Смысл эпиграфа к поэме Мцыри (значение) сочинение

Поэма М.Ю. Лермонтова "Мцыри" начинается с эпиграфа, фраза которого взята Лермонтовым из легенды. Она гласит, что Ионафан - сын израильского царя Саулу - однажды, после изнурительного боя, нарушил запрет отца принимать пищу до вечера. Вся земля тогда источала мед, а воины были так голодны, что Ионафан не удержался и отведал его. Произнося: "Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю", - он готовился к казни.

Чтобы понять, почему именно эту библейскую фразу выбрал Лермонтов для своего произведения в качестве эпиграфа, вспомним поэму.

В произведении речь идет о юноше с Кавказских гор, который в шестилетнем возрасте был пленён, но из-за болезни оставлен на попечение монахам. Мцыри, так назвали мальчика, рос в одиночестве, "в сумрачных стенах", тоскуя по родной стороне, равнодушный к ребяческим утехам и забавам. Его мечта - променять "таких две жизни за одну, но только полную тревог". Страстно горело в груди желание вырваться из душной кельи на свободу. Время шло и, казалось, мальчик привык к плену. Он уже готовился принять монашеский обет, но вдруг исчез. Пропал именно тогда, когда это было опаснее всего - во время неистовой бури. По истечении трёх дней Мцыри был найден бледным, слабым, израненным.

Впервые после долгих лет плена, юноша три "блаженных" дня провел на воле. Он полной грудью вдыхал воздух свободы, всей кожей ощущал "свежесть лесов", наслаждался грозой, вдыхал аромат цветов, вкушал "свежесть горных вод". Наблюдая на берегу горной речки грузинку, спустившуюся за водой, Мцыри во "мраке очей" её узрел тайны любви - никогда не изведанного им чувства. Он успел понять, что глубина страсти заставляет приливать к сердцу кровь, обволакивает мысли...

Но душе не давала покоя заветная цель - "пройти в родимую страну". И потому, превозмогая страдания, тоску и голод юноша двигался вперёд, на родину. Затем он "с пути сбиваться стал", плутал в лесной чаще, продирался сквозь терновник, но даже израненный в кровь - гордый - не желал "помощи людской". Далее была встреча и "смертельный бой" с барсом, в котором Мцыри одержал ошеломляющую победу. Он торжествовал, он был горд тем, "что быть бы мог в краю отцов не из последних удальцов". И каково же было его разочарование, когда юноша понял, что после стольких дней томлений, надежд и страданий, он вернулся туда, откуда бежал - к своей тюрьме.

Но даже перед лицом смерти Мцыри остается верным своему мятежному духу, когда говорит, что "за несколько минут между крутых и тёмных скал, где я в ребячестве играл, я б рай и вечность променял..." А умирать велит перенести себя в то место, где веет свежий воздух свободы и виден его родной Кавказ!

Итак, возвращаясь к эпиграфу, можно сказать, что мёд здесь символизирует сладость свободы. Мцыри, отведав глоток этой свободы, спокойно, с достоинством победителя принимал смерть. Потому что смерть для него - это освобождение от плена. Он верит, что его мятежный дух после смерти вырвется из своего заточения на родину, в мир свободы!

Смысл эпиграфа к поэме Мцыри

Смысл эпиграфа к поэме Мцыри
Сейчас читают:
  • Сочинение по картине Пименова Спор 8 класс

    Название работы советского художника Юрия Пименова точно характеризует саму идею картины – спор между молодыми людьми. Примечательно, что спорящие - это юноша и девушка, вероятно, учащиеся вместе.

  • Сочинение на тему Делай добро 6 класс

    Каждый человек обладает этим великим благом, которое помогает другим людям почувствовать себя не одинокими, так как добрый человек, всегда придет на помощь и не сможет бросить другого человека в беде. Человек, устроен следующим образам:

  • Сочинение по картине Маковского Свидание (3, 4, 7 класс)

    В.Е. Маковский – прекрасный русский художник, живописец и график. Время расцвета художника приходится в 80-е и 90-е годы. Художник в данном промежутке освоил стиль живописи, благодаря которому его картины стали намного выразительнее,

  • Характеристика и образ Лизы в комедии Горе от ума сочинение

    Данное произведение относится к комедиям. "Горе от ума" отличается от других произведений, которые были написаны до его. Отличие заключается в отображении героев. Автор изобразил своего героя в образе Лизы, при этом он её наделил положительными и, конечно

  • Сочинение на тему Школа моей мечты 5 класс

    Я учусь в большой, городской школе. Здание нашей школы трехэтажное. Мы учимся в две смены. Я часто думаю о том, какая школа была бы, школой моей мечты. Пофантазируем?.. В городах будущего, школы будут самыми яркими и удобны

  • Сочинение Веселое происшествие 5 класс

    Каждое лето я отдыхаю у бабушки в поселке городского типа. Там у меня много друзей, которые тоже приезжают на лето к своим бабушкам. Летние дни у нас проходят очень активно и весело, мы целый день проводим на улице за играми.