Образ и характеристика Фамусова в комедии Горе от ума Грибоедова сочинение

Павел Афанасьевич Фамусов - признанный столичный «туз». На первый взгляд, в его фамилии ничего «говорящего» нет – во всяком случае, с точки зрения человека, хорошо владеющего русским языком. Но все дело как раз в том, что корень этой фамилии – французский. А уж «двуязычие» было в те времена, когда Грибоедов создавал комедию, явлением привычным. Поэтому тогдашний читатель и зритель почти наверняка воспринимал фамилию «Фамусов» именно в качестве «говорящей». Итак, famous в переводе с французского означает известный или пресловутый. С какой стороны не посмотри на этого человека – свою «говорящую» фамилию он оправдывает целиком и полностью. Не без гордости говорит о себе и своих заслугах, зятем видит исключительно человека «с звездами да с чинами», не считает чем-то постыдным и зазорным ради последующего материального благополучия и крепкого социального статуса сгибаться в три погибели перед вышестоящими, а если потребуется – и сыграть роль «шута горохового» (вспомним, как в пример Чацкому приводится дядя Фамусова – Максим Петрович). На основании автохарактеристик и словесного портрета перед нами встает человек с положением и со связями, который все время чем-то занят – то по дому, то вне его. Каких-либо устойчивых моральных принципов Фамусов, вместе с тем, лишен. Для Фамусова далеко не безразлично, что говорят о нем в свете – репутацией он дорожит. Фамусов в совершенстве владеет искусством лести, умеет подстраиваться к любому гостю. Таким образом, перед нами – типичный собирательный образ московского дворянина и русского барина одновременно.

Сценическое новаторство Грибоедова проявилось в преодолении однолинейности изображения характеров, свойственной классицистам и задаваемой в том числе «говорящими» фамилиями. В первую очередь, это касается именно Фамусова. Он предстает перед нами сразу в нескольких ипостасях и социальных ролях: старого волокиты и ханжи (после ухлестываний за Лизанькой говорит, что «монашеским известен поведеньем»), и чадолюбивым отцом взрослой дочери, и рачительным хозяином, и покровителем многочисленных родственников, и чинушей-бюрократом, и реакционером-мракобесом, и даже умеренным либералом. Независимо друг от друга князь П.А.Вяземский и В.Г.Белинский отмечали, то парадоксальное обстоятельство, что некоторые монологи Фамусова по своему сатирическому пылу не уступают монологам и репликам Чацкого.

Грибоедов нашел выразительный прием для создания значительного, емкого характера персонажа. Окружающие Фамусова как бы «входят» в него в качестве своеобразных составляющих частей: здесь и угодливость Молчалина, и реакционность Скалозуба, и либеральная болтовня Репетилова. Именно поэтому Фамусов так легко находит с ними всеми общий язык, умеет превосходно чувствовать ситуацию и вписываться в нее.

Образ и характеристика Фамусова

Первое, что хочется сказать, что знаменитое произведение великого русского писателя Грибоедова, после своего написания не сразу же завоевала должную популярность и общепризнанность. Её далеко не сразу стали печатать в большом тираже, по её мотиву не сразу стали ставить спектакли. Но, тем не менее именно этой пьесой автор смог донести до читателей ситуацию, которая складывалась в начале девятнадцатого века, а все благодаря тому, что автор очень много внимания старается уделить каждому персонажу. Без исключения каждый введенный персонаж является очень значимым и важным, и без него данное произведение было бы не полным.

Таким персонажем является и Фамусов. Давайте постараемся более подробно познакомиться с этим героем.

И так, Фамусов в данном произведении является высокопоставленным человеком, который занимает довольно влиятельный пост в Москве. Попасть в его общество мечтают многие, но далеко не каждому это удается. По сложившейся жизненной ситуации, этот человек является вдовцом, который к тому же один воспитывает подрастающую дочь Софью.

По взглядам на жизнь, этот герой относится к тем, кто очень сильно боится каких-то либо изменений, и считает, что лучше всего то, что складывалось многие годы. По его мнению просто не зачем вводить какие-то новшества в устоявшуюся и стабильную жизнь.

Кстати данный герой появляется в самом начале этого произведения, и уже по первому впечатлению можно сделать вывод о данном герое.
Многие читатели считают, что Фамусов является довольно таки черствым человеком, который в своей жизни боится только лишь за свое собственное благополучие, и если говорить откровенно, то в этом есть своя доля правды.

В заключении хотелось бы отметить, что данный герой очень сильно зависим от мнения общества, и постоянно поддается на то, что говорят окружающие.

Образ и характеристика Фамусова

Образ и характеристика Фамусова
Сейчас читают:
  • Сочинение Нисского Февраль. Подмосковье 5 класс по картине

    Георгий Григорьевич Нисский – живописец, который в каждое творение искусства вкладывал душу, чувства, эмоции. Все это делает сейчас его картины настоящими и проникновенными. Георгий Григорьевич постоянно писал пейзажи.

  • Сочинение на тему Осенние каникулы

    Осенние каникулы всегда были моим любимым временем года. Это время, когда природа как будто волшебным образом преображается, окрашиваясь в яркие краски осени.

  • Сочинение на тему Школа моей мечты 5 класс

    Я учусь в большой, городской школе. Здание нашей школы трехэтажное. Мы учимся в две смены. Я часто думаю о том, какая школа была бы, школой моей мечты. Пофантазируем?.. В городах будущего, школы будут самыми яркими и удобны

  • Анализ романа Евгений Онегин Пушкина

    Произведение Александра Сергеевича Пушкина под названием Евгений Онегин стало знаменательным событием в литературном мире начала

  • Сочинение по картине Рембрандта Возвращение блудного сына

    В 17 веке в Европе популярность обретает библейская притча о блудном сыне. К ней возрастает интерес многих творцов мировой культуры. Именно в это время откликом на всем известный сюжет становится картина голландского художника Х. Рембрандта «Возвращение

  • Сочинение по картине Тициана Флора

    Автор картины «Флора» -Тициан Вечеллио – знаменитый итальянский живописец эпохи Позднего Возрождения. Его работы стоят в одном ряду с шедеврами Рафаэля, Микеланджело, Леонардо да Винчи. Из-под его гениальной кисти выходили