- Стихи /
- Стихи Есенина /
- Бабушкины сказки
Сергей Есенин - Бабушкины сказки
В зимний вечер по задворкам
Разухабистой гурьбой
По сугробам, по пригоркам
Мы идем, бредем домой.
Опостылеют салазки,
И садимся в два рядка
Слушать бабушкины сказки
Про Ивана-дурака.
И сидим мы, еле дышим.
Время к полночи идет.
Притворимся, что не слышим,
Если мама спать зовет.
Сказки все. Пора в постели…
Но а как теперь уж спать?
И опять мы загалдели,
Начинаем приставать.
Скажет бабушка несмело:
«Что ж сидеть-то до зари?»
Ну, а нам какое дело, —
Говори да говори.
Анализ стихотворения Сергей Есенин - Бабушкины сказки
Тема: Счастливое детство, в котором поэт рассказывает о нежной и большой любви к своей родной бабушке.
Сюжетная линия
Сюжетная линия строится на веселом и беззаботном времяпровождении детей, которые днем в зимнюю пору катаются на салазках, а вечером слушают мудрые и добрые бабушкины сказки.
Жанр: пейзажная лирика.
В принципе, в стихотворениях Есенина обычно сплетаются пейзажная и любовная лирика. Не стало исключением и это произведение, где пейзажные поэтические зарисовки тесно связаны с темой любви поэта к своей бабушке, которую он горячо любил и почерпнул из ее рассказов много доброго и полезного для себя.
Идея стихотворения
Идея стихотворения состоит в том, что именно в детстве закладывается основной фундамент сущности человека, и очень хорошо, что будущему поэту повезло с такой мудрой и любящей бабушкой, которая путем рассказывания народных сказок передала маленькому Сереже частичку русского духа, заставила поверить в добро и справедливость, наказуемость зла.
Размер стихотворения: четырехстопный ямб, который попеременно чередуется то с мужской, то с женской рифмой
Надо отметить, что четырехстопным ямбом очень любили писать русские поэты. Например, поэма А.С. Пушкина “Евгений Онегин” тоже написана четырехстопным ямбом.
Рифма: перекрестная АБАБ
Художественные особенности произведения
В произведении использованы обороты разговорной речи.
Такое слово, как “салазки”, наверное, вряд ли, знает современная детвора.
Просторечье в стихотворении как бы сближает нас с героями произведения, делает их нам ближе. Язык стихотворения таков, что заставляет нас органично окунуться в события одного дня той зимы, где рябятишки радуются снежной зиме, прекрасным и волшебным бабушкиным сказкам.
Лирический герой
Как такового героя нет в произведении. Мы можем говорить лишь о неком собирательном образе героя, который живет и радуется жизни, у него чистая душа и трогательные детские желания.
А вот главный персонаж – это, несомненно, бабушка. Именно вокруг нее вертятся все события. Где-то на втором плане можно наблюдать и образ матери, но он нечеткий, неяркий. Бабушка практически его затмевает собой. Это и понятно. Родители поэта развелись, когда он был совсем еще юным, поэтому фактически его воспитывала бабушка.
Поэтические спецэффекты в стихотворении
Надо отметить, что данных спецэффектов в произведении немного.
Следует отметить эпитет: “разухабистой гурьбой”
В заключение хочется отметить, что данное стихотворение актуально и сегодня. Оно учит доброте, уважению к старшим, несет позитив.
Вариант №2
Литературное направление: Хотя излюбленным литературным направлением был иманжинизм, это стихотворение написано в рамках традиций реализма.
Тема произведения: Основной темой произведения является любовь к бабушке. Бабушки хранят и передают культурное достояние народа из поколения в поколение. Именно они рассказывают нам сказки и учат самым простым, но жизненно необходимым вещам.
Проблема произведения: В данном произведении Есенин затрагивает проблему воспоминаний. Помнить нужно даже тех, кого уже нет в живых, ведь в наших душах они будут жить всегда.
Идея произведения: Для детей бабушка – словно добрая волшебница из их любимых сказок. Мир сказок, детских фантазий и житейская мудрость непременно связываются у нас именно с бабушкой. Бабушка для нас выступает образом идеальной любви.
Пафос произведения: На протяжении всего стихотворения Есенин говорит о любви к бабушкам, воспоминаниях о беззаботном детстве и безмятежному счастью.
Образы в стихотворении: Образом детства выступает описание зимнего вечера. А весь рад образов рисуется с помощью однородных сказуемых.
Персонажи произведения: Конечно же, основным персонажем в стихотворении является бабушка. Но помимо образа бабушки немаловажную роль здесь играет образ матери, который выдвинут на второстепенный план.
Композиция: Композиция в произведении – линейная. Стихотворение состоит из пяти четверостиший. Первое и второе – это завязка: Ребята все вместе собираются в доме. Третье четверостишие – это развитие действия: Есенин описывает как дети слушают бабушкины сказки и испытывают от этого приятные положительные эмоции. Четвертое четверостишие – это кульминация, а пятое – развязка.
Художественные особенности: Стихотворение написано на языке, приближенном к разговорной речи. Также Есенин использует слова, которые часто употребляют наши бабушки, например, «салазки». Это поэт делает для того, чтобы создать теплую душевную атмосферу в стихотворении. Еще одной важной особенностью является то, что в Есенин почти не использует тропы. Секрет заключается именно в простоте, душевности и доступности написанного.
Размер, строфа, рифмовка: В стихотворении используется перекрестная рифмовка. Написано оно четырехстопным ямбом.
Средства художественной выразительности (тропы): Как упоминалось выше, в этом стихотворении используется не так много тропов, однако они все-таки присутствуют: однородные члены; эпитеты, например, «разухабистой гурьбой»; прием аллитерации, с помощью него Есенин создает потрескивание дров в печки и нежный бабушкин голос; ассонансы – с помощью них создается настроение ностальгии и тоски по детству.
Значение стихотворения: Данное стихотворение является для Есенина неким прощанием со своим родным домом, где он провел детство. Это стихотворение актуально и до сих пор, и скорее всего будет актуально и через много-много лет, потому что почти у каждого из нас есть или была бабушка. И все-таки несмотря на то, что времена изменились и будут меняться дальше, бабушки были, есть и остаются всегда. И во все времена бабушки любят своих внуков, заботятся о них и учат только добрым поступкам.
- Сочинение Томск - мой город
Город является самым большим в Томской области. Он располагается не западе Сибири на правом берегу реки Томь. Томск начал основываться в 1604 году при царствовании царя Бориса Годунова. Тогда он был защитной крепостью.
- Нравственные уроки древнерусской литературы 7 класс сочинение
Произведения древнерусских авторов представляют собой определенную литературную ценность. В первую очередь это, конечно же, наше национальное достояние и источники сведений о культуре и быте того далекого времени.
- Сочинение на тему 12 апреля день космонавтики
Одним из моих любимых праздников является день космонавта. У нас в стране, как и во всём мире, его отмечают 12 апреля. Почему именно двенадцатого?
- Сочинение Нижний Новгород - мой город
Нижний Новгород – прекрасный город. Он имеет богатую и интересную историю. Меня очень радует, что с каждым годом мой родной город становится все лучше и лучше. Мой город относится к одним из самых красивых, а если обратится к историческим фактам,
- Лесное озеро сочинение описание природы 3 класс
Мне очень нравится это озеро, оно находится вдалеке от дороги, так что не знающему человеку туда так просто не попасть. Водная гладь , похожа на зеркало в которое можно смотреться очень долго. Если придти на озеро одному,
- Сочинение по картине Перова Тройка 4 класс
Шедевр, который создал известный русский художник В.Г. Перов, заставляет человека задуматься, так как сюжет этой работы довольно печальный, но в то же время, он отражает суровую реальность того сложного времени.