Сергей Есенин - Капли

Капли жемчужные, капли прекрасные,
Как хороши вы в лучах золотых,
И как печальны вы, капли ненастные,
Осенью черной на окнах сырых.

Люди, веселые в жизни забвения,
Как велики вы в глазах у других
И как вы жалки во мраке падения,
Нет утешенья вам в мире живых.

Капли осенние, сколько наводите
На душу грусти вы чувства тяжелого.
Тихо скользите по стеклам и бродите,
Точно как ищете что-то веселого.

Люди несчастные, жизнью убитые,
С болью в душе вы свой век доживаете.
Милое прошлое, вам не забытое,

нейросеть рисует

Анализ стихотворения Сергей Есенин - Капли

В 1912 году Сергей Есенин заканчивает учебу в церковно-приходской школе, в Спас-Клепиках. После окончания, он покидает родное село, Константиново, и отправляется в Москву. Это начало нового этапа жизни и творчества великого поэта.

На это же время приходится расцвет его творчества. Он пишет много лиричных произведений, наполненных философскими измышлениями. Стихи этого периода полны безысходности и глубоких раздумий. Во многом этому послужила атмосфера обучения в спас-клепиковской школе, которую сам поэт называл удушливой. Для ранней лирики Есенина характерны пессимистичные настроения. Его беспокоят мысли о смерти и бренности бытия. Все, что его гложет, он старается перенести на бумагу. В августе этого года Есенин пишет «Капли».

Сам Есенин негативно относился к своим первым стихам и старался их не публиковать. Впервые «Капли» появились в печати только в 1959 году. Оно отражает многие черты, характерные для ранней поэзии Есенина. Не имея еще собственного поэтического голоса, поэт неосознанно подражал чужому стихосложению. Его лирика схожа с творчеством Надсона, которого считал своим учителем. На место лирического героя автор ставит себя.

Стихотворение открывает пейзажная зарисовка. Юноша молча наблюдает за дождем, капли которого вызывают смешанные чувства. Летние капли – жемчужные и прекрасные, а осенние и зимние ассоциируются с печалью и ненастьем. Во втором четверостишии Есенин вспоминает о людях, живущих в беззаботном веселии. Они кажутся ему жалкими: «Нет утешенья вам в мире живых». Третья строфа вновь возвращает нас к окну. Мы понимаем, что юноша морально угнетен. Падающие капли несут с собой дурные ощущения, ложащиеся на израненную душу. В последнем четверостишии герой обращается ко всем вокруг: «Люди несчастные, жизнью убитые». Он видит их страдальцами, которые в минуты тягостные предаются ярким воспоминаниям о былых, замечательных временах. Обращение выполнено во множественном числе, но среди этого сонма поэт видит себя. Конечно, он не желает себе такой участи.

«Капли» были написаны Есениным в семнадцать лет. По жанру – элегия, стихотворный размер – дактиль с перекрестной рифмовкой.

Вариант №2

"Капли" - одно из первый стихотворений, написанных Сергеем Есениным после переезда в Москву. Датируется оно августом 1912 года. Примечательно, что автор не включал произведение в свои сборники, оно хранилось в архивах поэта и было впервые опубликовано только в 1959 году.

Возможно, Есенин имел определенные сомнения касаемо художественной ценности этого стихотворения, написанного, когда он еще не избавился от сильнейшего влияния ранних произведений Максима Горького, а также поэзии Семена Надсона. Творчеством этих авторов Есенин увлекался во время учебы в учительской школе в городе Спас-Клепики, где дружил с Григорием Панфиловым, организовавшим небольшой литературно-интеллектуальный кружок. Среди его членов была особенно популярна романтическая литература, произведения, написанные в пессимистической тональности.

Таково и стихотворение "Капли". Это - небольшая элегия о бренности всего сущего и изменчивости бытия, которые иллюстрируются видом капель. В свете солнца они сверкают и переливаются, вызывают радость, а в ненастный день они - источник "грусти чувства тяжелого".

В стихотворении проводится аналогия с жизнями людей, когда радостные, веселые и безоблачные периоды сменяются трагическими, а яркие и светлые эмоции - мрачными и печальными. Возможно, в этом стихотворении, написанном в самый ранний период творчества, Сергей Есенин невольно предвидел свою жизнь, вместившую в себя и бурную радость, и бесшабашную удаль, и воистину чернейшую смертную точку, вселенскую печаль и всепоглощающую грусть. Также поэт дает читателю понять, что "мрак падения" и непомерная тяжесть грусти - расплата за безудержное веселье и возможность жить ярко, пусть даже такой период будет длиться очень недолго.

Есенин уже на начальном этапе своего творчества понимал, насколько колоссальной будет пропасть между тем, каким он предстанет публике, и тем, каков он на самом деле. Ведь строки: "Как велики вы в глазах у других и как вы жалки во мраке падения" - ни что иное как гениальное предвидение собственной жизни, наполненной и величием, и множеством моментов, о которых литератор наверняка очень сожалел впоследствии.

Трагически пророческое и финальное четверостишие произведения. Ведь в последний год своей жизни Есенин будет очень грустить о безвозвратно утраченной молодости, о множестве перенесенных душевных разладов, будет призывать "милое прошлое", превосходно осознавая всю тщетность таких попыток.

Размер, использованный для написания произведения - почти не встречающийся в творчестве Сергея Есенина и, но весьма распространенный в романтической поэзии балладный четырехстопный дактиль.

Анализ стихотворения Капли

Стихотворение С. Есенин «Капли» - это одно из его ранних сочинений, сюжет которого связан с наблюдениями поэта за тем, как меняется образ жизни человека, меняющего обстановку. При этом он доказывает, что если люди действуют бездумно, растрачивая лучшие годы на бесполезные занятия, то вслед за этим им приходится ощутить испытания в виде одиночества и уныния.

С первых строк автор дает читателю представление о том, в каких ситуациях могут оказаться обычные капли воды. Но такое положение может изменить их жизнь. И внешний вид, и внутреннее состояние их отличаются: «в золотых лучах» и «на окнах сырых». Образ капли автор соотносит с образом человека, который может оказаться в и в радости, и в одиночестве. Обращаясь поочередно то к неодушевленным каплям, то к людям, писатель погружается в воспоминания, анализирую поведение человека, падающего духовно.

Стихотворение наполнено яркими художественно-выразительными средствами, каждый из которых выполняет свою роль. Например, чтобы подчеркнуть состояние капель, автор использует эпитеты «несчастные», подчеркивающий угнетенное состояние. Также эпитет «жемчужный», который говорит о необыкновенном сиянии, идущем будто изнутри «В лучах золотых» применимо к составляющим, которые представляют благоприятную обстановку вокруг капель. «Осенью черной» - эпитет говорит о разочаровании. Основанием для создания яркости образов являются противопоставления. Автор поочередно уделяет внимание то акцентируя внимание на «прекрасном», то на «несчастном», то на «тяжелом», то на «веселом». Темп, который поэт выбрал для капель в осенний период – замедленный («тихо скользите»). Придавая им сияние на солнечном свету, автор стихотворения подсказывает, что в подобные минуты они веселы и подвижны. В стихе присутствуют постоянные авторские обращения. Это дает возможность понять, в каких случаях поэт чувствует неудовлетворенность образом жизни некоторых людей, а в каких – он восхищается. Придавая каплям признаки, которые характерны для обычных людей, автор применяет олицетворения, заставляя перемещаться с целью: «бродите», «ищите».

Если разобрать смысловую нагрузку каждой строфы в отдельности, то становится интересно наблюдать за полетом мыслей писателя. От созерцания водяных капелек, которые иногда привлекательны в динамике, во второй строфе он переходит к тем героям, которым чужд покой. Они не думают о будущем, живут веселым настроем, одним днем. Позже в стихе к людям приходит осознание своего поведения, они будто начинают пробуждаться от дурного сна. Так, в конце Есенин объединяет капли тревожные с человеком, который находится в подавленном состоянии. Здесь он намекает на себя, имеющего такое состояние из-за прежних событий в своей жизни. Развитие чувств и эмоций происходит постепенно – от начала к последней строфе. В конце слышится крик души, призыв автора обратиться к прошлому, в котором люди спустились от забвения к «мраку падения», лишившись человеческого облика. Теперь остается метаться, сожалеть и болезненно вспоминать «милое прошлое».  

Автор не обошел осеннее время года, так как любование окружающим миром именно в эту пору усиливают и переживания С. Есенина, и передаются читателю в полной мере.

Каждая строфа произведения «Капли» дает прочувствовать состояние С. Есенина, который вкладывает все истинные чувства в эти строки. Читатель ощущает опыт поэта, который иногда его тяготит. Зная некоторые факты из его биографии, становится понятно, что автору стиха есть о чем сожалеть, вспоминая прошлое.

Капли

Капли
Сейчас читают:
  • Образ Григория Мелехова в романе Тихий Дон сочинение

    Данный роман является культовым и знаковым для всей российской литературы. Он показывает жизнь русских людей, такой, какой она является на самом деле. В этом произведение и в его героях сошлись множество противоречий, которые по сей день

  • Сочинения Мое любимое животное

  • Сочинение по картине Тихого Аисты 9 класс

    Когда мы смотрим на это уникальное произведение искусства, то у нас возникает определенное чувство, которое заставляет нас думать о чем-то не земном и воздушном, так как сама природа завет нас в высь. Картина «Аисты», еще раз подтверждает истину:

  • История Маши Троекуровой сочинение для 6 класса

    Александр Сергеевич Пушкин оставил после себя богатое литературное наследие. Он создавал удивительные образы, повторить которые больше из его последователей не смог. Важное место в его творчестве занимают женские образы. Особенность их заключается в том,

  • Образ и характеристика Алеши Пешкова в повести Детство Горького сочинение

    Прекрасный и очень поучительный рассказ, который написал известный русский писатель Максим Горький, расскажет читателю одну очень интересную историю, которая является биографическим очерком и рассказывает про детство самого писателя. Алеша,

  • Сочинение Язык мой - враг мой

    Всем с раннего детства известна фраза «Язык мой – враг мой». Кому-то даже на собственном горьком опыте приходится испытывать ее актуальность. Выражение используется в том случае, если человек, не подумав, произнес то, о чем стоило бы промолчать.