- Сочинения /
- По литературе /
- Образ и характеристика Митрофана в комедии Недоросль
Образ и характеристика Митрофана в комедии Недоросль Фонвизина сочинение
Три столетия назад гений сатиры создал свою знаменитую комедию «Недоросль». Этот классицистический текст написан во времена, когда государство Российское жило по законам, введенным Петром 1. Указ царя заключался в том, что необразованные юноши в возрасте до 21 года не могли служить ни армии, ни государству, а также создавать собственную семью. Таких недоучек именовали «недорослями». Этот термин использовал Денис Иванович Фонвизин для названия своего текста.
Главный герой Фонвизина недоросль по имени Митрофан. Ему около 16 лет и он глуп, ленив, жаден и жесток. Он по возрасту вполне взрослый и самостоятельный, но ведет себя подобно капризному ребенку. Он вызывает смех у читателя и в то же время является отрицательным персонажем.
Исходя из вышесказанного, обратимся к подробному анализу этого литературного героя.
Глядя на систему персонажей пьесы, нетрудно заметить, что образ Митрофанушки тесно взаимосвязан с другими героями. Эта взаимосвязь основана на решении проблемы воспитания и образования.
Обратимся к родителям Митрофана. Его мама – это эгоистичная, невоспитанная женщина; одним словом – невежда.
Сообразно своему складу она воспитывает сына и получает в результате того, кого в народе именуют «маменькин сынок». Он полностью копирует ее поведение и отношение к окружающим: он жесток, расчетлив, меркантилен. Особенно ярко это раскрывает Денис Иванович в финале произведения, когда Митрофан ради денег и власти бросает маменьку свою у «разбитого корыта».
Также стоит рассмотреть, каково влияние отца на Митрофана. Отец, по сути, никто в собственной семье. Эти-то качества и копирует Митрофанушка. Как говорят, что посеешь, то и пожнешь.
Родной дядя Митрофана – Скотинин – это тот, в кого превратится Митрофанушка, когда станет взрослым.
Для него свиньи лучше, чем человеческое общество.
Фонвизин не только вскрывает пороки воспитания Митрофанушки. Немаловажную роль играет его образование, а точнее сам процесс его получения. Матушка нанимает своему любимому сыночку учителей. Но эти люди случайны в педагогике, один – сержант в отставке, другой – недоучка, третий – бывший конюх. Чему могут научить такие учителя?
В противовес таким горе-педагогам введен образ Стародума, через реплики и монологи которого вскрыто и осуждено невежество и сына и матери Простаковых, а также «недалекость» педагогов.
Такой процесс обучения Денис Иванович показывает осознанно. Он нисколько не фантазирует. Такой поворот событий имел место быть в России 18 века.
Почему Митрофан – это один из главных персонажей? Попробуем разобраться.
В целом этот персонаж противопоставлен Софье. Он глуп, а она умна. Он необразован, а она блестяще образована.
Почему же такая расстановка действующих лиц? Ответ очевиден. Просто для России того периода было нормой, что молодые отпрыски дворян были умственно и морально отсталы от жизни. Жили они старыми законами.
Таким образом, образ Митрофанушки собирателен. В нем соединились глупость, жадность, пассивность и инфантильность. Это символ того, как может образоваться подобие человека, которое забыло о вечных ценностях.
Характеристика Митрофана в комедии Недоросль
Автором комедии «Недоросль» является Фонвизин, Денис Иванович. Комедия высмеивает невежественность и жестокость дворянства того времени.
Ключевой фигурой комедии выступает сын четы Простаковых – Митрофан. Он и является «недорослем» – молодым юношей, не получившим образования. В то время указом Петра I вводилось обязательное обучение дворянских детей. Для большей мотивации выполнения указа, без получения письменного удостоверения о выучке, молодым людям запрещалось вступать в брак. Хочешь жениться – грызи гранит науки. С таким препятствием столкнулся и наш главный герой.
Митрофанушка стал жертвой чрезмерной любви и невежества своей матушки, госпожи Простаковой. Растя в атмосфере вседозволенности, он стал эгоистичным и жестоким. Неуважение к окружающим, нежелание учиться, лживость, глупость – вот основные его качества. Он хитрый, вовсю манипулирует своей матерью, льстит ей ради собственной выгоды, давит на жалость.
Может быть, у Митрофана и получилось бы научиться хоть чему-нибудь, но он слушает свою мать и немца Вральмана, что наука для него бесполезна и опасна, а учиться нужно только для вида. Остальных своих учителей Цыфиркина и Кутейкина он презирает.
Ужасным образом Митрофанушка поступает со своей кормилице Еремеевной. Обзывает ее «старой хрычовкой», грозится нажаловаться матушке, чтобы та ее наказала.
Митрофан труслив. Когда происходит стычка со Скотининым, он прячется за спину Еремеевны, а потом жалуется Простаковой, что дядя его грозился убить, и что лучше он сам пойдет в реке утопится.
В конце пьесы, когда Правдин отбирает у Простаковых имение, видно настоящее отношение Митрофана к матери. После того, как мать лишили власти, ему больше нечего там делать и он соглашается идти служить.
Сочинение Образ и характеристика Митрофана в комедии Грибоедова
Митрофан – один из главных персонажей пьесы Фонвизина «Недоросль». Благодаря классицистическому направлению произведения, в пьесе присутствует четкое разделение персонажей на положительных и отрицательных. Митрофан – отрицательный персонаж, наряду с его родителями, Простаковыми, и Скотининым, братом матери, соответственно, его дядей.
Кроме того, в классицизме принято употреблять говорящие фамилии для персонажей, для того чтобы обличить их пороки. Имя «Митрофан» в переводе с греческого означает «данный матерью», «являющий собой мать». Его имя еще раз подтверждает тот факт, что мать персонажа, госпожа Простакова, оказала не совсем правильное влияние на своего сына, а точнее, сделала его заложником собственных целей и желаний. Поэтому Митрофан – плод неправильного воспитания Простаковой собственного сына. Фамилия Митрофана – Простаков (от слова «простой», во времена Фонвизина — это слово еще и имело значение «пустой»), что как нельзя лучше характеризует эту семью как людей без духовных и высшихценностей и целей.
Митрофан – эгоистичный и избалованный юноша, который не способен на чувства любви к своей матери и к кому бы то ни было. Он хорошо чувствует власть своей матери в доме над слугами и собственными отцом, при этом он знает, что мать без памяти любит его и готова сделать всё ради него, поэтому он позволяет себе заискивать перед ней, но это только до тех пор, пока сама Простакова имеет какое-то значение в собственном доме. Это еще раз доказывает, что Митрофан – хитрый персонаж, которому ничего не стоит притвориться, чтобы добиться получения того, чего ему хочется.
Все его жизненные цели и ориентиры направлены на утоление своих физических потребностей (будь то сон, питание, прогулки на голубятне). Что касается обучения или просто развития духовных качеств, то здесь Митрофан предстает как настоящий невежда, которого невозможно не только научить понимать высшие ценности жизни, но и просто обучить азам грамматики и арифметики.
При все этом Митрофан – статичный персонаж, который никак не развивается на протяжении произведения, но и не имеет самостоятельного поля действия. Его заставляют жениться – он соглашается, почему бы и нет. То же самое абсолютно со всем, что происходит в сюжете произведения. Митрофан при этом остается лишь косвенной причиной всех конфликтов, сам не принимая в них участия.
Смысл названия произведения так же относится к Митрофану. Он – недоросль, причем сразу в нескольких значениях этого слова. Во-первых, он – недоросль в интеллектуальном отношении: по всем тем предметам, которые преподаются Митрофану, он полный профан, и даже существительное от прилагательного отличить ему не удается. Во-вторых, он – недоросль в моральном отношении: он ни во что не ставит чувства других людей (особенно собственной матери). В-третьих, он – недоросль в социальном (гражданском) смысле: Митрофан в прямом смысле не дорос до поступления на государственную службу (во времена Петра I юноши до 15 лет не имели право служить отечеству, поэтому их так и называли «недорослями»). Конечно, во времена Фонвизина, слово «недоросль» имело лишь прямое значение, но после выхода его пьесы, в которой это понятие становится метафорой сатиры и насмешки, переносное значение входит в обиход речи людей.
Таким образом, Митрофан – это результат неправильного воспитания его матери. Кто знает, что могло бы получиться из него, если бы его мать сама имела бы хорошее воспитание. Чему может научить Митрофана женщина, которая сама никогда ничему не обучалась, и которая не имеет хоть какие-то зачатки морали в своей душе?
- Сочинение по картине Крамского Мина Моисеев 7 класс
Крамской Иван – величайший художник. Не все узнают и вспомнят его работы, услышав это имя, но увидев картины, которые он нарисовал, любой человек скажет: «Я это видел!» В учебниках, в галереях, в книгах – везде есть картины,
- Сочинения для 2 класс
- Сочинение Озеро Байкал кратко
Байкал… «Священное море» России возрастом двадцать пять миллионов лет. Дикая и неподступная красота пейзажей, прозрачная глубина холодного озера будоражат мою детскую мечту. И вот я здесь. Перед моим
- Сочинение по картине Кустодиева Портрет Шаляпина 8 класс
Прекрасный русский художник, который относится к великолепной плеяде передвижников, которые создали огромное количество прекрасных произведений искусства. Наш герой, работал в портретном жанре, так как
- Сочинение Мое хобби Йога
Моим любимым занятием является йога - древняя практика, которая помогает укрепить тело и успокоить ум.
- Сочинение на тему Здоровый образ жизни 3, 4, 5, 9 класс кратко
Полезно делать по утрам утреннюю зарядку, и в течение недели уделять время тренировкам и совершенствованию своего организма. Большую пользу для организма приносит плаванье.