Образ Хлестакова в комедии Ревизор сочинение 8 класс

История этого произведения насчитывает без малого двести лет, а проблемы общества, затронутые в ней актуальны и по сей день. Как удалось Гоголю создать пьесу, сюжет и герои которой не устаревают и вызывают неослабевающий интерес читателей?

По легенде, сюжет будущей комедии молодому писателю "подарил" Пушкин в 1833 году, рассказав тому анекдот о путанице, произошедшей в Новгородской губернии. Конечно, эта история прямо-таки напрашивалась в типичную комедию положений, но Гоголю удалось несоизмеримо больше: "Ревизор" живописует социальные и нравственные неурядицы русского общества.

Писатель изначально ставил глобальную творческую задачу: "В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем".
В тексте своей пьесы молодой писатель воплощает несколько "инноваций", как выражаются наши современники.

Во-первых, драматургия догоголевского периода подразумевала наличие положительного героя и его антагонистов; в "Ревизоре" же такого героя попросту нет, вернее, по выражению самого Николая Васильевича, "положительный герой один смех".

Во-вторых, гениальная "немая сцена" в финале произведения по силе эмоционального накала сравнима, пожалуй, лишь с пушкинским "народ безмолвствует", завершающим драму "Борис Годунов".

Главным героем комедии принято считать Ивана Александровича Хлестакова, пустышку и враля, вдруг сумевшего обвести вокруг пальца самого Городничего и его приближённых, собаку съевших в вопросах вранья, подхалимства и взяточничества. Что же представляет из себя этот персонаж, такой типичный и неординарный одновременно?

Сам Гоголь отмечал: "Хлестаков самый трудный образ в пьесе", а Д.Мережковский, анализируя пьесу, отмечал мистические черты характера Хлестакова и сравнивал его с самим дьяволом. Этот персонаж явился мерилом порядочности каждого героя в комедии, сам того не подозревая.

Появление Хлестакова на сцене предваряется монологом его слуги Осипа, чрезвычайно неуважительно отзывающегося о нём. Из этого монолога мы узнаём о том, что Хлестаков типичный "маленький человек", "елистратишка", спустивший все деньги в карточной игре и потому живущий в заштатной гостинице в долг. Ни у кого не вызывает он ни уважения, ни признания, ни каких-либо других тёплых чувств.

Однако легкомысленность и поверхностность характера не позволяют Хлестакову зациклиться на собственных жизненных неурядицах: весь он в мечтах о неожиданном и существенном улучшении своего социального положения, естественно, без всяких усилий с его стороны.

Вот такой пустенький и незадачливый молодой человек становится настоящим кошмаром для градоправителей города N, узнавших в нём всемогущего Ревизора. Как же ему это удалось?

Ответ очевиден: Хлестаков полностью вживается в свою роль. Всегда была в нём эта тяга к роскошной жизни, неотъемлемой частью которой он себя воображает, потому он так естественно принимает почести от высших лиц города. Начиная вдохновенно врать, коллежский регистратор уже не чувствует грани между истиной и ложью и сам верит в то, что говорит. 

И вот эта-то искренность во вранье, детское смешение фантазий и правды и притупляет нюх опытного Городничего, который напуган до того, что не замечает очевидного абсурда в словах лжеревизора. А тот рад стараться: сцена вранья на приёме создаёт фантасмагоричный образ идеальной жизни человека из высшего общества, какой её представляет Хлестаков; жизни, радости которой измеряются исключительно в материальных ценностях и привилегиях.

Он постоянно заговаривается, речь его прерывиста, но полёт фантазии остановить невозможно: пришёл его звёздный час. И почтенная публика внимает ему, как околдованная. Это ли не "бесовщина", о которой позже рассуждал Мережковский?

И исчезает Хлестаков как наваждение, "как лживый олицетворённый обман...бог весть куда", оставляя чиновников в недоумении, как такой "фитюлька" сумел обвести их вокруг пальца, да ещё и надсмеяться над ними в письме. Высочайший накал эмоций гениально передан в немой сцене, и в качестве набата звучат слова Городничего «Чему смеетесь? Над собой смеетесь!..»

Широкие обобщения, послужившие Гоголю основой для создания образа Хлестакова, сделали этот персонаж настолько жизненным, что имя его стало нарицательным, а совокупность черт характера получила ёмкое название "хлестаковщина", которым и по сей день именуется тщеславное, лживое и легкомысленное поведение.

8 класс

Образ Хлестакова в комедии Ревизор

Образ Хлестакова в комедии Ревизор
Сейчас читают:
  • Главные герои Мастера и Маргариты сочинение

    Главными героями в романе Михаила Афанасьевича Булгакова "Мастер и Маргарита" являются Воланд, Мастер и Маргарита. Воланд встречается уже в самом начале романа. Он - мужчина средних лет, хитрый,Сатана, Дьявол, могущественный «князь тьмы»,

  • Сочинение Чебоксары - мой город

    В этом знаменитом городе я родился. В этом красивом городе присутствует множество достопримечательностей и замечательных мест для отдыха. Но самое мое любимое место – это Чебоксарский залив. На залив приезжают не только жители города,

  • Сочинение-рассуждение Время перемен

    Насколько сильно человек нуждается в переменах в течение всей своей жизни? Ответ однозначный – конечно, изменения необходимы, так как сам по себе человек есть существо постоянно обновляющееся,

  • Сочинение по картине Рылова Цветистый луг 6 класс

    Праздничное настроение, которое дарит нам картина Аркадия Рылова "Цветистый луг", не оставляет равнодушным никого. Настолько сильно и выразительно автор показывает нам природу родного края, что все вокруг оживает. Оживает знакомый с детства пейзаж,

  • Сочинение Астрахань - мой город

    Астрахань это тот город который не стоит на месте и старается развиваться несмотря на свою историческую давность. Город Астрахань расположился на Прикаспийских островах в верхней части реки Волги. Если говорить о климате в Астрахани,

  • Сочинение О проявлении нравственного начала в истории, в жизни, в судьбе

    Нравственное начало представляет собой внутренний компонент, который присущ человеку. Если мораль является неким внешним сводом своеобразных правил и норм, которые предписывается соблюдать человеку, то нравственность является внутренним ориентиром