

Будучи ещё ребёнком, герой не понимает, зачем гибнут люди, почему идут войны. Его мир — это родная земля, поля, луга, посеянный и выращенный хлеб.

Он слышит, что мужики ведут разговоры, ругают «бога и царя». Их жизнь — работа, все остальное непонятно и чуждо.

Уже юношей лирический герой начинает сочинять, его увлекает поэтическая стезя. Дед не верит в это дело, советует писать про деревню, ее быт, если уж хочется заниматься поэзией.

Автор в лице своего лирического героя мечтает о славе, о заработанных деньгах, о том, что на родине ему поставят памятник.

Кроме славы, молодой человек пишет о любви, пятнадцать лет — волнительная пора, которая дарит самые незабываемые чувства. На этой ноте первая часть заканчивается.

Вторая часть стихотворения — реальность. Юность сменяется опытом, другим взглядом на жизнь. Пониманием того, что раньше было скрыто. Перед нами состоявшийся столичный поэт.

Он повидал уже немало, много людей встречалось на жизненном пути. Путешествия, другие страны, разочарования и обиды, тоска по родине.

Слава уже не влечет, не греет, жизнь видится во всей красе. Возникают слова о смерти, но памятника себе как поэту он уже не хочет. Уже абсолютно точно Есенин говорит о своём хулиганском периоде творчества. Москва, кабаки, мерзкая, неприятная жизнь.

Затрагивает поэт и революцию, когда на смену царской России, пришла рабочая. Но в этом тексте о жизненном пути, в философском, грустном размышлении этой теме отводится немного.

Зато лирический герой возвращается домой, ему нужны силы, которые дает место, где родился. Но там тоже все уже изменилось: люди, места, дух. Он сам изменился, пережитое отрезвило ум, ожесточило сердце.

Девушка, которую любил, уже женщина со своей тяжёлой судьбой. Его не узнают, да он и не хочет. Пора начать следующий этап жизни, повзрослеть окончательно.

Лирический герой ходит грустить к природе, она поможет, даст совет, успокоит. Новые силы даст, чтобы начать писать следующую страницу жизни.

Есенин в тексте создаёт удивительно яркие и меткие изобразительно-выразительные средства.

Россыпь метафор: «костёр метели белой», «метель ревела», «улыбались дали», «душу выплещу в слова», «заболев скукой». Красочные эпитеты: «кроткий свет», «тайная тишина», «лимонная заря», «отчаянное хулиганство». Емкие сравнения: «как будто плясали мертвецы», «года как в тумане», «грусть, как горькая отрава».

Мой путь

Мой путь
Сейчас читают:
  • Три дня на воле Мцыри сочинение

    Считается, что сюжет поэмы «Мцыри» М.Ю. Лермонтов не придумал, а услышал от одного старого монаха, которого встретил на Кавказе. Монах был горцем по происхождению, но в детстве был пленен русским генералом, но позже болезненный мальчик

  • Чацкий и фамусовское общество в комедии Горе от ума сочинение

    Чацкий возвращается в Москву ради своей любви, но сталкивается с непониманием, осуждением и упрёками своих идей и своего образа жизни. Чацкий сообщает о своём отказе от службы «служить бы рад — прислуживаться тошно» и тут же слышит недовольство

  • Сочинение по картине Левитана Озеро. Русь

    Красота и величие родного края – вот что воспевает Левитан на холсте. Причем, делает он это открыто, размашисто, монументально. На переднем плане расположена зеркальная гладь воды. Вполне очевидно, что это и есть озеро,

  • Сочинение по картине Крымова Ветреный день. Бык

    На картине сразу же перед зрителями предстает хмурый день. Он поражает своей таинственностью и необычностью. И эта таинственность и необычность живет среди людей и в действительности существует.

  • Сочинения 4 класс

  • Сочинение по картине Шишкина Утро в сосновом лесу 2, 3, 4, 5, 6, 7 класс

    Картина «Утро в сосновом лесу» написана талантливым русским художником Иваном Шишкиным. Он писал свою картину с натуры в российской глубинке. И очень точно передал состояние природы. Это картина типичного для