- Стихи /
- Стихи Есенина /
- Край ты мой заброшенный
Сергей Есенин - Край ты мой заброшенный
Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь,
Сенокос некошеный,
Лес да монастырь.
Избы забоченились,
А и всех-то пять.
Крыши их запенились
В заревую гать.
Под соломой-ризою
Выструги стропил,
Ветер плесень сизую
Солнцем окропил.
В окна бьют без промаха
Вороны крылом,
Как метель, черемуха
Машет рукавом.
Уж не сказ ли в прутнике
Жисть твоя и быль,
Что под вечер путнику
Нашептал ковыль?
Анализ стихотворения Сергей Есенин - Край ты мой заброшенный
Стихотворение «Край ты мой заброшенный», написанное в С.А. Есениным в 1914 году, высказывает надежду поэта на то, что в деревне, в которой он родился и вырос, всё обстоит хорошо.
Письма родных и их жалобы о плачевном состоянии русских деревень тревожили душу Есенина. Вместо простой и искренней жизни автор видит опустевшие дома, неубранные поля, тоску и безысходность. Родное село поэта тоже настигла печальная судьба.
Деревня опустела и это подтверждают следующие слова: «край … пустырь», «сенокос некошеный», «в окна бьют … вороны». Лирический герой – путник, покинувший дом. Выбрав путь, он переживает трагедию погибающей Родины. Тот же путник – единственный наблюдатель, только он видит и осознаёт это горе. Справляется с ним лирический герой тоже в одиночку.
Стихотворение написано в жанре лирики с пейзажными темами, которые олицетворяют состояние родного села Сергея Александровича, как душевное, так и физическое. Строфы, написанные четверостишиями, подчиняются перекрёстной рифмовке. Стихотворный размер – хорей.
Используя приём градации, накладывая один пейзажный штрих за другим, поэт рисует перед читателем картину сила, усиливая трагичность происходящего с каждым «мазком».
Есенина всегда увлекали русский фольклор, жизнь простых людей. Этот след тянется из детства и прослеживается в лексике стихотворения («жисть», «забоченились», «гать», «выстроги стропил», «прутник»). Особое место в сочинении занимают метафоры («рукав черёмухи», «ветер окропил мох», «сказ в прутнике»). Они передают таинственную обстановку, намекают на загадочные изменения. К примеру, черёмуха олицетворяет метель, принёсшую неприятности. Встречаются и эпитеты («край заброшенный». «плесень сизую»).
Есенин использует намеренное преуменьшение – литоту: “избы забоченились, а и всех-то пять”. Деревня из пяти изб – вовсе не деревня, а олицетворение нечто умирающего, увядающего на глазах.
Аллитерация на согласные звуки «з», «с» и «ш» передаёт чувства тревоги, нарастающего волнения. Ассонансы «и», «у», «э», превращают повествование в песню, полную печали и скорби.
В конце стихотворения «нашептал ковыль» и растворил образ увядающей деревни, поддав сомнению её существование: было ли здесь когда-то хорошо? А была ли эта жизнь вовсе?
Вариант №2
Стихотворение Есенина, написанное в сложном для России 1914 году, представляет, на первый взгляд, традиционный для его ранней поэзии среднерусский сельский пейзаж. Однако в нём нет той праздничности, как в ранних стихах. Это картина куда более скромная и невидная.
Начинаются стихи с обращения, включающего горький эпитет «заброшенный», а после следует не менее значимое слово ¾ «пустырь». Это печальное признание в любви к своей родине. Несмотря ни на что, край всё-таки «мой». Что же видит поэт в своём заброшенном, забытом всеми краю? Пространство пейзажа в своём движении словно сужается от предельно общего (край) через детали среднего плана (избы, лес, монастырь) до конкретных деталей (крыши, стропила, солома). И вся эта картина сельского быта лишена ярких красок, не озвучена, как это часто бывало у Есенина, ни звоном, ни песней.
Её скромность, непритязательность бросается в глаза. Сенокос, и тот «некошеный», немногочисленные избы («всего-то пять») «забоченились». Стоящий у леса монастырь тоже радостных чувств не порождает. Но крыши убогих домишек поэту видятся всё же на фоне зари, а стропила под крытыми соломой крышами он сближает с ризой ¾ элементом церковной обрядности. Так деревенский обыденный пейзаж одухотворяется и мягко подсвечивается лучами зари и вечерним солнцем, «окропившим» сизую плесень. Соединить в одном четверостишии солнце, религиозные ассоциации и плесень ¾ это уникальный дар Сергея Есенина. Он позволяет читателю самое обыденное и приземлённое увидеть в новом свете.
Ближе к концу стихотворения вдруг, словно вестник беды, возникает пугающий образ: «В окна бьют без промаха вороны крылом». Кажется, деревушка обернулась другой стороной, превратилась в страшную сказку. Вороны здесь не просто некая злая сила, они обладают собственной волей, «бьют без промаха». Рядом любимый есенинский образ ¾ черёмуха. Но и в ней есть что-то зловещее: она не просто «машет рукавом», она делает это «как метель», ассоциируясь со стихийной, неконтролируемой силой. И вот в последних строчках поэт прямо переносит нас в сказочную реальность: «Уж не сказ ли в прутнике жисть твоя и быль?» Может, жизнь и реальность родного края ¾ это вековечный сказ, услышанный в дорожных зарослях одиноким путником? С фигурой странника к общей картине присоединяется мотив вечного пути, дороги. Мотив общий для русской литературы, накрепко связанный с художественным восприятием Руси.
Какова же деревенская Русь в изображении Есенина? Неяркая, убогая, неприметная, заброшенная, но всё же дорогая, своя. Вглядевшись, можно увидеть её почти религиозную одухотворённость. Она будто приподнята над обыденностью, освещена и освящена светом зари и неизменно стоящим возле её лесов монастырём. Она неразрывно связана с глубокими сказовыми, былинными основами, откуда прилетают чёрные вороны и злые метели, о чём шепчет ковыль случайному прохожему.
- Сочинение на тему Моя любимая сказка (5 класс)
В мире так много сказок. Плохих и хороших. Добрых и необычных. Сказки созданы для того, чтобы научить людей чему-то. Мы все читаем сказки. Все они хороши и волшебны по-своему.
- Приведи в порядок свою планету сочинение
Зеленая трава, чистый свежий воздух, прозрачная вода – обо всем этом мечтаем каждый живой организм на этой планете. Окружающая среда влияет на жизнь и здоровье человека. К сожалению, не все люди помнят об этом. Загрязненные реки и озера,
- Сочинение по картине Маковского Свидание (3, 4, 7 класс)
В.Е. Маковский – прекрасный русский художник, живописец и график. Время расцвета художника приходится в 80-е и 90-е годы. Художник в данном промежутке освоил стиль живописи, благодаря которому его картины стали намного выразительнее,
- Сочинение по рассказу Белый бим черное ухо Троепольского
Прочитав этот удивительный рассказ, у каждого нормального человека возникает чувство очень большой утраты и жалости, так как все происходящее вызвать другие ощущения не может.
- Cочинение Тарас Бульба - характер, рожденный временем 7 класс
Тарас Бульба – главный герой одноименной повести Н.В. Гоголя. Он сильная, волевая натура. Уважаемый, в куренях Запорожской Сечи, казак. Он не любит сидеть дома. Вся его душа, без остатка, требует свободы и воли.
- Образ и характеристика Захара (слуги Обломова) в романе Гончарова сочинение
Захар, в романе Гончарова «Обломов», является слугой самого Обломова. Его можно описать как старого человека, одетого в грязный сюртук, с дырой под мышкой. Он имел густые бакенбарды, но голова была голой как коленка. Захар играет роль растяпы,