Жанр пьесы Недоросль комедия Фонвизина

«Недоросль» - третья пьеса Фонвизина, принесшая ему успех. Писатель работал над своим произведением на протяжении трех лет. Пьесу не сразу приняло общество, наложив цензуру на постановку в театрах.

Жанр пьесы – комедия, а точнее сказать классицистическая комедия. Как и любое произведение времен классицизма, пьеса Фонвизина имеет те черты, которые характерны для этого литературного направления: единство времени, места и действия; разделение на положительных и отрицательных персонажей, наличие героев с говорящими фамилиями, их статичность и неизменность на протяжении произведения.  

Но вместе с тем в комедии обнаруживаются черты реализма, который только начал зарождаться в то время. Это и наличие любовного и социального конфликта, и зачатки трагизма (что было запрещено в классицистических произведениях). Последний факт во многом повлиял на жанр произведения, комедию. Фонвизин прекрасно показывает все червоточины дворянского общества того времени, заостряя проблему не только на наличии любовного треугольника, но, скорее, на социальный уровень развития дворянского сословия, для которых важнее формальные, материальные ценности, чем духовные, высшие ценности.

Можно сказать, что комедия Фонвизина приобретает сатирический характер, отчего каждый отрицательный персонаж становится заложником своих собственных моральных устоев и взглядов на жизнь. Надежды на то, что всё ещё поправимо, нет, создается мотив обреченности общества Скотининых-Простаковых, которым никогда не будет суждено познать мир духовного и светлого.

Именно поэтому многие критики и литературоведы не определяют жанр произведения лишь в четком ключе комедии. Это трагикомедия, которой присуще комический характер с мрачными, трагическими вкраплениями.

Сочинение Жанр пьесы Недоросль (комедия Фонвизина)

Пьеса Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль», написанная в 1871 году, была представлена зрителю как комедия.

Однако уже более двух столетий ведутся споры о жанре произведения. Чтобы определить жанр пьесы, необходимо внимательно познакомиться с содержанием произведения.

Целью написания произведения было высмеять безнравственных помещиков, не соблюдающих законы ни государственные, ни человеческие, а также систему образования 18 века, которая требовала срочной реформы, потому что просвещение и воспитание – это единственный путь к спасению общества.

  • Автор выделил в пьесе две проблемы:  Нравственное разложение дворян,
  • Обучение и воспитание детей в дворянской семье.

Госпожа Простакова – яркий пример безнравственной, необразованной и невоспитанной дворянки, для которой не существует ни социальных, ни моральных норм. Это жадная, несдержанная, грубая женщина, которая готова унижаться и льстить ради своей выгоды. Она дерётся с собственным братом из-за желания получить чужие деньги. Её поступки, поведение и разговоры вызывают у зрителя и читателя смех.

Своих слуг Простакова обзывает грубыми словами: «скот», «старая ведьма», «воровская харя». Она уверена, что имеет право «поколотить слугу, когда захочет», ссылаясь на указ о вольности дворянства, который на самом деле обозначал освобождение дворян от обязательной военной службы.

Основная часть пьесы посвящена проблеме воспитания и образования дворянских детей, которые совершенно не хотели учиться. Вспомним фразу Митрофанушки: «Не хочу учиться, хочу жениться». 

Сама Простакова считает, что учиться вообще не нужно, что подтверждает словами «Без наук люди живут и жили».

Книги на полкеУчителя, которых она пригласила для обучения Митрофанушки, кроме преподавателя математики, даже не пытались научить его чему-нибудь. Русскому языку недоросля «обучает» семинарист, который не доучился из-за того, что «убоялся бездны премудрости», а французскому языку и истории – кучер, выдающий себя за учителя – немца. Из-за отсутствия элементарных знаний Простакова не может проверить качество обучения. Она настолько глупа, что даже не способна отличить проходимца-конюха от учителя-немца. Автор иронизирует по поводу необразованности женщины.

Простакова, желая женить сына на богатой невесте, демонстрирует, как Митрофанушка «выучен». То, что «дверь – это прилагательна», а история «за тридевять земель, за тридесято царство» - это показатель непросвещённости и вершина невежественности.

Этот эпизод был написан специально, чтобы высмеять систему образования, сложившуюся в 18 веке в России.

Считается, что пьеса «Недоросль» - это комедия классицизма, она относится к «низкому» жанру. В пьесе пять действий.

Герои произведения – дворяне. Автор делит их на положительных и отрицательных персонажей. Имена и фамилии характеризуют качества, которыми герои наделены.

  • В пьесе соблюдено правило трёх единств:единство действия – конфликт заключается в споре между безнравственными сторонниками и просвещёнными противниками крепостного права,
  • единство места – действие совершается в имении госпожи Простаковой,
  • единство времени – события развиваются в течение одних суток.

В классицистической комедии не допускается трагический финал.

Однако Фонвизин в пьесе нарушает это правило. Простакову ждёт трагичный финал - она не только теряет власть над своим имением, но ещё от неё отворачивается любимый сын.

В произведение, помимо финала, также включены трагические сцены. Сочувствие вызывают слуги, которых всё время ругают и бьют. Особенно эта несправедливость отражена в эпизодах с Еремеевной, кормилицей Митрофанушки. Она сорок лет преданно служит Простаковым, за что получает «милость» - в год пять рублей и «по пяти пощечин на день».

Таким образом, Фонвизин нарушает правила классицизма – в пьесе переплетаются комический и трагический стили.

Следовательно, жанром пьесы «Недоросль» является трагикомедия – драматическое произведение, которое наделено признаками и комедии, и трагедии.

Жанр пьесы Недоросль

Жанр пьесы Недоросль
Сейчас читают:
  • Сочинение Железная дорога

    Железные дороги играют ключевую роль в жизни современного мира. Они являются основным средством перевозки людей и грузов, связывая города и страны друг с другом. В своем сочинении я хочу рассказать о том, как железнодорожный транспорт стал

  • Сочинение Литература в жизни человека

    Человек с самого детства ощущает на себе всю ту роль, которую отыгрывает на его воспитании литература, так как он слышит сказки, читает различные истории, изучает литературу своей страны в школе. Все эти составляющие и формируют отношение человека

  • Сочинение Образ и характеристика Элен Курагиной в произведении Война и мир Толстого

    Роман “Война и мир” Толстого является замечательным произведением, которое известно на весь мир. Оно наполнено множеством ярких и не очень персонажей, и не очень, которые являются олицетворением тех или иных человеческих черт характера. Из произведения мы

  • Сочинение по картине Васнецова Ковер-самолет 5 класс

    В.М. Васнецов – один из известнейших русских художников. Он нашел вдохновение для множества своих картин в народных сказках и былинах. В основу произведения «Ковер-самолет», написанного Васнецовым в 1880 году, легла сказка «Жар-птица».

  • Наташа Ростова и Марья Болконская любимые героини Толстого сочинение

    У каждого автора есть свои любимые персонажи, которым писатель отдает особое предпочтение в романе. Так и у Л. Н. Толстого есть любимые образы, которые он внес в свой прекрасный и увлекательный роман « Война и мир ». Наташа Ростова самая

  • Сочинение-описание по картине Айвазовского И.К. Буря

    Иван Константинович Айвазовский — это величайший художник. Каждое из его творений по своему необычно и уникально. Одна из его лучших картин называется "Буря". Она была написана в 1872 году.