- Сочинения /
- По литературе /
- Образ Хлестакова в комедии Ревизор
Образ Хлестакова в комедии Ревизор сочинение 8 класс
История этого произведения насчитывает без малого двести лет, а проблемы общества, затронутые в ней актуальны и по сей день. Как удалось Гоголю создать пьесу, сюжет и герои которой не устаревают и вызывают неослабевающий интерес читателей?
По легенде, сюжет будущей комедии молодому писателю "подарил" Пушкин в 1833 году, рассказав тому анекдот о путанице, произошедшей в Новгородской губернии. Конечно, эта история прямо-таки напрашивалась в типичную комедию положений, но Гоголю удалось несоизмеримо больше: "Ревизор" живописует социальные и нравственные неурядицы русского общества.
Писатель изначально ставил глобальную творческую задачу: "В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем".
В тексте своей пьесы молодой писатель воплощает несколько "инноваций", как выражаются наши современники.
Во-первых, драматургия догоголевского периода подразумевала наличие положительного героя и его антагонистов; в "Ревизоре" же такого героя попросту нет, вернее, по выражению самого Николая Васильевича, "положительный герой один смех".
Во-вторых, гениальная "немая сцена" в финале произведения по силе эмоционального накала сравнима, пожалуй, лишь с пушкинским "народ безмолвствует", завершающим драму "Борис Годунов".
Главным героем комедии принято считать Ивана Александровича Хлестакова, пустышку и враля, вдруг сумевшего обвести вокруг пальца самого Городничего и его приближённых, собаку съевших в вопросах вранья, подхалимства и взяточничества. Что же представляет из себя этот персонаж, такой типичный и неординарный одновременно?
Сам Гоголь отмечал: "Хлестаков самый трудный образ в пьесе", а Д.Мережковский, анализируя пьесу, отмечал мистические черты характера Хлестакова и сравнивал его с самим дьяволом. Этот персонаж явился мерилом порядочности каждого героя в комедии, сам того не подозревая.
Появление Хлестакова на сцене предваряется монологом его слуги Осипа, чрезвычайно неуважительно отзывающегося о нём. Из этого монолога мы узнаём о том, что Хлестаков типичный "маленький человек", "елистратишка", спустивший все деньги в карточной игре и потому живущий в заштатной гостинице в долг. Ни у кого не вызывает он ни уважения, ни признания, ни каких-либо других тёплых чувств.
Однако легкомысленность и поверхностность характера не позволяют Хлестакову зациклиться на собственных жизненных неурядицах: весь он в мечтах о неожиданном и существенном улучшении своего социального положения, естественно, без всяких усилий с его стороны.
Вот такой пустенький и незадачливый молодой человек становится настоящим кошмаром для градоправителей города N, узнавших в нём всемогущего Ревизора. Как же ему это удалось?
Ответ очевиден: Хлестаков полностью вживается в свою роль. Всегда была в нём эта тяга к роскошной жизни, неотъемлемой частью которой он себя воображает, потому он так естественно принимает почести от высших лиц города. Начиная вдохновенно врать, коллежский регистратор уже не чувствует грани между истиной и ложью и сам верит в то, что говорит.
И вот эта-то искренность во вранье, детское смешение фантазий и правды и притупляет нюх опытного Городничего, который напуган до того, что не замечает очевидного абсурда в словах лжеревизора. А тот рад стараться: сцена вранья на приёме создаёт фантасмагоричный образ идеальной жизни человека из высшего общества, какой её представляет Хлестаков; жизни, радости которой измеряются исключительно в материальных ценностях и привилегиях.
Он постоянно заговаривается, речь его прерывиста, но полёт фантазии остановить невозможно: пришёл его звёздный час. И почтенная публика внимает ему, как околдованная. Это ли не "бесовщина", о которой позже рассуждал Мережковский?
И исчезает Хлестаков как наваждение, "как лживый олицетворённый обман...бог весть куда", оставляя чиновников в недоумении, как такой "фитюлька" сумел обвести их вокруг пальца, да ещё и надсмеяться над ними в письме. Высочайший накал эмоций гениально передан в немой сцене, и в качестве набата звучат слова Городничего «Чему смеетесь? Над собой смеетесь!..»
Широкие обобщения, послужившие Гоголю основой для создания образа Хлестакова, сделали этот персонаж настолько жизненным, что имя его стало нарицательным, а совокупность черт характера получила ёмкое название "хлестаковщина", которым и по сей день именуется тщеславное, лживое и легкомысленное поведение.
8 класс
- Герои романа Преступление и наказание сочинение
Изначально Достоевский хотел сделать Родиона классическим деспотом, он обладал непомерной гордость, был высокомерен и презирал общество. Но во время написания романа, образ Раскольникова усложнился. Его университетский товарищ Дмитрий сетует
- Сочинение-рассуждение Дружба 9 класс ОГЭ 15,3
Дружба является очень важной вещью в жизни людей. Возраст людей для дружбы не очень важен, потому что дружить можно в любом возрасте. Сколько бы лет не было человеку, он нуждается в друзьях.
- Сочинение по рассказу Толстого Утро изменившее жизнь
Как же всё-таки странно утроена наша жизнь, очень часто всего лишь одна минута, одна встреча способны изменить всю дальнейшую жизнь. Пожалуй , лучше всего это возможно понять, прочитав знаменитый рассказ русского писателя Льва Николаевича Толстого
- Сочинение Чем опасны технологии в руках безнравственных людей? (итоговое сочинение) ЕГЭ
Сейчас идет век новых технологий и открытий. Новшества постоянно входят в нашу жизнь, сначала человек побывал в космосе, изобрел телевидение, телефонную связь, открыл новые лекарства.
- История создания романа Тихий Дон сочинение
«Тихий Дон» – самый известный труд М. А. Шолохова. Автор писал его на протяжении десяти лет. В произведении Шолохов развернул эпохальное, пропитанное ароматами земли, колоритная лента из жизни казаков Дона. Датой создания произведения
- Сочинение по картине Хруцкого Цветы и плоды 5 класс
На картине известного белорусского живописца Ивана Трофимовича Хруцкого «Цветы и плоды» изображен натюрморт с ярким и многоликим разнообразием флоры и плодов. По своим параметрам: композиции, характеру освещения, цветовой гамме, работа очень сложная.