Сергей Есенин - Корова

Дряхлая, выпали зубы,
Свиток годов на рогах.
Бил ее выгонщик грубый
На перегонных полях.

Сердце неласково к шуму,
Мыши скребут в уголке.
Думает грустную думу
О белоногом телке.

Не дали матери сына,
Первая радость не прок.
И на колу под осиной
Шкуру трепал ветерок.

Скоро на гречневом свее,
С той же сыновней судьбой,
Свяжут ей петлю на шее
И поведут на убой.

Жалобно, грустно и тоще
В землю вопьются рога…
Снится ей белая роща
И травяные луга.

Анализ стихотворения Сергея Есенина Корова

Сергей Александрович Есенин написал свое стихотворение «Корова» в 1915 году. Данное стихотворение относится к так называемым, стихам серебряного века.

Стихотворение насквозь пропитано грустью и трагизмом от неизбежности. Очень яркий образ старой коровы, которая «отслужила свой срок», отдала людям всё, что только и могла отдать – от своего любимого теленка до молока. Век коров не долгий, и вот и ее век подходит к концу. Животное не имеет никаких прав. Даже право на любовь ее сына у нее забрали. Но ее любовь никто забрать не сможет, как забрали радость видеть своего ребенка.

Прелесть этого стихотворения заключается в том, что у него есть двойное дно.

Мы можем прочитать его как грустную историю про корову, кормящую всю семью, а может и не одну семью. Годы были голодные, и иметь корову у себя в хозяйстве – это огромная роскошь и в то же время и ответственность. Не дай Бог, что-то случится с коровой – это как потеря единственного кормильца. Это сейчас современному читателю может показаться, да что в этом такого, коров много. А во времена, когда жил автор, потеря коровы была чуть ли не катастрофой.

А теперь про второе дно. Другая сторона этого стихотворения открывает немного другую картину происходящего. Можно представить, что этот стих – одна сплошная метафора, и корова – вовсе не корова, а мать. В самом широком смысле этого слова. Любящая мать, у которой забрали ее ребенка. Мать, у которой и права нет сказать что-то против. Неужели не похоже это на военные годы, когда у матерей по сути забирали их детей и отправляли их «на убой». Очень метафорично.

В тексте есть очень глубокие зарубки. Места, в которых читателя бросает в дрожь, если он вдумается в смысл написанного. Один из самых ярких таких моментов – фраза «сердце неласково к шуму». Там мыши в углу что-то скребутся, а у нее на душе кошки скребутся. Посторонние шумы лишь отвлекают ее от мыслей о сыне, но она не хочет отвлекаться, не может не думать о нем.

Далее автор показывает ярчайшую игру слов - «с той же сыновьей судьбой, свяжут ей петлю на шею». Речь идет о том, что их судьбы связаны, как и веревка связана, та самая которая петлей на её шее.

Стихотворение «Корова» - одно их ярчайших и глубочайших произведений, как самого автора, так и всей поэзии в целом.

Вариант №2

Написанное в 1915 году стихотворение «Корова» относится к раннему периоду творчества Сергея Есенина и также относится к стихотворениям из антропоморфного «цикла» произведений поэта, в который исследователи его творчества объединяют стихи, главные персонажи которых - животные, наделенные автором человеческими качествами. Кроме «Коровы», это - «Песнь о собаке», «Лисица», «Собаке Качалова».

Есенин, как и практически все люди, родившиеся и прожившие часть жизни в деревне, в окружении животных, пронес через всю жизнь любовь к ним и особое отношение, выходящее далеко за рамки утилитарного.

В стихотворении «Корова» главный персонаж - старая корова, доживающая свой век, которой на склоне жизни была дарована радость материнства, но наслаждаться ею довелось недолго: хозяева забили недавно родившегося теленка, и убитая горем мать видит висящую «на колу под осиной» его шкуру. В этой части стихотворение прослеживается межтекстовая связь с «Песнью о собаке», где также идет речь о трагедии матери, потерявшей своих детей.

Как и в стихотворении «Песнь о собаке», в «Корове» Есенин осуждает человеческую жестокость по отношению к животным.

Во всех антропоморфных стихах симпатии поэта - исключительно на стороне животных. Они для него - олицетворение моральной чистоты в отличие от, мягко говоря, далеко не совершенных представителей рода человеческого.

Причем, такое противопоставление есть и в других произведениях поэта. Например, в стихотворении «Я обманывать себя не стану» поэт признаётся, что «Каждому здесь кобелю на шею Я готов отдать мой лучший галстук». И в том же стихотворении пишет: «Для зверей приятель я хороший».

При создании стихотворения «Корова» Сергеем Есениным выбран такой нечасто применяемый им размер как трехстопный дактиль, но именно такой ритмический рисунок и использование перекрестной рифмы наилучшим образом позволяют передать эмоциональную составляющую произведения: боль, тоску, горечь и обиду, поселившиеся в душе несчастного животного, коротающего последние дни в ожидании неминуемой лихой смерти.

«Корова», как и все остальные антропоморфные стихи Есенина, разумеется, - совсем не рифмованные натуралистические заметки. Животные в этих произведениях - олицетворение человеческой боли и человеческих страданий, а также - тоски по первозданной нравственной чистоте, от отсутствия которой в окружающем мире поэт неимоверно страдал.

Корова

Корова
Сейчас читают: