Шенграбенское сражение в романе Война и мир сочинение

В классическом тексте Толстого Льва Николаевича немало страниц занимает описание военных баталий. И часть из них посвящена Шенграбенскому сражению. Благодаря классику сражение под Шенграбеном получило широкую известность.

Лев Николаевич обращается к сценам войны, чтобы показать героев и их подвиги, чтобы познать диалектику человеческой души.

Если обратиться к тексту романа, то нетрудно заметить, что под Шенграбеном сошлись армии, очень неравные по силам.  Французская армия составляла примерно сто тысяч воинов, русская же, в свою очередь, только тридцать пять.

Австрийская армия выступила раньше, чем русская, но, увидев превосходство врага, отступила.

Кутузов со своим малочисленным войском принял решение отступать. Его тактика заключалась в следующем: опередить французскую армию в местечке Цнайм. Для осуществления этой идеи полководец отправляет Багратиона с четырьмя тысячами голодных и уставших солдат, чтобы последний задержал французов. Кутузову повезло, что в ход военных действий вмешался Его величество Случай. Француз Мюарт увидел Багратиона с войском и предположил, что это вся русская армия. Поэтому он заключил трехдневное перемирие. Кутузов же воспользовался этой передышкой и опередил французскую армию.

Промах русских в том, что по каким-то обстоятельствам батарея Тушина была забыта под Шенграбеном. В этом случае Тушин принял на себя опасное решение. Он с солдатами зажег Шенграбен, и это стало отвлекающим маневром для французской армии.

Когда сражение было завершено, то Багратион «начал разбор полетов». Он был недоволен поступком Тушина и даже сделал ему строгий выговор. Тушин не сказал ни одного слова оправдания, принял выговор как должное.

Свидетелем этой сцены стал князь Андрей Болконский. Он – единственный, кто заступился за Тушина, кто толково разъяснил Багратиону, что если бы не Тушин со своей батареей, то, возможно, русская армия потерпела бы поражение в этом сражении.

Описывая сражение под Шенграбеном, Лев Николаевич раскрывает психологизм своих персонажей. Например, князь Андрей понимает, что война и описание военных действий – это совершенно разные вещи.

Используя военные события Толстой, старается показать читателю истинных и ложных патриотов. Так и в сражении под Шенграбеном он рисует истинных героев и тех, кто выслуживается ради почестей и регалий. Например, Тушин – это истинно русский человек, преданный своему Отечеству. Противопоставлены ему Жерков и Долохов, потому что эти люди не полностью отдают себя ходу событий. Они, в первую очередь, преследуют личные цели. Даже просят, чтобы командир запомнил их и ими совершенные действия.

Подводя итог, можно сказать, что сражение под Шенграбеном нужно Толстому, чтобы показать, как в душе Андрея Болконского наметился путь к совершенствованию. Он рисует истинные чувства тех, кто принимал участие в баталии.

Для Льва Николаевича важно, чтобы читатель воспринял каждого его персонажа таким, какой он есть, без прикрас.

Сочинение Шенграбенское сражение в романе Толстого Война и мир рассуждение

Шенграбенское сражение в романе-эпопее Льва Николаевича Толстого помогает понять лучше характер персонажей. Толстой красочно описал это историческое событие и смог показать весь героизм поступка русского народа. Французы выигрывали численностью своей армии. Однако батарея Тушина спасла русскую армию от поражения в этой битве.

В этом сражении проявляются все духовные качества героев романа. Для Андрея Болконского Шенграбенское сражение послужило начальной точкой нравственного становления его души. Он очень удивился тому, что на войне всё зависит от случая и смелости солдат. Но одной лишь смелости на поле боя мало, важна ещё и любовь к Отечеству. Его поразил самоотверженный поступок Тушина. Он, забыв о себе, о возможном выговоре за свой поступок, поджёг деревню. Это помогло русским войскам отступить, спастись от возможного поражения. После в ответ на поджёг французы начали атаку на его батарею. Без прикрытия батарея отважно продолжала отбиваться от неприятеля.

Такие люди как Тушин не думают о возможных наградах, которые может принести им тот или иной поступок. Это проявление человечности, нравственности и истинного патриотизма. Героизму Тушина противопоставлен командующий отрядом Жерков, который из-за своей мелочности и слабости характера не помог товарищу. Противоположностью истинного патриотизма является ложный. Лев Николаевич Толстой показал своим читателям это на примере одного из персонажей произведения Долохова. Бесспорно, он отважно сражался, но делал он это не из-за любви к Родине. На первом месте в его службе всегда стояли почести, награды, жалование и слава. В Шенграбенском сражении им управляла корысть и эгоизм.

Главной идеей не только в сражении, но и во всем романе считается «Мир». Согласие и гармония среди государств, и среди людей. Война идёт не только межу Россией и Францией, но и межу героями произведения. Эту войну ведут люди без определённых моральных устоев, интриганы и эгоисты. Но добро, как известно, всегда побеждает зло. Это прекрасно понимал Кутузов, поэтому он в первую очередь заботился о своей армии. Но отдавал себя всецело службе и России. Только чистая и светлая любовь к своей Родине и роте позволила командиру Тимохину забыть о страхе и воодушевить на бой всех своих солдат. Именно из таких мелких по чину людей, но добрых сердцем и нравственно чистых складываются победы страны.

Шенграбенское сражение в романе Война и мир

Шенграбенское сражение в романе Война и мир
Сейчас читают:
  • Характеристика Грея из произведения Алые паруса сочинение

    Артур Грэй родился в старом замке и был заложником своего положения. Так же, как и его родители, он должен был пройти свой жизненный путь по законам того общества, в котором родился. Но Грэй с ранних лет начал проявлять недюжинный характер.

  • Сочинение по картине Пластова Саня Маликов 6 класс

    Художник Пластов, человек, который очень любил свою Родину. Он писал жанровые картины из жизни окружающих его людей. Все свои картины в портретном жанре он писал с натуры. На картине Аркадия Александровича «Саня Маликов» мы видим мальчика,

  • Сочинение Кому на Руси жить хорошо

    Эпическая поэма Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» стала неким результатом двух десятков лет творчества. Произведение было написано сразу после отмены крепостного права в1862году, то есть в то время, когда преобразование еще не оправдало чаяний

  • Сочинение по пословице Делу - время потехе - час 4 класс

    Моя бабушка любила повторять, что «Делу - время, а потехе – час». Данная пословица известна нам с раннего детства. А в школе нам рассказали, что это слова одного из российских царей Алексея Михайловича,

  • Сочинение по картине Левитана Осенний день. Сокольники 5 класс

    На картине Левитана отчётливо видно, что осень уже победила лето. Отлично видно, что погода бушует перед первыми холодами, но при этом всём, деревья ещё не потеряли свои красивые наряды. Золотая осень. Трава ещё не полностью потеряла свой ярко-зелёный

  • Береги честь смолоду Капитанская дочка сочинение

    В повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» говорится о чести и достоинстве. А пословица береги платье снову, а честь смолоду, каждый русский человек узнает не задумываясь. Об этом автор начинает рассуждать в самом начале произведения