Жанр пьесы Недоросль комедия Фонвизина

«Недоросль» - третья пьеса Фонвизина, принесшая ему успех. Писатель работал над своим произведением на протяжении трех лет. Пьесу не сразу приняло общество, наложив цензуру на постановку в театрах.

Жанр пьесы – комедия, а точнее сказать классицистическая комедия. Как и любое произведение времен классицизма, пьеса Фонвизина имеет те черты, которые характерны для этого литературного направления: единство времени, места и действия; разделение на положительных и отрицательных персонажей, наличие героев с говорящими фамилиями, их статичность и неизменность на протяжении произведения.  

Но вместе с тем в комедии обнаруживаются черты реализма, который только начал зарождаться в то время. Это и наличие любовного и социального конфликта, и зачатки трагизма (что было запрещено в классицистических произведениях). Последний факт во многом повлиял на жанр произведения, комедию. Фонвизин прекрасно показывает все червоточины дворянского общества того времени, заостряя проблему не только на наличии любовного треугольника, но, скорее, на социальный уровень развития дворянского сословия, для которых важнее формальные, материальные ценности, чем духовные, высшие ценности.

Можно сказать, что комедия Фонвизина приобретает сатирический характер, отчего каждый отрицательный персонаж становится заложником своих собственных моральных устоев и взглядов на жизнь. Надежды на то, что всё ещё поправимо, нет, создается мотив обреченности общества Скотининых-Простаковых, которым никогда не будет суждено познать мир духовного и светлого.

Именно поэтому многие критики и литературоведы не определяют жанр произведения лишь в четком ключе комедии. Это трагикомедия, которой присуще комический характер с мрачными, трагическими вкраплениями.

Сочинение Жанр пьесы Недоросль (комедия Фонвизина)

Пьеса Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль», написанная в 1871 году, была представлена зрителю как комедия.

Однако уже более двух столетий ведутся споры о жанре произведения. Чтобы определить жанр пьесы, необходимо внимательно познакомиться с содержанием произведения.

Целью написания произведения было высмеять безнравственных помещиков, не соблюдающих законы ни государственные, ни человеческие, а также систему образования 18 века, которая требовала срочной реформы, потому что просвещение и воспитание – это единственный путь к спасению общества.

  • Автор выделил в пьесе две проблемы:  Нравственное разложение дворян,
  • Обучение и воспитание детей в дворянской семье.

Госпожа Простакова – яркий пример безнравственной, необразованной и невоспитанной дворянки, для которой не существует ни социальных, ни моральных норм. Это жадная, несдержанная, грубая женщина, которая готова унижаться и льстить ради своей выгоды. Она дерётся с собственным братом из-за желания получить чужие деньги. Её поступки, поведение и разговоры вызывают у зрителя и читателя смех.

Своих слуг Простакова обзывает грубыми словами: «скот», «старая ведьма», «воровская харя». Она уверена, что имеет право «поколотить слугу, когда захочет», ссылаясь на указ о вольности дворянства, который на самом деле обозначал освобождение дворян от обязательной военной службы.

Основная часть пьесы посвящена проблеме воспитания и образования дворянских детей, которые совершенно не хотели учиться. Вспомним фразу Митрофанушки: «Не хочу учиться, хочу жениться». 

Сама Простакова считает, что учиться вообще не нужно, что подтверждает словами «Без наук люди живут и жили».

Книги на полкеУчителя, которых она пригласила для обучения Митрофанушки, кроме преподавателя математики, даже не пытались научить его чему-нибудь. Русскому языку недоросля «обучает» семинарист, который не доучился из-за того, что «убоялся бездны премудрости», а французскому языку и истории – кучер, выдающий себя за учителя – немца. Из-за отсутствия элементарных знаний Простакова не может проверить качество обучения. Она настолько глупа, что даже не способна отличить проходимца-конюха от учителя-немца. Автор иронизирует по поводу необразованности женщины.

Простакова, желая женить сына на богатой невесте, демонстрирует, как Митрофанушка «выучен». То, что «дверь – это прилагательна», а история «за тридевять земель, за тридесято царство» - это показатель непросвещённости и вершина невежественности.

Этот эпизод был написан специально, чтобы высмеять систему образования, сложившуюся в 18 веке в России.

Считается, что пьеса «Недоросль» - это комедия классицизма, она относится к «низкому» жанру. В пьесе пять действий.

Герои произведения – дворяне. Автор делит их на положительных и отрицательных персонажей. Имена и фамилии характеризуют качества, которыми герои наделены.

  • В пьесе соблюдено правило трёх единств:единство действия – конфликт заключается в споре между безнравственными сторонниками и просвещёнными противниками крепостного права,
  • единство места – действие совершается в имении госпожи Простаковой,
  • единство времени – события развиваются в течение одних суток.

В классицистической комедии не допускается трагический финал.

Однако Фонвизин в пьесе нарушает это правило. Простакову ждёт трагичный финал - она не только теряет власть над своим имением, но ещё от неё отворачивается любимый сын.

В произведение, помимо финала, также включены трагические сцены. Сочувствие вызывают слуги, которых всё время ругают и бьют. Особенно эта несправедливость отражена в эпизодах с Еремеевной, кормилицей Митрофанушки. Она сорок лет преданно служит Простаковым, за что получает «милость» - в год пять рублей и «по пяти пощечин на день».

Таким образом, Фонвизин нарушает правила классицизма – в пьесе переплетаются комический и трагический стили.

Следовательно, жанром пьесы «Недоросль» является трагикомедия – драматическое произведение, которое наделено признаками и комедии, и трагедии.

Жанр пьесы Недоросль

Жанр пьесы Недоросль
Сейчас читают:
  • Сочинение Добрые люди в моей жизни 9 ласс

    Красота спасёт мир. Так когда-то сказал Достоевский. А я думаю, что мир спасёт доброта. Люди часто говорят, что в мире много зла и несправедливости. Они считают, что жизнь тяжелая, и в ней мало счастливых мгновений. Но мне кажется, такие пессимис

  • Характеристика чиновников в комедии Ревизор 8 класс сочинение

    "Ревизор" - комедия Николая Васильевича Гоголя, направленная на высмеивание общественных и человеческих пороков, также активно поднимается проблема чинопочитания, всячески подхалимничает и унижается перед высшими чинами, в надежде им услужить.

  • Сочинение по картине Серова Девушка освещенная солнцем

    Русских красавиц рисовали многие художники. Среди них был и Валентин Серов. Он изобразил на картине свою двоюродную сестру. Фоном для картины служит сама природа. Смешанный лес средней полосы России, где сосны растут рядом с берёзами,

  • Культура речи - сочинение-рассуждение ЕГЭ

    Культура народа – это его традиции и мораль, а культура языка – его правила, причем не только грамматические. Зачем же нам беречь русский? Вот не выучу я параграф, он что от этого, исчезнет.

  • Образ и характеристика Чацкого в комедии Грибоедова Горе от ума 9 класс сочинение

    Трагикомедия Грибоедова «Горе от ума» играет значимую роль в истории литературы. При уникальном сочетании затухающего классицизма и появлении новых художественных методов, в написании комедии Грибоедов

  • Сочинение по картине Пластова Жатва 6 класс

    На картине Аркадия Пластова «Жатва», написанной в 1945 году, когда Великая Отечественная война, шла к концу, но освободители- солдаты еще не вернулись домой, мы видим пришедших на уборку урожая, десяти-двенадцати летних детей и старого деда-колхозника.