Роль пейзажа и описание природы в поэме Мцыри сочинение

Поэма «Мцыри» Михаила Юрьевича Лермонтова была написана в тысяча восемьсот тридцать девятом году, в эпоху позднего творчества поэта. Главной идеей его поздней лирики является тема одиночества. Поэт, через призму своего творчества, пришел к новому восприятию отношений героя с окружающим миром.

В данном произведении одиночество выступает как освобождение от условностей, обретение свободы и возможность самому герою управлять своей жизнью. Мцыри показан нам как человек, который потерял себя, свои корни, душевное равновесие.

Роль пейзажа в поэме играет центральную роль. Именно через природу герой осознает себя, убегает из монастыря и получает возможность познать свою душу. Через ручей, через горы, он начинает вспоминать отчий дом, голоса сестер. Будучи маленьким мальчиком, он был пленен генералом и, против воли, покинул родные края. Каждое дерево, камешек, дуновение ветра, пробуждает воспоминания о своей семье. Монастырь, в котором все эти годы жил юноша, воспринимается как тюрьма.

В щебетании птиц он услышал все тайны неба и земли, которые раньше ему были неведомы. В единении с природой, Мцыри наконец-то чувствует себя частью целого, а не мальчиком, которого бросили на чужбине.
Центральная сцена с барсом является кульминационным моментом всего произведения. Поляна является ареной, природа будто замерла, наблюдая за битвой. Именно в этом действии Мцыри побеждает свои душевные муки, он начинает осознавать, что полон сил, что может укротить природу, побороть сильного соперника.

Основной конфликт «Мцыри» - яркий контраст между монастырским миром, темницей для Мцыри, и природным миром, который воплощает в себе свободу. Проведя три дня вне стен монастыря, Мцыри готов остаться, раствориться в ручье, горах. Воспоминания, которые разбудила в нем природа, зарождают в нем веру вновь оказаться в родном краю. Даже смерть не страшит героя – он готов все отдать, чтобы только умереть в родной земле.

Романтический пейзаж в «Мцыри» очень символичен, в нем заложен принцип психологического параллелизма – сопоставление с природой состояний человека. Вся поэма строится на контрастах – холодные стены монастыря и живой мир дикой природы. Мы видим душевную широту героя, Мцыри воспринимает природу в целости, видит ее гармонию.
Даже находясь в заточении, Мцыри нашел путь к познанию мира, смог ощутить себя таким же свободным, как горные хребты, безмолвные облака и величественные деревья.

8 класс

Описание природы и роль пейзажа в поэме Мцыри Лермонтова сочинение

Сюжет и действие поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри» происходит на Кавказе, который занимает важное место в всем творчестве писателя. Для него, горы и близлежащие территории – это в первую очередь чувство свободы, независимость, желании жить. Этими же идеями пропитано и «Мцыри». А раскрыть их наиболее полно позволяет такой элемент художественной изобразительности, как пейзаж.

Важно отметить, что природа изображена Лермонтовым показана не в реалистическом, а в романтическом изображении. Это помогает передать чувства и эмоции героя-романтика, который впервые вырвался на волю, поэтому ему все кажется прекрасным. Горы, холмы, реки – все восхищает юного Мцыри. Метод психологического параллелизма позволяет более тонко передать душевное состояние героя.

Это же достигается за счет резкого контраста в описании монастыря и природы вокруг. Монастырь воспринимается героем как тюрьма, поэтому рисуется его мрачная, давящая атмосфера, навивающая тоску и безысходность. Мир природы напротив, наполнен яркими. Сочными красками, олицетворяющими всю полноту жизни, к которой стремится Мцыри.

Отдельное внимание стоит уделить горам. Так как сюжет произведения происходит на Кавказе, он часто встречаются в пейзаже и несут важную смысловую нагрузку. Гор – это не только красивый объект, но и символ Родины для главного героя. Мцыри, будучи еще маленьким мальчиком, горец по народности, был взят в плен русским генералом и увезен им из родных мест. Поэтому, горы для героя напоминают ему о его родных, близких и беззаботном детстве, проведенным с ними.

Таким образом, пейзаж у М.Ю. Лермонтова играет важную роль, помогает лучше раскрыть идейное содержание поэмы, показать душевное состояние главного героя.

8 класс

Роль пейзажа в поэме Мцыри Лермонтова

В далеком 1839 русский классик первой половины 19 века Лермонтов создал свое бесценное творение – «Мцыри».

По жанру названное произведение представляет собой поэму, которая написана по всем правилам романтизма.

Мы помним со школьной скамьи, что романтическое произведение всегда заключает в себе формулу, которую можно сформулировать как «экзотический герой в экзотических обстоятельствах». Понятно, что раз речь идет об экзотических обстоятельствах, то пейзаж в этом играет главенствующую роль.

В «Мцыри» пейзажные зарисовки необходимы для того, чтобы увидеть и прочувствовать читателю внутренний мир главного героя.

Выше речь шла об экзотических обстоятельствах. Так экзотикой в произведении Лермонтова выступает природный мир Кавказа. Природа, которую описывает поэт, действительно завораживает. В ущелье стоит монастырь. Неподалеку от обители монахов текут две величавых горных речки. Причем Михаил Юрьевич не просто описывает плод своего воображения, он опирается на реально существующую географическую точку. То, что когда-то увидел Михаил Лермонтов, до глубины души затронуло его.

Михаил Юрьевич решает, что в этом месте будет жить его литературный персонаж – Мцыри. Такой выбор позволяет читателю сделать определенные выводы о внутреннем состоянии героя. Можно предположить, что Мцыри – бунтарь, потому что Кавказ – это символ свободы, как в физическом, так и в духовном плане.

Читателю важно, что пейзаж в тексте Михаила Юрьевича Лермонтова тоже выступает как самостоятельное действующее лицо. А если лицо самостоятельное, то следует вывод о том, что его можно трактовать с двух позиций.

Во-первых, пейзаж через призму мировосприятия самого автора.

Во-вторых, пейзаж через систему мироощущения самого Мцыри.

В тексте есть эпизоды, когда две этих позиции совпадают и возникает ощущение, что автор сливается воедино со своим героем.

Выше речь шла о том, что пейзаж – это самостоятельный герой в «Мцыри». Остановимся на этом подробнее.

Анализируя начало произведения, нетрудно заметить, что природа в нем безрадостна и лишена буйства и яркости красок. Это косвенный намек автора на внутренне состояние своего персонажа. Причем явно Лермонтов нигде не выражает состояние Мцыри в тот момент времени.  Это домысливает читатель, по тем краскам в природе, которые ощущает он вместе героем текста.

Далее описывается побег Мцыри из монастыря и три дня, которые главный герой наслаждался свободой.

Понятно, что Михаил Лермонтов в этом эпизоде показывает природу, но уже совершенно с другой стороны.

Во-первых, читатель сразу обращает внимание на краски, которые автор использует. Это яркие солнечные тона.

Во-вторых, следует обратить внимание на детали, которые прямо-таки кричат о том, как хорошо и приятно было на воле Мцыри. Это и теплый солнечный свет, и легкий ласкающий ветерок, и прекрасные цветы Кавказа, и птицы, которые беспрестанно воркуют.

МонастырьВ этом же эпизоде Лермонтов использует свой излюбленный литературный прием – антитезу. Он противопоставляет прекрасный пейзаж в настоящем Мцыри и его прошлое, похожее на тюремное заключение в монастыре.

Если смотреть глубже, обратиться к проблематике текста, то легко и просто можно определить проблему свободы личности.

Когда Мцыри обретает, путь короткую, но свободу, он начинает осознавать свое место в мире. Чтобы точно определить свое местонахождение Мцыри старается вспомнить свою семью, свои, как говорится корни. Конечно, его воспоминания фрагментарны и туманны, по причине того, что мальчик расстался с родителями в раннем возрасте при печальных обстоятельствах.

Но все-таки Мцыри чувствует себя на свободе принадлежащим определенному роду и по этой причине его, как говорится, тянет в родные места.

8 класс

Роль пейзажа в поэме Мцыри Лермонтова (Описание природы) сочинение

Место действия романтической поэмы «Мцыри» М.Ю.Лермонтова – прекрасные горы Кавказа. Монастырь, в котором живет главный герой, находится в месте, где река Арагва (ныне - Арагви) впадает в Куру. В поэме эти две «сестры» шумят, образуя уединенное место для тихой жизни. Не только месту действию, но и описанию пейзажей в целом в произведении уделяется много внимания.

Для Мцыри монастырь в первую очередь тюрьма, «душные кельи и молитвы». В противовес этому природу он описывает очень красочно и живо. Окружающий мир предстает как живой: горы хотят обняться, река спорит с камнем, а сама природа переговаривается. Ему кажется, он познал природу, узнал некую сокровенную истину, неведомую другим. Если мир людей был для послушника чужд, то с природой он чувствовал единение. Главный герой переносит свое ощущение свободы на пейзаж. Он описывает различные детали, которые для обычного человека, возможно, не имели значения, но для него, пленника, они являются символом свободы.

Он убежал ночью в грозу, радуясь буре и ветру, пока монахи в страхе молись перед алтарем. После продолжительного бега, он уснул. С рассветом наступила для него новая жизнь. Он первый раз видит красоту окружающего его мира, о котором он мечтал за каменными стенами. Он будто просыпается от сна вместе с птицами и растениями. Ощущение свободы, простора подарило ему легкость на душе, что позволило вспомнить родной дом. Исполняется заветная мечта, и он в красках все описывает, используя слова «божий сад», «волшебные, странные голоса», «небесный свод». Затем он вновь засыпает от усталости и просыпается уже ночью.

Он очарован луной, звездами и лесом, но в темноте он сбивается с пути. Кульминацией путешествия Мцыри является встреча с диким зверем, барсом. Он предстает счастливым котенком,  грызущим кость, но это только видимость. Как только он замечает человека, он нападает. Схватка с барсом позволяет главному герою оценить свою силу духа и  храбрость, показать одновременно жажду жизни и презрение к смерти.  Победа слабого и неумелого юноши над сильным зверем олицетворяет мощь человека и его способность преодолевать все препятствия. На утро он оказывается в уже знакомых местах. С печалью и грустью он описывает окружающий мир.

Почти все повествование поэмы ведется от имени главного героя. Мы видим его субъективную точку зрения, можем оценить его личные впечатления от увиденного, что помогает раскрыть его характер. Мцыри в первую очередь романтический герой, впечатлительный, храбрый юноша, волею судьбы выросший взаперти в монастыре. Он старается воплотить в жизнь свою заветную мечту, но терпит неудачу. Он не сожалеет о содеянном. В своих последних словах он просит похоронить его в высокой траве под двумя акациями, откуда открывается вид на его родные места, тем самым навсегда связывая себя с ними.

8 класс

Роль пейзажа и описание природы в поэме Мцыри

Роль пейзажа и описание природы в поэме Мцыри
Сейчас читают:
  • Сочинение Родной язык моей семьи русский

    Русский язык для меня не просто набор букв и правил, он является связующим звеном между мной и моими предками. Это глубокий и богатый язык, полный истории, культуры и традиций.

  • Сочинение Комсомольск-на-Амуре - мой город

    Комсомольск-на-Амуре – любимый город, город юности. Он не похож на другие города России, в нём есть особое очарование и романтика. Находясь на Дальнем Востоке,

  • Женские образы Тихого Дона сочинение

    Женские персонажи романа основываются на основе эпического повествования. Шолохов обогащает наше понимание мира, уникальными характерами Аксиньи, Ильиничны, Натальи и Дуняши. Женщины романа, погружены в яростно кипящую жизнь своего

  • Сравнительная характеристика Катерины и Варвары в Грозе сочинение

    Две молодые женщины, Катерина и Варвара, являются героинями пьесы «Гроза». У них много общего: обе они молоды и красивы. Рождены обе девушки в мещанско-купеческой среде. Она же не отличалась особой заботой о светском образовании своих «юных дочерей».

  • Сочинение Уфа - мой город

    Уфа – город, который особо знаменит своими зелеными парками. Благодаря этому город получил особое звание, а именно: самый зеленый город России. В Уфе множество «зеленых» кварталов, прогуливаясь по городу можно бесконечно

  • Сочинение на тему Экологические проблемы

    Научный и технический прогресс значительно повысил уровень жизни людей, упростил работу. Возможности перемещения по миру и посещения мест, нетронутых человеком ранее, расширились. Но у индустриализации есть и побочная сторона – планета очень