Особенности композиции романа Герой нашего времени 9 класс сочинение

Композицией называется последовательность событий в художественном произведении. Та последовательность, какой ее захотел видеть и расположить автор. А сюжет – это система событий в произведении. Так, как они происходили на самом деле.

Могут ли не совпадать сюжет и композиция? Безусловно, могут. И самый классический пример – роман Лермонтова «Герой нашего времени». В нем пять частей. Каждая из них имеет определенное название.

Замысел автора, возможно, состоял в том, чтобы приближать к нам Печорина постепенно, увидеть его глазами других, со стороны. Лермонтов создает своеобразную систему рассказчиков. Сначала события увидены глазами Максима Максимыча – человека простодушного, недалекого, живущего рядом с Печориным и относящимся к нему почти по-отцовски, с глубокой симпатией. Но Максим Максимыч видит лишь «верхушку айсберга». Настоящий Печорин ему не открывается. Другой рассказчик – проезжий офицер, в каком-то смысле alter ego самого Лермонтова. Он видит глубже и зорче. Читатель как будто «прорывается» к образу Печорина сквозь взгляды на него со стороны, сквозь иные оценки. И лишь в последнюю очередь автор предоставляет нам возможность ознакомиться со страницами «журнала» (дневника) Печорина.

А как на самом деле должны располагаться части романа? По дороге из Петербурга на Кавказ Печорин останавливается в приморском городке Тамань. Там он чудом избегает смерти. Затем события на самом Кавказе. Он лечится и отдыхает, разбивает женские сердца. Затем он убивает на дуэли офицера. За это его отправляют в крепость, под надзор Максима Максимыча. Однажды он уезжает в казачью станицу. Там ему удается обезоружить пьяного казака, который до этого зарубил офицера Вулича. Потом случается история с Бэлой, после которой Печорин возвращается в столицу. И, наконец, он едет путешествовать и умирает в дороге.

9 класс  краткое сочинение

Особенности композиции романа сочинение рассуждение

Лермонтов текстом «Герой нашего времени» спроецировал дальнейшие приоритеты литературы. Он создал первый психологический роман. Исходя из этого, можно сказать, что он нарушил каноны композиционной цельности написания романов вообще, в принципе.

Главная мысль лермонтовского текста – «показать историю души человеческой». Именно этой ключевой фразе подчинено все в тексте: начиная от сюжета, заканчивая композиционным строением.

 После завершения работы над своим гениальным произведением, сам Михаил Юрьевич говорил, что в тексте нет места случайностям. Его герой – это человек, который смог воплотить в жизнь только свои порочные стремления и особенности, а благие так и остались не реализованы.

Вполне очевидно, что и в 19 веке и в 21 вокруг текста Лермонтова возникало и возникает большое количество споров и разногласий.

Вот первое из них. Зачем автор изменил хронологию? Попробуем разобраться в этом вопросе.

Обратимся к главному герою и содержанию текста.

Главы расположены непоследовательно – хронология жизни главного персонажа Григория Печорина нарушена. Сначала «Бела», затем «Максим Максимыч», потом рассказ о Мери и, наконец, «Фаталист».

Все исследователи творческого наследия Михаила Юрьевича сходятся во мнении, что он сделал именно так потому, что хотел показать и выделить слабую волю Печорина, его зависимость от судьбы, а с другой стороны открыл читателю своего странного героя постепенно, не сразу.

И считаем, что стоит с литературоведами согласиться.

Второй спор кипит до сих пор по поводу совпадения фабулы и сюжетной линии романа.

Что хотел донести до читателя Михаил Юрьевич, поступая таким образом? Считаем, что такой прием позволяет при чтении заострить свое внимание на внутреннем состоянии Григория Печорина, нежели на внешних фактах, описанных в тексте.

В отечественном литературоведении подобный способ называется «напряженной композицией». Это связано с тем, что главный персонаж проявляет себя только в пиковые моменты его непростой жизни.

Также композицию лермонтовского текста можно назвать кольцевой по причине, что события, связанные с Григорием Александровичем начинаются и заканчиваются в одной точке – крепости.

Теперь проанализируем, каким образом композиция помогает читателю до мелочей понять такой загадочный образ главного героя романа.

Итак, обратимся к главе «Бела». В ней автор показывает своего героя читателю сквозь призму взглядов его друга, командира. Подчеркнуто, что чувства между девушкой из гор и дворянином невозможна. Поэтому романтический облик Григория Александровича развенчивается.

Далее, во второй части – дневнике главного героя, читатель узнает о нем лично от него самого.

«Тамань» будто бы и написана лишь только для того, чтобы лишний раз подчеркнуть невозможность отношений романтического плана для Григория Александровича. Но в этой части сквозит авантюризм Печорина.

В «Фаталисте» же автор поднимает главные философские проблемы всего своего творчества – жизнь и смерть.

Таким образом, композиционное строение романа «Герой нашего времени» четко определяет авторский замысел. Иначе бы психология героя не была раскрыта.

9 класс  краткое сочинение

Особенности композиции романа Герой нашего времени

Особенности композиции романа Герой нашего времени
Сейчас читают:
  • Сочинение на тему Моя мечта

    В мире очень много разнообразных профессий, который приносят пользу людям и государству в котором они живут. Нужно помнить, что любой труд и любая профессия в почете, но не стоит забывать и про то, что существуют особые, специфические профессии,

  • Сочинение на тему Экологические проблемы

    Научный и технический прогресс значительно повысил уровень жизни людей, упростил работу. Возможности перемещения по миру и посещения мест, нетронутых человеком ранее, расширились. Но у индустриализации есть и побочная сторона – планета очень

  • Сочинение на тему Жизнь человека ЕГЭ 11 класс

    Отведённые нам дни пролетают мимо нас незаметно. Время, насмехаясь над нами, бежит со всех ног, не обращая внимания на наши мольбы, хоть чуть-чуть приостановить свой ход. Люди борются, ищут решений там, где они не нужны. Но нужна ли постоянная борьба,

  • Сочинение на тему Победа и поражение

    Человек, который не бояться принять поражение и делает это достойно, уже является победителем. Победа никогда не дается легко, а принять поражение труднее вдвойне. Для этого необходимо быть мужественным человеком.

  • Сочинение по картине Серова Девочка с персиками 6 класс

    Свою знаменитую картину «Девочка с персиками», которая сегодня находится в Третьяковской галерее, молодой двадцатидвухлетний художник Валентин Серов написал в 1887 году в усадьбе Абрамцево,

  • Сочинение на тему Мой родной край рассуждение

    Человек за свою жизнь бывает в разных местах: странах и городах. Где-то он бывает на отдыхе, где-то с познавательной миссией. Где-то работает, а где-то учится. Возможно, ему везде и все нравится. Но, есть всего одно место, которое он считает своим,