Сергей Есенин - Исповедь хулигана

Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь.
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.

Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.
Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде.

Я не скоро, не скоро вернусь!
Долго петь и звенеть пурге.
Стережет голубую Русь
Старый клен на одной ноге.

И я знаю, есть радость в нем
Тем, кто листьев целует дождь,
Оттого, что тот старый клен
Головой на меня похож.

Анализ стихотворения - Исповедь хулигана Сергея Есенина

Стихотворение «Исповедь хулигана» выделяется среди прочего творчества Сергея Есенина. Оно было создано в 1920 году под влиянием имажинистского течения, к которому поэт принадлежал какое-то время. Однако содержательная направленность остаётся прежней: лирический герой признаётся, что по натуре он хулиган.

Противоречивость души поэта подчёркивается рваным темпом стихотворных строк, аллитерацией, сочетанием книжной лексики и просторечных бранных слов. В целом, стихотворение воспринимается как монолог, разговор с самим собой. Причём Есенин в названии подчёркивает исповедальный характер этого монолога, он искренне и честно высказывает свои мысли и чувства.

Стихотворение по настроению очень контрастно. Если в начале лирический герой представляется дерзким, самоуверенным, грубым, то в следующей строфе перед читателем снова тот же белокурый мечтатель, любующийся природой и тоскующим по родным местам. Он вспоминает «заросший пруд», «звон ольхи», «бедных крестьян», «запах навоза с родных полей». Картины своей родины поэт рисует, используя, главным образом, эпитеты. Хлёсткие метафоры появляются там, где мелодичный тон стихотворения переходит в быстрый, рваный, почти маяковский: «каменья брани», «грусти ивовая ржавь», «стеля стихов злаченые рогожи» и др.

Данное стихотворение изобилует средствами художественной выразительности. Помимо эпитетов и метафор, Есенин использует сравнение («дорог я, как поле и как плоть», «нести хвост каждой лошади, как венчального платья шлейф» «как васильки во ржи, цветут в лице глаза»), олицетворение («на корточки погреться присел наш клен»), инверсия, риторическое обращение.

В финале стихотворения поэт опять переходит от плавного и немного грустного тона к дерзкому. В финальной строфе появляются просторечия («задница», «башка»). Это даёт понять читателю, что тот наивный и искренний парень спрятан в глубине душе, в воспоминаниях. Теперь перед нами хулиган, циник в цилиндре и лакированных башмаках. Поэт оставляет открытыми много вопросов. Сожалеет ли он о прошедшем, о том, кем стал? Какой он на самом деле? Скорее всего, в этой противоречивой натуре соединяются и хулиган, и чистый певец русской природы, что и делает его творчество уникальным.

Вариант №2

Сергей Есенин был и остается великим поэтом как своего времени, так и современности. В 1920 году родилось такое нехарактерное для поэта, но в тоже время омраченное таинственностью и духовностью невероятное стихотворение «Исповедь хулигана». На первый взгляд можно предположить, что стих изложен достаточно неискренно, но вчитываясь, между строк можно легко терзания автора. В произведении следует отметить большое количество незаурядных метафор, а так же необычное сочетание литературных и просторечных слов, что было вызвано увлечением автора имажинизмом в то время.

На первый взгляд могло показаться, что это стихотворение абсолютно неискренний фарс состоящий из громких, но пустых слов, но все-таки если получше изучить это произведение, то можно уловить явное добродушие и искренность, что заставляет читателя воспринимать это творение совершенно иначе. 

Задумчивое начало утверждает, что слово «хулиган» употреблено не просто так, тем более в заголовке. Дальнейшее знакомство с героем говорит о том, что он человек дерзкий, своенравный, которого явно недолюбливают окружающие. Но следующая строфа говорит о том, как уже сам Есенин тепло отзывается о любви своих родителей, вспоминая их. 

Пятая строфа эдакое обращение к отцу и матери, переходящее от доброты к высокомерию, и снова чувствуется некая нотка фальши: упоминание о своей хорошей одежде кажется лишним хвастовством.

Под конец произведения персонаж обращается к людям с уважением, пытаясь донести, что ничем не отличается от них. Но хулиган остается хулиганом.  Люди уже не способны по-другому оценивать устоявшееся положение в обществе. Очень удобно относиться к человеку так, как все привыкли.

Здесь все покрыто неизвестностью, ведь никогда не можешь угадать, какое из обличий столь разностороннего персонажа всплывет в следующей строке, что сопровождается частым использованием многоточий, и продолжает играть роль, которая меняется от чувственного человека, любящего природу и свою семью до высокомерного дерзкого хулигана.

Стихотворение заканчивается на демонстрации более темной стороны персонажа. Последние строки так и остаются непонятны. Так много вопросов. Куда собирается отправиться автор и почему его так привлекает именно желтый парус? Возможно, это символ солнца, которое указывает дорогу усталым путникам, а возможно, что-то еще. Это было и останется загадкой. Достаточное сложное, но очень глубокое и душевное произведение .На первый взгляд оно может показаться непонятным, но если заглянуть между строк, то это несравненное описание внутреннего состояния поэта и его восприятия мира.

Исповедь хулигана

Исповедь хулигана
Сейчас читают: