Сергей Есенин - Бабушкины сказки

В зимний вечер по задворкам
Разухабистой гурьбой
По сугробам, по пригоркам
Мы идем, бредем домой.
Опостылеют салазки,
И садимся в два рядка
Слушать бабушкины сказки
Про Ивана-дурака.
И сидим мы, еле дышим.
Время к полночи идет.
Притворимся, что не слышим,
Если мама спать зовет.
Сказки все. Пора в постели…
Но а как теперь уж спать?
И опять мы загалдели,
Начинаем приставать.
Скажет бабушка несмело:
«Что ж сидеть-то до зари?»
Ну, а нам какое дело, —
Говори да говори.

Анализ стихотворения Сергей Есенин - Бабушкины сказки

Тема: Счастливое детство, в котором поэт рассказывает о нежной и большой любви к своей родной бабушке.

Сюжетная линия

Сюжетная линия строится на веселом и беззаботном времяпровождении детей, которые днем в зимнюю пору катаются на салазках, а вечером слушают мудрые и добрые бабушкины сказки.

Жанр: пейзажная лирика.

В принципе, в стихотворениях Есенина обычно сплетаются пейзажная и любовная лирика. Не стало исключением и это произведение, где пейзажные поэтические зарисовки тесно связаны  с темой любви поэта к своей бабушке, которую он горячо любил и почерпнул из ее рассказов много доброго и полезного для себя.

Идея стихотворения

Идея стихотворения состоит в том, что именно в детстве закладывается основной фундамент сущности человека, и очень хорошо, что будущему поэту повезло с такой мудрой и любящей бабушкой, которая путем рассказывания народных сказок передала маленькому Сереже частичку русского духа, заставила поверить в добро и справедливость, наказуемость зла.

Размер стихотворения: четырехстопный ямб, который попеременно чередуется то с мужской, то с женской рифмой

Надо отметить, что четырехстопным ямбом очень любили писать русские поэты. Например, поэма А.С. Пушкина  “Евгений Онегин” тоже написана четырехстопным ямбом.

Рифма: перекрестная АБАБ

Художественные особенности произведения

В произведении использованы обороты разговорной речи.

Такое слово, как “салазки”, наверное, вряд ли, знает современная детвора.

Просторечье в стихотворении как бы сближает нас с героями произведения, делает их нам ближе. Язык стихотворения таков, что заставляет нас органично окунуться в события одного дня той зимы, где рябятишки радуются снежной зиме, прекрасным и волшебным бабушкиным сказкам.

Лирический герой

Как такового героя нет в произведении. Мы можем говорить лишь о неком собирательном образе героя, который живет и радуется жизни, у него чистая душа и трогательные детские желания.

А вот главный персонаж – это, несомненно, бабушка. Именно вокруг нее вертятся все события. Где-то на втором плане можно наблюдать и образ матери, но он нечеткий, неяркий. Бабушка практически его затмевает собой. Это и понятно. Родители поэта развелись, когда он был совсем еще юным, поэтому фактически его воспитывала бабушка.

Поэтические спецэффекты в стихотворении

Надо отметить, что данных спецэффектов в произведении немного.

Следует отметить эпитет: “разухабистой гурьбой”

В заключение хочется отметить, что данное стихотворение актуально и сегодня. Оно учит доброте, уважению к старшим, несет позитив.

Вариант №2

Литературное направление: Хотя излюбленным литературным направлением был иманжинизм, это стихотворение написано в рамках традиций реализма.

Тема произведения: Основной темой произведения является любовь к бабушке. Бабушки хранят и передают культурное достояние народа из поколения в поколение. Именно они рассказывают нам сказки и учат самым простым, но жизненно необходимым вещам.

Проблема произведения: В данном произведении Есенин затрагивает проблему воспоминаний. Помнить нужно даже тех, кого уже нет в живых, ведь в наших душах они будут жить всегда.

 Идея произведения: Для детей бабушка – словно добрая волшебница из их любимых сказок. Мир сказок, детских фантазий и житейская мудрость непременно связываются у нас именно с бабушкой. Бабушка для нас выступает образом идеальной любви.

Пафос произведения: На протяжении всего стихотворения Есенин говорит о любви к бабушкам, воспоминаниях о беззаботном детстве и безмятежному счастью.

Образы в стихотворении: Образом детства выступает описание зимнего вечера. А весь рад образов рисуется с помощью однородных сказуемых.

Персонажи произведения: Конечно же, основным персонажем в стихотворении является бабушка. Но помимо образа бабушки немаловажную роль здесь играет образ матери, который выдвинут на второстепенный план.

Композиция: Композиция в произведении – линейная. Стихотворение состоит из пяти четверостиший. Первое и второе – это завязка: Ребята все вместе собираются в доме. Третье четверостишие – это развитие действия: Есенин описывает как дети слушают бабушкины сказки и испытывают от этого приятные положительные эмоции. Четвертое четверостишие – это кульминация, а пятое – развязка.

Художественные особенности: Стихотворение написано на языке, приближенном к разговорной речи. Также Есенин использует слова, которые часто употребляют наши бабушки, например, «салазки». Это поэт делает для того, чтобы создать теплую душевную атмосферу в стихотворении. Еще одной важной особенностью является то, что в Есенин почти не использует тропы. Секрет заключается именно в простоте, душевности и доступности написанного.

Размер, строфа, рифмовка: В стихотворении используется перекрестная рифмовка. Написано оно четырехстопным ямбом.

Средства художественной выразительности (тропы): Как упоминалось выше, в этом стихотворении используется не так много тропов, однако они все-таки присутствуют: однородные члены; эпитеты, например, «разухабистой гурьбой»; прием аллитерации, с помощью него Есенин создает потрескивание дров в печки и нежный бабушкин голос; ассонансы – с помощью них создается настроение ностальгии и тоски по детству.

Значение стихотворения: Данное стихотворение является для Есенина неким прощанием со своим родным домом, где он провел детство. Это стихотворение актуально и до сих пор, и скорее всего будет актуально и через много-много лет, потому что почти у каждого из нас есть или была бабушка. И все-таки несмотря на то, что времена изменились и будут меняться дальше, бабушки были, есть и остаются всегда. И во все времена бабушки любят своих внуков, заботятся о них и учат только добрым поступкам.

Бабушкины сказки

Бабушкины сказки
Сейчас читают:
  • Сочинение Омск - мой город

    Омск является одним из старейших городов, находящихся в Сибири. На реке Оми еще в семнадцатом веке решили построить военное укрепление, как и многие другие города, Омск начал свое существование с крепости.

  • Сочинение Моя семья в Великой Отечественной войне

    Мы живём в цивилизованном мире, где царит прогресс, новые технологии, ни в чём себе не отказываем. И, конечно, многим из нас не понять то, что пережили в годы Великой Отечественной войны наши прадедушки, дедушки, прабабушки и бабушки.

  • Сочинение по картине Юона Конец зимы. Полдень 3, 7 класс

    Замечательный русский художник был выдающимся мастером, создающим запоминающиеся бытовые сценки и пейзажи. Его картины передают колорит, настроение, яркую цветовую гамму. Он виртуозно передает высоту горизонта, место композиционного центра,

  • Сочинение по картине Зимний пейзаж Грабаря

    Знаменитый художник Грабарь на славу постарался и создал для нас столь прекрасный шедевр, настоящее произведение искусства. Картина «Зимний пейзаж» завораживает своей невероятной красотой, в которой так тонко передается вся красота зимней природы.

  • Сочинение по картине Васнецова Ковер-самолет 5 класс

    В.М. Васнецов – один из известнейших русских художников. Он нашел вдохновение для множества своих картин в народных сказках и былинах. В основу произведения «Ковер-самолет», написанного Васнецовым в 1880 году, легла сказка «Жар-птица».

  • Сочинение Что такое подвиг рассуждение 15.3 9 класс ОГЭ

    Для каждого подвиг ассоциируется по-разному. Но что же это такое в общих чертах? Словарь говорит нам, что подвиг это поступок, который совершает человек в трудных опасных условиях вдохновленный глубокими чувствами. Какие действия можно считать