- Стихи /
- Стихи Есенина /
- Буря
Сергей Есенин - Буря
Дрогнули листочки, закачались клены,
С золотистых веток полетела пыль…
Зашумели ветры, охнул лес зеленый,
Зашептался с эхом высохший ковыль…
Плачет у окошка пасмурная буря,
Понагнулись ветлы к мутному стеклу
И качают ветки, голову понуря,
И с тоской угрюмой смотрят в полумглу…
А вдали, чернея, выползают тучи,
И ревет сердито грозная река,
Подымают брызги водяные кручи,
Словно мечет землю сильная рука.
Анализ стихотворения Сергей Есенин - Буря
Стихотворение “Буря” относится к ранней пейзажной лирике Сергея Есенина. Всё произведение пронизано ожиданием неизбежного - грозы, шторма, сильного дождя. Кажется, что слово “буря” имеет негативный смысл, но, на самом деле, она несёт очищение и облегчение: “с веток полетела пыль”, “зашептался...высохший ковыль”. Становится понятно, что дождя не было давно. Буря пришла неожиданно: “дрогнули листочки”, “охнул лес”.
Из биографии Сергея Есенина известно, как сильно он любил Россию и своё село. Он всегда восхищался русскими пейзажами, и это отражалось в его пейзажной лирике. В стихотворении “Буря”, как и во многих других, поэт относится к словам с трепетом и точностью ювелира, он максимально внимателен к деталям, кажется от его глаз не скроется ни один “листочек”, ни одна ветка. В этой аккуратности и внимательности чувствуется любовь и благоговение к тому, о чём он пишет. Есенин использует цветовые оттенки (”золотистых”, “зелёный”, “мутному”, “чернея”) и звукопись (”з”, “ш”, “с”: “зашептался с эхом высохший ковыль”), создавая безусловную реальность происходящего.
Есенин использует приём олицетворения. В стихотворении нет ни одного одушевлённого существительного, но много глаголов-действий, создающих динамизм, которые присущи живым существам: “дрогнули”, “зашептался”, “плачет”, “ревёт”. Если посмотреть только на глаголы в этом произведении, можно сказать, что речь идёт о людях. Не это ли скрытый смысл стихотворения “Буря”? Буря как метафора каких-то неожиданных изменений в жизни человека, которые застали его врасплох, от которых стало страшно. Он всматривается в “полумглу” - неизвестность пугает. Что там, за чёрными тучами? Но не это ли спасение, не это ли помогает выбраться из пучины обыденности, двигаться вперёд и не засохнуть?
Кто же стоит за этой бурей? Здесь важна последняя строка произведения: “словно мечет землю сильная рука”. Кажется, что Сергей Есенин использует это сравнение неспроста. Возможно, это рука Бога, которая вершит судьбы, разрушает и созидает, пугает и несёт очищение. Сильная рука ассоциируется с Божьей силой и отсылает к Библии: “И была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу”.
Вариант №2
Стихотворение Сергея Есенина "Буря" относится к раннему периоду творчества поэта. Оно написано в период между 1913 и 1915 годами, но при жизни автора не было опубликовано, хранилось в архивах оставшихся после трагической гибели литератора. Читатели смогли ознакомиться с произведением только в 1959 году, спустя 34 года после смерти Есенина.
Стихотворение могло быть опубликовано и при жизни автора. Оно было отправлено в редакцию журнала "Млечный путь", охотно печатавшего крестьянскую лирику и объединившего вокруг себя поэтов этого направления. Известно, что журнал предполагал опубликовать это стихотворение, однако номер, где оно должно было появиться, не вышел, а само издание закрылось. В другие прижизненные публикации Есенина это произведение не входило.
Жанровая принадлежность стихотворения "Буря" – очень любимая Есениным пейзажная лирика. Сюжет – наблюдение автором (он же – лирический герой) за началом бури, которая после длительного засушливого периода принесла земле и растениям долгожданный дождь, ставший для последних наверняка спасением от почти неминуемой гибели. Уже в этом произведении, написанном максимум двадцатилетним автором видны и его недюжинный талант, и несомненное литературное мастерство.
Стихотворение – короткое, состоящее из всего трех строф, но и их оказалось вполне достаточно для описания начавшегося внезапно буйства стихии. Внезапность передана буквально двумя словами – самым началом произведения: "Дрогнули листочки...". А о том, какой была погода до того, как грянула буря, можно сделать вывод тоже буквально по двум словам – последним в первой строфе: "...высохший ковыль". То есть, стояла длительная засуха, окончания которой с нетерпением ждали и природа, и люди.
"Буря" – очень динамичное стихотворение. Изобразительными средствами, с помощью которых передается эта динамичность, являются выбранный автором стихотворный размер (хорей), а также перекрестный способ рифмовки и применение преимущественно открытой рифмы. Зарытая рифма применена только однажды – в первой строфе, когда описывается завязка, события только разворачиваются.
Дополнительную динамику произведению также придают обилие глаголов и, скорее всего, сознательный уход Есенина от вычурных метафор и ярких эпитетов. Автор не злоупотребляет образными средствами языка, ограничивается простыми эпитетами, которые можно встретить и у других авторов. И в этом, как ни парадоксально – тоже проявление таланта и мастерства. Ведь наличие в стихотворении чего-то, за что читатель может "зацепиться", не позволяет произведению быть динамичным.
У Есенина немало и других стихов в жанре пейзажной лирики, и практически каждый из них – жемчужина этого жанра в русской поэзии. В том числе и "Буря".
Буря анализ стиха
Сергей Александрович Есенин создал лирическое произведение «буря» в периоде 1913-1914 годов. Одно из самых уникальных стихотворений Есенина. Стало оно таким оттого, что увидело свет только спустя годы после смерти поэта.
В периоды 1918-1923 года Сергей Александрович входил в состав литературного кружка Сурикова. Суриков – малоизвестный поэт-современник того времени. Изначально стихотворение «Буря» было написано для журнала, который выпускал кружок. Но кружок литераторов просуществовал недолго из-за известных событий. Сколько времени провел в нем Есенин и какую роль играл, также не известно. Возможно, для того, чтобы иметь возможность публикации поэт С.А. Есенин вступил в кружок поэта-самоучки.
Как и любое другое лирическое произведение ранних годов С.А. Есенина содержит описание природы, характерной для России. Поэт ярко описывает начало бури, и сгустившиеся тучи особенно колоритно возвышают слог поэта. Особенность «Бури» в способности С.А. Есенина передать тот самый момент прихода непогоды. Задрожали листочки, зашумели ветры – пишет он. Можно предположить, что поэт находился на улице недалеко от дома, прогуливался и застал бурю. А может быть, просто долго наблюдал за ее приходом, и это отложилось в его памяти.
«Плачет у окошка пасмурная буря» - эта строка открывает нам не просто плачущую буру, а особое видение природы поэтом. Буря – событие не из приятных. Поднимается ветер, срывает крыши домов, часто идет обильный дождь, а порой и сильна гроза, от которой в деревнях страдали крестьяне. Но Есенин видит, как буря плачет, то есть она сама не рада своей участи. Буря наблюдает за деревьями, что гнуться, и листьями, что срывает ветер. Буря в стихотворении С.А. Есенина словно говорит то, что сожалеет о своем приходе, но такова ее участь.
«Понагнулись ветлы к мутному стеклу» - мутное стекло в отражении автора, это пары от перепада температур. Резко похолодало, возможно, после жаркого дня, и стекла запотели. Стекло показывает мир. Сквозь мутное стекло разглядеть всю прелесть природы не выйдет. Оно и понятно. На улице буря. Именно это хочет сказать своими строками С.А. Есенин.
Ветки деревьев «смотрят с тоской» оттого, что знаю свое будущее. Они будут сломаны от ветра, и смотрят в лицо своей смерти. «Подымают брызги водяные кручи» - пошел дождь. Дождь крупный, именно такой дождь бывает после долго стоящей жары.
Возможно, скопление хмурых эпитетов у Есенина обусловлено непогодой, которая в крестьянской жизни наносила ущерб. От сильной жары возникали пожары, а от обильных дождей – наводнения. Все это губительно для деревенских жителей. В то время не было громоотводов, и люди боялись грозы из-за пожаров. Они прятали скот и выносили все имущество.
Но, такая природа, какую описал автор – основа деревенских будней. Есенин часто описывал именно их. Поэтому в стихотворении «Буря» автор по-дружески относится к каждому листочку, которому суждено не пережить бурю. Мало кто из поэтов мог передать настроение природы. Есенин умел и делал это превосходно, на зависть другим поэтам-современникам того времени. Про бурю писал даже С.А. Пушкин, и буря стала слиянием крестьянства и поэзии.
Стихотворение «Буря» неоправданно было открыто миру лишь после трагической гибели Сергея Есенина. Его «Бурю» читатели прочли по факту смерти поэта. Можно охарактеризовать это произведение, как некролог, великого русского поэта.
- Сочинение на тему Победа над самим собой
В моей жизни много маленьких побед, которые я считаю важными. Каждая маленькая победа позволяет мне совершенствоваться, преодолевать страх и становиться увереннее в себе.
- Сочинение на тему Мой попугай 2, 3, 5 класс
У меня дома живет попугай. Он очень разговорчивый, веселый и активный. Попугая мне подарили на день рожденья родители. Они привезли его в большой золотистой клетке.
- Сочинение по картине Репина Протодиакон
Чин дьяконского служения – это первый священнический чин, именно с него начинают свое служение священнослужители Русской Православной Церкви. Так происходит сегодня, так было и тогда, в конце XIX века, когда Репин писал своего «протодиакона».
- Сочинение В жизни всегда есть место подвигу 8 класс
Подвигом называют некий героический поступок, в основе которого лежат благие намерения и цели. Принято считать, что подвиги совершают только герои. Но я с этим не могу согласиться. В жизни каждого человека есть место подвигам. Для этого вовсе
- Сочинение Тайга наша кормилица хлипких не любит по рассказу Васюткино озеро
В рассказе Виктора Астафьева Васюткино озеро, мы погружаемся в суровую, но восхитительную красоту тайги и учимся уроку о том, как важны мужество
- Тема и идея комедии Недоросль Форнвизина сочинение
В комедии «Недоросль» поднимается проблема воспитания. На примере семьи Простаковых мы видим грубых, необразованных и вульгарных дворян, которые считают во всём себя правыми и лучшими. Они интересуются только деньгами и быстрой наживой,