- Стихи /
- Стихи Есенина /
- До свиданья, друг мой, до свиданья
Сергей Есенин - До свиданья, друг мой, до свиданья
До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.
До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей,-
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.
Анализ стихотворения Сергей Есенин - До свиданья, друг мой, до свиданья
23 декабря 1925 из Москвы в Ленинград приезжает Сергей Есенин. Он поселился в гостинице Англетер, в злополучном пятом номере. Накануне гибели, в ночь с 26 на 27 декабря, Сергей Александрович сделает два надреза на левом запястье, и напишет кровью стихотворение. Этому творению суждено стать роковым в русской литературе. Последний творческий порыв великого гения. Оно называлось «До свиданья друг мой, до свиданья». Следующим утром лирик гордо закатывал рукав и показывал порезы, ссылаясь на отсутствие чернил. Он подарил листок другу, Вольфу Эрлиху, уговаривая прочитать позже, когда останется один. В суете занятости Эрлих вспомнит о подарке только 28 декабря, когда поэт был найден мертвым.
Стих начинается с обращения к таинственному другу, чье имя не упоминается. Позднее, это послужит началом целому ряду мифов. Дело в том, что Есенин часто делал дарственные надписи, давая понять, к кому обращены строки. В данном стихотворении такой подписи не было, что и породило множественные фантазии.
Лирический герой перенесен на неизвестного адресата, к которому обращается автор. Он дает понять, что собеседник ему очень близок:
«Ты у меня в груди».
Этим жестом подчеркивается значимость человека. Он навечно сохранит память о нем в сердце. Первое четверостишие оканчивается философским размышлением о скором, предначертанном расставании и неизбежной встрече. Будучи нерелигиозным, Есенин, тем не менее, верил в бессмертность душ.
Вторая строфа добавляет событию трагизма
«До свиданья, друг мой, без руки, без слова».
Скупое прощание, в котором слова и разговоры бессмысленны. Эта строчка вызывает тревожные мысли, вынуждает испытывать переживания. Она придает, итак, грустному произведению еще больше трагических ноток. Однако, Есенин разбавляет горесть момента дружеской заботой. Он просит его не печалить бровей, не грустить. Нет повода унывать, ведь они прощаются только в земной жизни. Их души обретут вечный покой и обязательно встретятся в потустороннем мире.
Последний катрен оборачивается в мудрость, ставшую афоризмом:
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.
Тема жизни и смерти всегда переплеталась в его творчестве. Он философствовал на тему важности жизни вообще, и бесцельности собственного существования. Бытие для него уже не загадка, которую необходимо разгадывать. Он все видел, все понимает и ничего более не ждет. Финальные строчки наполнены холодом и удовлетворением от прожитых лет. В них чувствуется смирение перед долгожданным уходом.
Обстоятельства написания и гибель поэта заставляют нас считать это стихотворение предсмертным. Это вызвало массу споров между исследователями. В конце 80-х годов начала разрастаться теория убийства Есенина. Ее сторонники утверждали, что стих подделан убийцами, которые стремились инсценировать суицид. На заре 90-х почерковедческая экспертиза установила, что послание написано Есениным. Другая легенда гласила, что поэт сочинил трогательную элегию на Кавказе, за полгода до смерти, когда узнал о расстреле близкого товарища, Алексея Ганина. Однако, она также не подтвердилась.
Вариант №2
"До свиданья, друг мой, до свиданья" - наверное, самое известное, самое загадочное и самое неоднозначное стихотворение Сергея Есенина. Написанное 27 декабря 1925 года, оно считается последним произведением поэта, его предсмертной запиской перед роковым шагом в "Англетере", эпитафией самому себе.
Автограф стихотворения, написанный кровью (якобы в гостинице на было чернил) Есенин за день до смерти передал поэту Вольфу Эрлиху, с которым был дружен, и потому есть мнение, что ему же и посвящены самые известные восемь строк из написанного Есениным. Однако некоторые другие люди, с которыми поэт на протяжении длительного времени был знаком, в частности, поэты Николай Клюев и Вадим Шершеневич, усматривали в стихотворении признаки того, что именно они - адресаты посвящения.
Но большинство исследователей творчества Сергея Есенина сходятся во мнении, что конкретного адресата, скорее всего, нет. Стихотворение, по мнению большинства есениноведов, - послание к некоему абстрактному другу, с которым поэт навсегда расстается как человек, но с которым непременно не единожды встретится в своих произведениях, когда друг-читатель обратится к ним.
Анализируя стихотворение, некоторые литературоведы полагают, что "встреча впереди" - намек на реинкарнацию, в которую якобы верил поэт и на которую надеялся. Но, вероятнее всего, эта трактовка ошибочна, и Есенин все-таки имел в виде предстоящие встречи с читателем в виде своих произведений.
Что касается особенностей написания стихотворения, то в первую очередь обращает на себя внимание использование редкой формы глагола в фразе "не печаль бровей". "Не печаль" - окказионализм Есенина, который предельно понятен и превосходно вписывается в контекст.
Разумеется, на трактовку стихотворения в значительной степени повлияли обстоятельства, при которых оно было написано. Если все же принять версию о написании стихотворения за день до смерти (есть версии, что оно сочинено чуть раньше), то получается, что оно - спокойное и даже немного церемониальное прощание с суетным миром. Причем, таким совершенно нетипичным для себя образом прощался с миром человек, жизнь которого была перенасыщена бьющими через край страстями. Прощаясь, он говорит незримому другу о бренности бытия, а также о том, что его смерть не будет чем-то из ряда вон выходящим, и просит не особенно печалиться.
Именно для создания у читателя ощущения разговора автором выбран в качестве размера для этого стихотворения пятистопный ямб с безударными стопами в начала или в середине строк. Такой размер и ритм создают впечатление "разговорности", обстоятельного объяснения по поводу окончательно принятого решения.
- Сочинение по картине Шишкина Сосны освещенные солнцем 3, 5, 8 класс
Иван Иванович Шишкин - автор этой картины, один из самых популярных среди русских художников и живописцев 19 века. Родился великий пейзажист в не большом городке под названием Елабуга, воспитывался в купеческой семье.
- Сочинение Настоящее искусство 9 класс ОГЭ 15.3 рассуждение
Настоящее искусство - это такое искусство, которое может заглянуть в самые потаенные уголки человеческого сознания. Такое искусство, которое заставит человека почувствовать все эмоции автора. Прочувствовать всё то, что испытал автор,
- Сочинение на тему Проблема смысла жизни человека
Проблема смысла жизни человека – это философский вопрос, который волнует людей на протяжении веков и не утратил своей актуальности в
- Сочинение Память о Великой Отечественной Войне егэ 15.3
Великая отечественная война - самая жестокая и кровопролитная из всех войн 20 века. В каждой семье есть свой герой, а то и не один участник этой войны.
- Нужен ли России Базаров? - сочинение по роману Отцы и дети
Неоднократно в истории русской литературы писателями поднимался вопрос «лишнего человека». Среди «лишних людей» мы может наблюдать таких героев как Безухов, Обломов, Онегин, Чацкий и многие другие.
- Сочинение по картине Репина Портрет Мусоргского
Илья Ефимович Репин – педагог, профессор, а самое главное он русский живописец, который является неотъемлемой частью Российского искусства.